Общество потребления и потребительская корзина

Мы с вами часто слышим, что живем в обществе потребления. Да, мы каждый день что-то потребляем: продукты, услуги, вещи, ощущения. Потребляем, конечно же, не в смысле съедаем, хотя и это тоже, а в смысле получаем, приобретаем. Казалось бы, что в этом плохого. Это естественные для человека действия – удовлетворять свои насущные потребности в еде, одежде, работе, удовольствиях. Наши совсем еще недалекие в историческом плане предки из советского прошлого то же удовлетворяли свои потребности, но почему-то их общество именовалось обществом производства. А именовалось оно так потому, что советское общество востребовало своих граждан как производителей. Именно оттуда ведут свою родословную современные госкорпорации и промышленные гиганты, энергетические системы и бескрайние сельхозугодья, все, что до сих пор работает на благо страны. Вот только страна уже другая, и дело здесь не в политическом строе, и не в ее границах, дело в людях, составляющих новое общество. Общество, которое формирует своих членов именно в качестве потребителя. И это неизбежное следствие процессов капитализации и следующей за ней экономической глобализации. Что бы совсем стало понятно при чем тут глобализация, обратимся к трудам знаменитого в советской России Карла Маркса, который впервые употребил слово глобализация и употребил он его в значении «интенсивная международная торговля». Как известно торговля не может существовать и развиваться без потребителя. И что бы это потребление было достаточным для процветания торговли и ее вдохновителей его необходимо возвести в культ, в идеологию, в смысл жизни. Только тогда эта потребительская машина будет работать непрерывно и интенсивно. Ведь современный человек идет на работу не для того чтобы что-то произвести, а для того чтобы в итоге что-нибудь приобрести. И для многих уже не важно, что это будет за приобретение и насколько оно ему необходимо, главное, что оно обладает высокими потребительскими качествами, ну или должно обладать таковыми, если верить его продавцам. А они уж постараются это вам вдолбить в голову, используя для этого все возможные варианты, о которых мы даже и не подозреваем. Нам говорят: «Вы много уделяете времени работе, вы не успеваете жить, не успеваете общаться с близкими. Хватит горбатиться, поезжай с любимыми людьми к морю» И действительно, - думаем мы, - как прав это «заботливый» продавец. И под впечатлением этой «заботы» идем и выбираем очередной пляжный тур. А затем, довольные, что остановились и вспомнили о семье, возвращаемся на работу, что бы отработать уже запланированные затраты. И опять в центре всех наших действий стоит потребление, как цель, как стимул.
 
Но и здесь мы ошибаемся. Не потребление есть стимул. Продавцы уже давно пошли гораздо дальше и подарили нам более приятные цели и цели эти – удовольствия. Удовольствия от потребления. Неважно нужен ли был тебе новый телефон, вроде и старый еще справлялся со своими функциями и удовлетворял твои потребности. Но ты идешь и приобретаешь новый. Приобретаешь, потому что это сулит тебе букет удовольствий. Удовольствие от обладания вещью, которой у твоих знакомых еще нет, удовольствие от осознания своих возможностей, удовольствие от своего превосходства. Везде и во всем, за всеми нашими приобретениями скрывается жажда удовольствия. Кто-то скажет, - ерунда. На зарплату в двадцать тысяч не до удовольствий при совершении покупок. И на первый взгляд будет прав. При их расходовании вроде одни переживания и мучения. Но стоит перевернуть шкафы, чулан, гараж и чердак, как в списке совершенных ранее приобретений напротив доброй их половины можно будет поставить штамп «бесполезное» или «преждевременное». Значит, удовольствия все-таки были. Даже нищие начинают страдать этой манией. Да, да. Потребительский рефлекс это болезнь, которая принимает форму ощущения пустоты, выход из которой в насыщении теплыми, разнообразными, дающими энергию вещами. Потребляй и будешь чувствовать себя хорошо! Так же в течении этой болезни не менее важна непоседливость, мания перемены мест, движения, смены впечатлений: сидеть неподвижно – все равно, что умереть. Таким образом, потребительство – это социальный аналог психического расстройства – депрессии.
 
Удовольствие от потребления быстротечно, а иногда и вовсе призрачно. Иногда заполучив желаемое человек понимает, что удовольствием был сам процесс ожидания желаемого. И эта гонка за призрачными удовольствиями будет продолжаться бесконечно. Купил статусную машину – счастлив. Но, первая же серьезная поломка показала, что ты не соответствуешь этому статусу, так как не в силах оплатить ее ремонт. Разочарование? Не тут-то было. Новая цель – более высокий статус. И вот далее как в знаменитой комедии: «Видеть цель, верить в себя и не замечать никаких препятствий». Так он и поступает. На пути к новой цели человек уже не замечает препятствий и верит только в себя. В итоге оказывается один в таком индивидуальном окопчике, пусть и комфортном и хорошо обставленном, но никак не приспособленном к обороне. Где в итоге и погибает в ощущениях удовольствия и в безуспешном поиске счастья. А представьте себе тысячи, миллионы таких окопчиков, где суетятся люди, даже не зная, кто суетиться по соседству, а может уже и не суетиться и давно умер. Это и есть общество потребления, в котором мы сейчас все вместе оказались. Общество, которым легко управлять. И которое не способно к самоуправлению. Отключили свет в окопчике, человек шумит, возмущается и требует от власти принять меры по восстановлению его комфортности пребывания в удовольствии. Только голос его одинок и слаб и его никто не воспринимает. Такой же истеричный шепоток раздается из соседнего окопчика, но и его не слышат. Что-то пробубнил третий окопчик и также затих незамеченным. Чего время терять, кто-нибудь там да разберется, кому делать нечего. И здесь опять маячит призрак потребления, который не дает человеку правильно оценить ситуацию и рационально на нее отреагировать. Зачем объединяться и контролировать работу нерадивого исполнителя, зачем корректировать чиновника в решении кадровых вопросов, зачем понуждать депутата к приведению закона в соответствие с реалиями жизни. Ведь это длительные процессы. А результаты трудно прогнозируемые. Когда же он делая все это сможет зарабатывать на удовольствия и наслаждаться ими? Можно рисовать эту картину много дальше, до размеров панорамы, мрачных красок, к сожалению хватает. Но не будем этого делать. Лучше поищем решение этой задачи.
 
Потребительская корзина – это примерный расчётный набор, ассортимент товаров, который используется для расчёта минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума). Существует различные потребительские корзины. Так, например, потребительская корзина для расчёта индекса потребительских цен в США состоит из 300 продуктов и услуг-представителей, во Франции – 250, Англии – 350, Германии – 475, России – 156. Судя по значительно меньшей загруженности нашей потребительской корзины, удовольствий в ней не так уж и много, чтобы захлестнуть человеческое сознание. Значит, возможно, в ней и содержится выход. Возможно она может стать тем ограничителем желаний, который высвободит наши силы и время для производства. Производства культуры, производства искусства, производства духовности, производства морали. А при успехах в этих отраслях не заставит себя долго ждать и индустриальное производство, которым так славились наши деды и прадеды, через которое закалялась не только сталь, но и характеры, крепли не только руки, но и страна и ее государственность.
 
Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».
Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.