От недостатка солдат война на Украине не закончится
На днях военком Львовской области Николай Садовский сообщил, что из тех, кому удалось вручить повестки, в военкоматы явилась всего треть. И то, видимо, только те, кто рассчитывал “откосить” от мобилизации по состоянию здоровья — из указанной трети реально удалось “забрить в солдаты” всего лишь 32%.
Между тем, вариантов для пополнения армии у киевских властей предостаточно. А значит, пока руководящие посты занимают сторонники боевых действий до победного конца, волны мобилизации будут следовать одна за другой.
Чем современнее армия, тем меньше людей в ней служит. Большое количество профессионалов высокого класса содержать очень дорого, а обычные срочники не обладают достаточными знаниями и подготовкой. Даже в годы Великой Отечественной войны, когда фронт со страшной силой требовал пополнений, на обучение танкистов или летчиков мог уйти год, в то время как пехотинцев готовили за несколько месяцев. Что уж говорить о сегодняшнем дне, когда каждый солдат подключен к спутниковой связи, а кабина истребителя даст фору космическим кораблям из фантастики шестидесятых.
По совокупности подключенных к каждому военнослужащему приборов и интегрированности их в глобальные военные сети впору считать современных военных киборгами. Правда, единственная армия, которая так называет своих солдат, наличием высокотехнологичного оружия и снаряжения не блещет. Приходится компенсировать нехватку техники живой силой. Война на Украине требует жертв, и коль скоро танков мало, приходится нагонять людей. Только где их взять?
Мобилизация накатывает волнами
Самый простой способ, который приходит на ум — больше призывать. Этим способом украинские власти воспользовались в первую очередь. Вполне ожидаемо, политика Украины не находит отклика в душе простых украинцев. Уклонистов, которых власти упорно называют дезертирами, хотя они и не принимали воинской присяги, заметно больше, чем мобилизованных граждан. В то время как украинские военкоматы испытывают значительные трудности с выполнением плана пятой волны мобилизации, уже стало известно о дате начала следующей волны — 18 июня.
Призывники разбегаются по соседним странам, спешно оформляют медицинские справки, а то и вовсе откупаются от призыва. Широкую огласку получили одесские расценки на уклонение от мобилизации. Тысяча евро за каждую волну мобилизации с одного человека — неплохая прибавка к зарплате военкома.
Чтобы планы по мобилизации и реальные цифры хоть немного совпадали, украинским властям приходится идти на подтасовки документов. Оформлять мобилизованными добровольцев, которые уже давным-давно на фронте, а то и «мобилизовывать» целые добровольческие батальоны.
Перекройте все выходы
Еще один хороший способ увеличить численность войск — меньше терять. Сокращение числа военнослужащих в украинской армии происходит разными путями. Самые широкие каналы — это не убитые и раненные, как можно было бы подумать, а дезертиры и демобилизованные. Бороться с дезертирами сложно. За дезертирство наказание весьма суровое, но Украина — государство не мелкое, есть где укрыться бежавшему от войны солдату. У кого родня в деревнях и селах, кто в горы уйдет, кто за кордон сбежит. На всех сотрудников милиции не напасешься. А приказ о демобилизации может отдать только Верховный главнокомандующий Украины. Волей-неволей, пока приказа нет — никуда не денешься.
Собственно, приказ уже был. Первая волна демобилизации прошла в марте — апреле, а вторая официально началась 15 мая. Вот только параллельно с приказом об увольнении в запас Верховная Рада приняла закон, отменяющий норму, по которой невозможно призывать граждан, демобилизовавшихся за последние полгода. Фактически все демобилизованные граждане попадают в резерв и могут быть в кратчайшие сроки отправлены обратно на фронт.
Да будь ты хоть негром преклонных годов
Еще немного дополнительных людей можно найти, презрев установленные ранее правила. Резонансные поиски уклонистов в общежитиях для украинских студентов наглядно показали, что теперь совершенно необязательно заваливать сессию, чтобы на горизонте замаячила армия. Попасть под мобилизацию могут как студенты, так и молодые преподаватели, если данных природой способностей хватило, чтобы занять преподавательский пост в подходящем для мобилизации возрасте.
Те же сложности и у имеющих право на бронь граждан. С заводов забирают ценных сотрудников, обладающих опытом, который невозможно передать в сжатые сроки нанятому на замену работнику. Такой подход к мобилизации еще сильнее разрушает и так дышащую на ладан украинскую промышленность.
Оказалось, что оформить бронь на ключевых сотрудников можно только в перерывах между мобилизационными волнами. Ну, а поскольку теперь перерывов нет, то и беспокоиться не о чем.
Добрались военкоматы и до работников культуры. Недавно повестки получили ведущие артисты львовской оперы. Народные, заслуженные.… Для военной службы годятся всякие. Правда, лишившийся ключевых актеров театр может вообще прекратить деятельность, о чем его руководство не замедлило заявить.
И, конечно же, значительные мобилизационные резервы можно обнаружить, если снизить планку медицинских ограничений. Появление в рядах украинской армии граждан с серьезными и зачастую заразными заболеваниями не только ухудшит эпидемиологическую обстановку в армии, но и поставит под угрозу жизни больных военнослужащих, которые могут не вынести тягот армейской службы. А также связанных с ними солдат и находящихся рядом мирных жителей, на безопасность которых, правда, властям наплевать.
Помощь из-за границы
Широкое обсуждение получил внесенный в Верховную Раду законопроект, разрешающий иностранцам служить в украинской армии. Формально он как раз направлен на уменьшение потребности в мобилизации и снижение расходов. Однако предполагается, что общая численность иностранцев в армии Украины не перевалит за тысячу. Учитывая план Порошенко об увеличении армии до 250 тыс. человек, эти меры представляются малозначительными.
Гораздо логичнее предположить, что таким образом украинские власти пытаются легализовать присутствие в стране военнослужащих из других государств, которых по линии советников и инструкторов провести не удается.
Нечего от войны за решеткой прятаться
Также неплохие результаты по мобилизации могут дать масштабные амнистии в обмен на службу в зоне АТО. По данным Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, в тюрьмах и следственных изоляторах, находящихся на территории, контролируемой украинскими властями, содержится 71 тысяча человек. Из них женщин и детей всего 3 тысячи. Скольких из оставшихся 68 тысяч могут счесть годными для службы в ВСУ? А ведь еще примерно 77 тысяч человек осуждены по уголовным статьям, не требующим лишения свободы.
Женщины и дети
Кстати, о женщинах. На данный момент службу в украинской армии проходит около 15 тысяч женщин. И вдвое больше заняты на гражданских должностях. Пока призыву подлежат только женщины, имеющие необходимую квалификацию, прошедшие медицинскую комиссию и изъявившие желание служить в армии. Таких в 2014 году набралось 100 человек. Однако есть все основания считать, что в случае необходимости за законом о массовом призыве женщин в армию дело не станет.
Что касается подрастающих защитников отечества, то таких в этом году ожидается до 20 тысяч. Причем этому немало поспособствовало поднятие планки призывного возраста с 25 до 27 лет.
С бору по сосенке
Как мы видим, вариантов для пополнения армии у киевских властей предостаточно. Из-за недостатка солдат война на Украине не прекратится. Пока руководящие посты занимают сторонники боевых действий до победного конца, волны мобилизации будут следовать одна за другой. Еще не раз могут появиться уполномоченные граждане и с призывом: «Эй, вставайте», — забрать на военную службу тех, кто и не помышлял о ратных подвигах. Да только маячит за спиной у этих агитаторов и военкомов бочка из-под варенья. И печенья крошки на штанах. Авансы съедены, отрабатывают.
Похоже, что политической воли к мирному процессу ждать не от кого. Осталось лишь надеяться на народную сознательность. Славянские народы отличаются долготерпением, но всему когда-нибудь приходит конец. Станет ли прекращение войны одним из требований нового майдана? Наверняка. А вероятность того, что возникающие то тут, то там протестные выступления выльются в очередное стояние на Крещатике довольно высокая.
Читайте также:
Посадили за отказ убивать людей Донбасса
На Днепропетровщине 9 тысяч человек «уклонистов»
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии1