НКО и просвещение населения

Может ли безграмотное или малограмотное население участвовать в активном процессе управления государством либо всемерно способствовать формированию полноценного гражданского общества? История учит нас тому, что безграмотное население выгодно прежде всего тем, не стремиться разделить всю полноту власти в государстве с ее единственным источником – народом.

 

 

Подобная проблема достаточно остро стояла на территории России еще каких-нибудь 120 лет назад. Так, перепись 1897 г. показала, что из 126 миллионов зарегистрированных при опросе мужчин и женщин грамотных среди них оказалось только 21,1%.  Данный факт говорит об отсутствии у государства сколь-нибудь эффективной программы повышения общей грамотности населения, либо от отсутствии желания у представителей действующей власти выводить народ из «темноты безграмотности». Даже несмотря на достаточно высокую активность некоммерческих организаций, которая наблюдалась на рубеже 19-20 веков, картина с образовательным уровнем населения была удручающей. Просветительские общества, который в указанный период активно работали в основном на территории Москвы и Санкт-Петербурга, были неспособны решить данную проблему в масштабах всей страны, а государственная власть была не заинтересована в ее решении.

 

Ситуация с всеобщим повышением грамотности населения начинает меняться лишь после свержения действующего строя и установления на всей территории Российской Империи советской власти.

 

26 декабря 1919 года Советом Народных Комиссаров был принят декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В первом пункте декрета объявлялось обязательное обучение грамоте на родном или русском языке (по желанию) граждан в возрасте от 8 до 50 лет, – чтобы предоставить им возможность «сознательно участвовать» в политической жизни страны. К тому моменту в стране уже работал Наркомат просвещения РСФСР, первым руководителем которого, наркомом просвещения, стал А.В. Луначарский. Так же был создан внешкольный отдел под руководством Н.К. Крупской, который с 1920 г. был реформирован в Главполитпросвет.

 

Однако, работа по повышению уровня грамотности населения шла не столь гладко, как это планировалось изначально, и сам по себе декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» не принес желаемых результатов. Сделав определенные выводы и проанализировав основные ошибки, помешавшие полноценной реализации мер, утвержденных декретом, руководство СССР принимает новые шаги на пути к повсеместному повышению грамотности населения. 19 июля 1920 года вышел декрет Совета народных комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (СНК РСФСР) о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧКЛБ) — специальной организации при Народном комиссариате просвещения (Наркомпрос) РСФСР, руководившей в 1920-х годах обучением неграмотных и малограмотных. Она и была образована для выполнения принятого 26 декабря 1919 года декрета о ликвидации неграмотности населения, в соответствии с которым все не умеющие читать или писать в возрасте от восьми до 50 лет были обязаны обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию. Уже в ноябре 1920 года на базе внешкольного отдела Наркомпроса был образован Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет), в состав которого была передана созданная Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, состоящая из пяти членов, утверждаемых СНК РСФСР по представлению наркомата.

 

По данным переписи 1920 года более 33 процентов населения страны владело грамотой, а всего в период 1917-1927 годы было обучено грамоте до 10 миллионов взрослых, в том числе в РСФСР - 5,5 миллиона человек. 14 августа 1930 года вышло постановление ЦИК и СНК СССР "О всеобщем обязательном начальном обучении", которое ускорило ликвидацию неграмотности населения СССР. Уже к 1934 году всеобщее начальное образование было внедрено повсеместно, что в свою очередь существенно увеличило темпы ликвидации безграмотности. Однако, даже несмотря на столь существенные успехи на данном поприще, окончательно победить безграмотность населения руководству СССР удалось лишь к 1950 году. Но даже после того, как данный вопрос был решен, на территории СССР продолжали свою деятельность просветительские общества, которые повсеместно работали над повышением интеллектуального уровня населения и качественно пропагандировали самообразование, как полноценную систему для личностного и профессионального роста.

 

В настоящее время проблема повышения общей грамотности населения для большинства регионов Российской Федерации не является актуальной, так как система дошкольного, школьного и высшего образования довольно эффективно справляется с возложенной на нее функцией. Таким образом, деятельность общественных структур, направленная на борьбу с неграмотностью населения на сегодняшний день не является актуальной и востребованной.

 

Однако есть целый ряд сфер, знание которых населением носит поверхностный характер, что в свою очередь может послужить веским поводом, позволяющим российским общественным активистам наладить свою деятельность в соответствии с потребностями населения. В первую очередь речь идет о потребности в знаниях. На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о достаточно низкой правовой грамотности населения, что в свою очередь не может не вызвать беспокойства среди общественных активистов. Юридически неграмотный гражданин зачастую становиться источником социальной напряженности, которая возникает исключительно по причине элементарного непонимания ситуации.

 

В условиях современных реалий, серьезные и состоявшиеся общественные структуры могли бы взять на себя ответственность не только за повышение правовой грамотности населения, но и за повсеместное повышение политическое грамотности, что в свою очередь поможет граждан России ориентироваться в хитросплетениях как международной политики, так и внутренней политики, определяющей социально-политический климат в стране.

 

Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».

 

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.