Участие НКО в процессе духовно-нравственного воспитания в современной России

С распадом Советского союза российское, да и все постсоветское общество в результате скоропалительных экономических реформ оказалось в чуждой и непонятной для него среде рыночных отношений. Люди, имеющие в своем базисе привитую им за семьдесят лет советскую идеологию, в основе которой лежал моральный кодекс строителя коммунизма, с его идеями общего блага, практически в мгновение оказались в другой реальности, где девизом стало уже знакомое по перестроечным временам, но еще непривычное и пугающее «хочешь жить – умей вертеться» или «спасение утопающих, дело рук самих утопающих». В итоге получилось, что на фоне неприспособленного к новым условиям законодательства и еще неокрепшей постсоветской государственной системы, наибольших успехов в своем «спасении» достигли те наши сограждане, которые не очень уж дорожили общечеловеческими моральными принципами и нравственными устоями и, к нашему сожалению, частенько получали желаемое за счет своих менее изворотливых собратьев.

 

 

Однако и к владению материальными ценностями, тоже надо быть готовым, и готовым еще более серьезно, чем к ситуации с выживанием, так как эти ценности увлекают человека настолько, что он попадает в зависимость от них, становиться рабом своих желаний. А это испытания не на физическую выносливость – это испытания на твердость духа. Душевные недуги, порождаемые материальной зависимостью, гораздо губительнее для человека и поэтому требуют от него максимум усилий и концентрации воли. Воли основанной на духовных и нравственных ценностях, сгенерированных через культурный код нации. В противном случае такое владение становиться опасным как для владельца, так и для окружающего социума.

 

В этих процессах начали формироваться новые российские «элиты». Зачастую, элиты из людей, которым в морально здоровом обществе всегда место отводилось на выселках. Представители этих новых низкопробных элит начинают устанавливать свои правила игры, дабы сберечь и приумножить полученное. Они проникают во властные структуры и уже на государственном уровне пытаются формировать выгодную им политику. Личностные интересы таких людей, представляя интересы меньшинства, начинают уже диктовать условия остальным, находящимся, как это ни парадоксально, в «одиночном большинстве» и судорожно пытающимся найти себе место в этой чуждой им игре на выживание. Это как индивидуальный окопчик на войне. Вот вроде товарищи рядом, а товарищеского плеча не чувствуется и прийти на выручку никто не может, сидят каждый в своей ямке, в ней по одиночку и погибают.

 

В таком мире «предприимчивости» невежд происходит отбрасывание некоторых, ранее, казалось бы, незыблемых принципов, таких как соучастие в жизни других, сострадание, честность и правдивость. А ведь в чем испокон веков проявлялись отличительные черты, так называемого, русского характера? В его духовно-нравственных ценностях. Для русского человека природа мира – духовная, иррациональная. Жизнь это тайна, а время это разнообразие переживаемых событий. Возраст, а с ними опыт и мудрость – непререкаемые авторитеты. Скромность и сдержанность - основа для уважительного к себе отношения. В центре внимания всегда человек. И если мы сейчас на минуту выйдем из того бурного рыночного потока несущего нас сквозь время и пространство к непонятным вершинам и оглядимся по сторонам, то с ужасом обнаружим в своем багаже, между унаследованными от предков постулатами совершенно новые ранее всегда чуждые нам ценности.

 

Для молодого россиянина природа мира из духовной перекочевала в материальную, где в основе всего лежит рационализм. Жизнь превратилась в проблему, которую надо решать, а время это деньги, которое нельзя тратить на «пустяки». В центре внимания теперь – задача, цель, которую нужно решить, достигнуть любыми путями. Возраст с опытом и мудростью уступают место «образованной» молодежи. Сдержанность обменивается на непосредственность, а скромность – на раскрепощенность. Страна испытала кризис национального духа и самосознания: рухнула коммунистическая система ценностей и, не успев самоутвердиться, поставлена под сомнение ее либеральная альтернатива. Общество оказалось в состоянии рассогласования и утраты ценностных ориентиров, а психологически – в состоянии растерянности и подавленности перед лицом провала двух социальных экспериментов - коммунистического и либералистского. Дважды прерванная на протяжении одного века связь времен поставила наше общество и его отдельного человека в недоуменное положение по отношению к своему прошлому, настоящему и будущему.

 

Фактически в российской культуре произошел процесс разрушения единого поля нравственных ориентиров, сопровождаемый смешением традиционно русских и западных ценностных ориентаций и, как следствие, образованием ценностного суррогата. Представления о том, что такое хорошо и плохо, что желательно и нежелательно, нравственно и безнравственно, справедливо и несправедливо и многие другие, стали предельно фрагментированы и чаще всего отражают сугубо групповые интересы. Таким образом, реставрация и распространение духовно-нравственных ценностей есть задача общегосударственная, для решения которой потребуется консолидация усилий, как государственных структур, так и общества. И роль общественных организаций в решении этой задачи очень существенна. Общественности важно консолидировано выступить в качестве союзника государственных образовательных институтов, поддерживая процесс духовно-нравственного воспитания в рамках разработанных и утвержденных образовательных программ и продвигая его далее за границы учебных учреждений.

 

 

Осознавая исключительную важность духовного и нравственного развития своих граждан для национальной безопасности страны, государство на сегодня, создало довольно серьезную законодательную базу в этом вопросе. В свет вышли такие документы как:

 

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.), заложившая основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, общественными и религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации;

 

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который устанавливает, что целью образовательного процесса является интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое развитие человека;

 

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р, которая развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в РФ», опираясь при этом на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России;

 

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 год», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 г. №1493.

 

Как видим, набор документов вполне достаточный для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию.

 

Первая область реализации общественными организациями имеющегося потенциала находится в семье. Дело в том, что формирование и развитие духовно-нравственной ценностной ориентации у человека идет практически непрерывно всю его деятельную жизнь. Качественность этого процесса принципиально важна на всех его возрастных этапах развития. Первые нравственные ценности личности определяются уже в самом раннем детстве, когда родители объясняют малышу, что такое хорошо и что такое плохо, как правильно поступать в определенных бытовых ситуациях и почему некоторые поступки совершать нельзя. Но и родители должны стараться соответствовать тому уровню воспитания, который они хотели бы видеть в своих детях, для чего необходимо иметь не только собственную сформировавшуюся систему ценностей, но и постоянно руководствоваться ей на практике, тем самым закладывая нравственные регулятивы своим детям.

 

 

Здесь стоит отметить, что согласно статистических данных сегодня распадается почти каждый второй брачный союз. Соответственно около 50% детей воспитываются в неполных семьях и, исходя из этого, многие из них формируют свое видение будущей семьи. Именно поэтому общественные организации и объединения должны принимать более активное участие в вопросе возвращения и закрепления семьи в списке важнейших духовно-нравственных ценностей, как это всегда и было на Руси. Ведь христианское учение говорит нам, что семья, есть малая Церковь. Поэтому в Православной Церкви, перед тем как совершить таинство, венчания супруги всегда проходят, так называемые, огласительные беседы, на которых они получают, в том числе, и знания о христианских ценностях. Но так как далеко не все брачующиеся закрепляют свои отношения в церкви, правильным будет применение подобной практики по отношению и к этой оставшейся части. Для чего общественным организация можно заключать соглашения с органами ЗАГС и медицинскими учреждениями, ведущими родовую практику, посредством которых разрабатывать и реализовывать программы духовно-нравственного просвещения для молодых семей и родителей. Данные программы могут включать в себя весь традиционный инструментарий: просветительские беседы, тренинги, семинары и прочее.

  

В отношении дошкольника педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению его личности состоит в том, чтобы сформировать у него понимание чувства доброты, красоты, дружбы, помочь ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Здесь совместно с Церковью требуется сделать упор на повышение качества духовной составляющей самих преподавателей и наставников участвующих в процессе воспитания детей. Ведь выработка регулятивов, в части духовных ценностей, процесс для человека настолько сложный и продолжительный, что далеко не каждому, поставившему перед собой такую цель, это удается сделать до конца своей земной жизни. И в этом вопросе нельзя обойтись без священника, как духовного специалиста.

 

 

Молодежь, вышедшая в самостоятельную жизнь за пределы семьи и школы – вот главная цель, для любой общественной организации, занимающейся распространением духовно-нравственных ценностей и духовно-нравственным воспитанием. Учитывая то, что система нравственных ценностей сама по себе без духовного якоря, есть система неустойчивого равновесия, то на фоне возникшей свободы действий, не всегда адекватно оценивая полезность этой самостоятельности и подгоняемый юношеским максимализмом, базирующимся на отрицании всего, что не проверено лично, молодой человек легко подпадает под влияние внешних организованных сил. В такой момент, крайне важно, что бы эта сила оказалась продолжением той, пока еще не всегда стройной, но уже сформировавшейся системы духовно-нравственного воспитания, в основе которой стоит государство. Именно здесь, на этом этапе формирования уже не просто личности, но и ответственного гражданина своей страны, необходимо приложение усилий по развитию духовных ценностей человека, ибо нравственные – в преимущественной степени уже сформированы семьей и школой. В этом случае совместные усилия светских и традиционных религиозных общественных организаций могут дать необходимый социальный эффект. А такая совместная деятельность, в настоящий момент, на практике к сожалению почти отсутствует.

  

Почему-то религиозные организации и в первую очередь православной конфессии, как составляющие их большинство, сегодня воспринимаются общественными организациями, в лучшем случае, какими-то обособленными от общества структурами, а в худшем – соперниками. Такая позиция, в высшей степени заблуждение. Нельзя обойтись в вопросах духовно-нравственного воспитания без опыта и практики, накопленной на протяжении многих веков Русской Православной Церковью. Отсутствие сотрудничества светских и религиозных общественных организаций в вопросах формирования и воспитания подрастающих поколений это, как минимум, неуважение достижений и заслуг наших предков.

 

Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».

 

Источник

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.