Эффективность деятельности НКО. Грантовая система

Ресурсообеспечение своей деятельности – вот вопрос, который никогда не дает расслабиться подавляющему большинству российских СОНКО. Миллиарды рублей, которые согласно данным Росстата, вращаются в некоммерческом секторе, почему-то преимущественно проплывают мимо этого большинства. Почему так происходит? Первая и главная причина такой «гидродинамики» – это хроническое безденежье этого самого подавляющего большинства представителей некоммерческого сектора. Вторая причина – это недостаточная подготовленность его кадрового ресурса, которая собственно вытекает из первой и образует с ней довольно прочно замкнутый круг. И этот замкнутый круг практически не оставляет им шансов стать исполнителями социальных проектов, финансируемых коммерческим сектором страны, так как не позволяет им заработать сколь-нибудь высокие показатели в применяемой коммерсантами, на свой лад и манер, сложной и одновременно очень избирательной системе оценки деятельности некоммерческих организации с ее неисчислимым количеством экономических индексов и коэффициентов. Появившаяся на этом фоне возможность получения некоммерческими организациями для достижения своих уставных целей средств государственной поддержки в форме президентского гранта, для некоторых их них может быть тем самым инструментом, который поможет разрубить этот «заколдованный» круг и обрести новые перспективы деятельности.

 

 

В тоже время, внедрение механизма грантовой поддержки потребовало, от лиц его реализующих, выработки понятного и логичного механизма оценки эффективности деятельности СОНКО в отношении к реализации конкретных социальных проектов, заявляемых ими на конкурс. Отражением результата этой работы стал п.31 Положения о конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, которым установлено 10 критериев оценки предоставляемого на конкурс проекта:

  • Актуальность и социальная значимость проекта;
  • Логическая связность и реализуемость проекта, соответствие мероприятий проекта его целям, задачам и ожидаемым результатам;
  • Инновационность, уникальность проекта;
  • Соотношение планируемых расходов на реализацию проекта и его ожидаемых результатов, адекватность, измеримость и достижимость таких результатов;
  • Реалистичность бюджета проекта и обоснованность планируемых расходов на реализацию проекта;
  • Масштаб реализации проекта;
  • Собственный вклад организации и дополнительные ресурсы, привлекаемые на реализацию проекта, перспективы его дальнейшего развития;
  • Опыт организации по успешной реализации программ, проектов по соответствующему направлению деятельности;
  • Соответствие опыта и компетенций команды проекта планируемой деятельности;
  • Информационная открытость организации.

 

Как видим, при отборе участников по программе президентских грантов, критерии оценки преимущественно ориентированы непосредственно на оценку проекта (7 пунктов) и относительно поверхностно на оценку деятельности самого заявителя (3 пункта). При этом критерии довольно четко сформулированы, понятны и информативны. Экономические показатели деятельности организации-заявителя, как видим, прямо вообще не рассматриваются, что с одной стороны повышает шансы небольших или молодых организаций на победу в конкурсе. Но, с другой стороны, в заявке эти показатели присутствуют, а значит будут приниматься экспертами конкурса во внимание, при оценке одинаково эффективных проектов. Здесь стоит отметить, что заявка содержит очень много информации для детального изучения предлагаемого к реализации проекта, что слабо соотноситься с низкими количественными показателями их оценки.

 

Например, возьмем критерий, сформулированный как «Реалистичность бюджета проекта и обоснованность планируемых расходов на реализацию проекта». Если рассматривать его отдельно, то никаких вопросов не возникает. Как вопрос со стороны грантодателя – он абсолютно понятен и логичен. Но если посмотреть на него через призму самой грантовой заявки, то логичность его оценки в 1,5 балла начинает вызывать сомнения. А именно. Заявитель в разделе «Бюджет проекта», который по своей сути представляет собой калькуляцию расходов на реализацию проекта, должен обосновать каждую статью расходов, для чего она необходима и одновременно подвести расчет под каждую цифру. Ведь даже просто аренда помещения может отличаться по своей стоимости в пределах одного города в 2-3, а то и более раза. Так как она зависит от целого ряда факторов. Это и район города, и степень общественной доступности, и степень благоустройства. Даже в одном здании это могут быть разные суммы, в зависимости от этажа расположения или стороны фасада. Расписать все это в примечании к строке сметного расчета практически невозможно, да и нецелесообразно ибо практикуя такой подход в скором времени грантодатель придет к выводу, что такие цифры необходимо будет подтверждать отчетом о стоимости арендной платы, выполненном независимым оценщиком. И это могут оказаться не сатирические фантазии, как можно подумать на первый взгляд. Этот путь уже давным-давно пройден в процессе бюджетирования государственных и муниципальных организаций. А ведь в основе грантовой системы лежат бюджетные средства, а значит подобное развитие вполне реально и для грантополучателей. Таким образом, логичность к данному критерию возвратиться, если оценивать его, как в прочем и все оставшиеся, по более высокой бальной шкале, что позволит экспертам давать оценку с учетом всей предоставленной заявителем информации. Так, сегодня в целом по 10 критериям организация, участник конкурса, может набрать максимально 10 баллов. Реализуя в дальнейшем такой доскональный подход, правильным будет оценивать проект по 50- или 100 бальной системе. Либо, что исходя из ранее сказанного более логично, упростить требования к обоснованию затрат. И все-таки, несмотря на недоработанность многих оргвопросов, система президентских грантов – это однозначно хороший шанс для социально ориентированных НКО на получение финансового обеспечения и воплощения в жизнь своих социальных идей и целей, на которые они были ориентированы при своем создании.

 

Начиная с 2013 года объем бюджетных ассигнований на грантовую поддержку НКО постоянно и существенно растет. Учитывая данные статистики, которые свидетельствуют об очень высоких темпах роста доли средств коммерческого и частного секторов в общих объемах бюджетов отечественных СОНКО (305,3 миллиарда рублей в 2016 году), и пока еще отстающие от них темпы роста объемов президентской грантовой системы, логично предположить, что, скорее всего, рост бюджетных вливаний в социальный некоммерческий сектор в среднесрочной перспективе продолжиться.

 

На этом фоне наличие относительно четкой и понятной системы отбора грантовых заявок, является еще одним дополнительным привлекающим фактором для участия в грантовых конкурсах все большего количества организаций, что собственно говоря, подтверждается цифрами. Так в 2016 году в конкурсах на получение президентского гранта приняло участие 15704 организации или 11% от общего количества зарегистрированных социально ориентированных НКО.

 

Итак, возможность участия в президентских грантовых конкурсах для региональных и местных общественных организаций несомненно способ не только воплощения своих идей по решению социальных проблем, но и повышение уровня квалификации сотрудников, приобретение необходимого для них опыта реализации более крупных проектов, создание положительного имиджа организации, формирование личного списка достижений и получение серьезных шансов на победу в грантовом отборе коммерческого сектора, где сегодня превалируют столичные НКО. Таким образом, грантовая президентская система, по сути, может работать еще и как школа НКО для начинающих свою деятельность организаций. Причем школа не только с социальным, но и с патриотическим уклоном.  И отсутствие на данном этапе собственных финансовых ресурсов у организации не столь критично. Так как в качестве вклада в проект принимаются и трудодни. Хотя возможность привлечения дополнительных частных пожертвований существенно облегчит достижение целей и задач заявляемого проекта, так как обеспечит возможность качественной корректировки заложенных в программу проекта мероприятий. Дополнительные внебюджетные средства в данном случае создают определенную свободу действий в части реализации сопутствующих проекту мероприятий, направленных на достижение тех же целей, но с использованием иных механизмов, не предусмотренных программой проекта при его подготовке.

 

Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.