Социально ориентированные НКО и география

По состоянию на 2016 год, в России по данным Росстата было зарегистрировано свыше 223 тысяч некоммерческих организаций, из них к социально ориентированным причислило себя 143 тысячи 436 организаций. Согласно статистических данных в последние годы наметилось заметное снижение темпов роста числа социально ориентированных НКО. Так в 2016 году прирост зарегистрированных СОНКО, с учетом организаций прекративших свою деятельность, составил 3,4 ед., в то время как в предыдущие периоды эта цифра достигала и 8 и 19 тысяч.

 

 

Из имеющихся на сайте Росстата статистических данных о результатах деятельности СОНКО можно извлечь несколько информативных числовых показателей, таких как средняя численность работников на одну организацию и средний объем поступлений на одну организацию. Один только взгляд на значения данных показателей мгновенно убеждает неискушенного обывателя в том, что в отечественном некоммерческом секторе все обстоит довольно неплохо, и можно сказать даже хорошо. Практически 5 работников на организацию и 6 миллионов годовых поступлений это предел мечтаний и практически недостижимые показатели для множества (не поддающегося исследованию) организаций этого сектора. С такими показателями напрашивается вывод о том, что отечественный некоммерческий сектор работает в полном объеме, на все 100% от своей численности.

 

Однако одновременно с этим существуют результаты исследований, проведенных Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, которые утверждают, что всего лишь 10% НКО осуществляют реальную деятельность. Правда, утверждения данного источника касаются только регионов. Нет веских оснований безоговорочно доверять результатам этого исследования, по крайней мере в тех формулировках в которых они изложены, иначе с помощью таких же односложных вычислений получатся еще более впечатляющие цифры численности и поступлений на одну организацию, которые в 10 раз будут превышать предыдущие, что уже никак не соотносится с окружающей действительностью.

 

 

Как же обстоит ситуация на самом деле? На самом деле, как и всегда в России истина находится где-то посередине, то есть получается, что в районе 55%. И подтверждение тому, если постараться, то можно найти в цифрах той же самой статистики за 2016 год, но уже в разрезе регионов.

 

Общее количество организаций, тыс.ед.

Поступило денежных средств и иного имущества - всего, млрд. руб.

 

1

3

Всего по РФ

143,4

831,9

Столичный анклав (Москва, Московск.обл., С-Петербург)

14,2

361,3

Удельный вес, %

9,9

43,4

Регионы общая

129,2

470,5

Удельный вес, %

90,1

56,6

 

Так на долю столичного анклава, а это Москва, Московская область и Санкт-Петербург приходится всего 10% организаций от общего количества зарегистрированных в России. При этом на эти 10% СОНКО приходится 43,4% от общего объема поступлений денежных средств и иного имущества, что в денежном выражении составляет 361,3 млрд.руб. То есть, по объему поступлений наблюдается явный перекос в сторону столичных регионов, что и не удивительно, если учитывать ВРП данных территорий, а так же тенденцию к зависимости некоторых СОНКО от политической конъюнктуры, которая в свою очередь так же всегда тяготеет к центру. Таким образом, те 10% региональных СОНКО, реально осуществляющих свою деятельность, согласно исследований РАНХ и ГС, есть ничто иное, как организации, показатели работы которых сопоставимы с показателями деятельности столичных НКО. По сути, правильным будет их назвать эффективными организациями. Поэтому, если повторить расчеты с вычислением среднего объема поступлений денежных средств на одну организацию, то получим что в столичном анклаве это 25,4 млн.руб., а в регионах – 3,6 млн.руб. Столичное значение и примем за эталонное для определения эффективности работы региональных СОНКО в части привлечения средств. Вычислив с его помощью общий объем поступлений для эффективных организаций, далее вычисляем объем привлеченных средств для оставшейся части зарегистрированных СОНКО. После чего приведя его к среднему показателю привлечения средств региональными СОНКО, получим численность работающих организаций, которая в сумме с ранее принятым количеством эффективных организаций составит 56,2 тыс. НКО или 40,7% от всех региональных СОНКО.

 

Почему так получается, что региональные СОНКО не просто работают с меньшим количеством ресурсов, но и большая их часть практически вообще не осуществляют деятельности с привлечением каких-либо ресурсов, то есть фактически не действуют. Результирующих факторов в данном вопросе несколько, и главный из них это отсутствие равных возможностей по привлечению тех самых средств. Если не принимать в расчет средства собираемые столичными благотворительными фондами на центральных телеканалах, то теоретически в остальном столичные и региональные НКО должны были бы находиться в одинаковых условиях. Ведь то множество грантовых конкурсов, помимо президентских, которые проводятся коммерческими и некоммерческими организациями открыты и доступны для всех СОНКО, независимо от территориальной принадлежности. Хотя, при всем при этом, прозрачность экспертизы поступающих на конкурс заявок и соответственно их оценки, абсолютно отсутствует. Но главным фактором, все-таки остается – человеческий, а именно кадровый. Региональные СОНКО, находясь в условиях дефицита материальных ресурсов, теряют кадры, а сними и перспективу на развитие организации. После чего многие НКО оказываются в «замороженном» состоянии, а вместе с ним к такому состоянию начинают стремиться и направления в которых данные организации осуществляли свою деятельность, так как диалог «власть – гражданин», более менее эффективно может происходить только при участии СОНКО, ведь именно при их участии процесс этот из временного и несистемного превращается в перманентный.

 

В итоге получается, что российский сектор НКО сегодня сильно зависит от географии своей деятельности. И зависимость эта не может быть преодолена общественниками самостоятельно. Без участия со стороны государства, подготовки и применения им определенных процессов регулирования, включая создание в регионах более благоприятных условий для коммерческих предприятий, системно сотрудничающих с СОНКО, процесс децентрализации общественного сектора, обречен и скорее будет напоминать бег на месте.

 

Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.