Турция. Узурпация власти или шаг навстречу внутриполитическому кризису
С той поры как Турция определила себя в качестве геополитического соперника России, сбив в небе над Сирией военный самолет ВКС РФ, мне стало крайне интересно наблюдать за процессами, происходящими на территории данного государства. В свое время я анализировал определенные процессы, вызванные стремлением правящей элиты Турции восстановить некое подобие Османской империи, отхватив часть территорий разваливающихся на глазах Ирака и Сирии, и буквально на пальцах доказал, что активизация деятельности радикальных организаций на территории Ближнего Востока выгодна именно Турции. Выгодна, как никому другому. Но сегодня речь пойдет не об этом.
В конце мая текущего год практически со всех своих постов ушел человек, который в последние несколько лет олицетворял собой как внешнюю, так и внутреннюю политику страны. Ахмет Давутоглу покинул пост председателя правящей Партии справедливости и развития и, соответственно, премьер-министра страны. Учитывая то, что Турция пока еще является парламентской республикой, де-юре вся полнота власти в стране принадлежала именно ему, человеку, политику которого на выборах поддержало более 50 процентов населения страны. Де-факто руководство государством осуществлял Реджеп Эрдоган, который систематически выходил за рамки отведенных ему полномочий и вмешивался туда, куда ему не должно было вмешиваться.
Ахмет Давутоглу в качестве премьер-министра Турции для России был крайне неудобным политиком. Именно он обозначил по отношению к Москве бескомпромиссно жесткую позицию, именно он отдал приказ на уничтожение российского СУ-24 и взял на себя ответственность за содеянное, именно он постоянно провоцировал крымский и черкесский вопросы, добиваясь внутриполитической напряженности в России. Давутоглу сделал ряд резких, местами агрессивных, заявлений в адрес России и ее действующего руководства, что автоматически сделало его ответственным за разрыв отношений двух государств. Учитывая все это, можно было бы сделать вывод, что отставка Давутоглу выгодна в первую очередь Москве и лично президенту России Владимиру Путину. Именно на этом настаивает целый ряд мировых СМИ. Но это не так. Есть еще один человек, которому отставка строптивого премьер-министра выгодна даже больше, чем России. Зовут этого человека Реджеп Тайип Эрдоган.
Конкуренция между двумя соратниками началась задолго до того момента, как сбитый российский самолет поставил Турцию в крайне неудобное положение. Все дело в том, что Эрдоган и Давутоглу, играли на одном поле, только последний делал это более качественно. С премьер-министром предпочитали общаться лидеры мировых держав, тогда как Эрдоган для них в последнее время стал объектом резкой критики. Почему разошлись пути этих соратников, каждый из которых жаждет только одного – воссоздания Османской империи, государства, с которым вынуждены будут считаться все мировые державы? Ответ прост – Эрдоган жаждет власти, власти бесконтрольной, единоличной, и в этом порыве на его пути стояло только одно препятствие – сильный премьер-министр, постоянно ссылающийся на конституцию, которая наделяла его всей полнотой государственной власти. Эрдоган мечтал о реформах, мечтал создать президентскую республику. Давутоглу не возражал ему, говоря лишь о том, что сейчас не время для столь радикальных реформ. Каждый вел свою игру. Но в конечном итоге в данном противостоянии взял верх президент, более эмоциональный и понятный простому народу, чем замысловатый и велеречивый профессор и политолог Ахмет Давутоглу.
Сам процесс ограждения премьер-министра от механизмов реального управления государством начался крайне завуалированно. Разногласия между премьером и президентом нарастали как снежный ком. Курдский вопрос, для решения которого Давутоглу предлагал сесть за стол переговоров, а Эрдоган был непримирим, возражения премьер-министра против ареста и преследования журналистов, ученых и общественных деятелей. Апогеем внутреннего противостояния стало решение забрать у председателя правящей партии право единолично назначать руководство региональных и городских отделений Партии справедливости и развития. С этого момента, с апреля 2016 года, Давутоглу фактически потерял бразды правления партийной системой. Сразу после воплощения данной внутрипартийной реформы в местных СМИ появились материалы, которые фактически обвиняли премьер-министра в том, что он плетет интриги против президента. Механизм устранения Давутоглу был запущен. Весь смысл данной кулуарной борьбы прост. Эрдоган, заболевший имперскими амбициями, больше не готов был делить всю полноту власти с кем-либо, пусть даже с соратником по партии. Давутоглу, стремительно набиравший вес и популярность, был не согласен стать безмолвной и безропотной тенью президента. В данном противостоянии должен был уцелеть только один. Подобное наблюдалось и ранее. Слабого и нерешительного президента Абдуллу Гюля сменил резкий и популярный среди населения премьер-министр Реджеп Эрдоган. В общем, последний знал чем ему грозит рост популярности Давутоглу.
После ухода Давутоглу, вроде как добровольного, а по факту вынужденного, Эрдоган оказался в шаге от своей заветной мечты – создании президентской республики. Государства, в котором он будет наделен всей полнотой власти. На смену Давутоглу пришел вялый и невзрачный соратник Эрдогана Бинали Йылдырым. Он именно тот, кто нужен Эрдогану на этом посту. В первые же дни своего премьерства Бинали взял курс на создание президентской республики. Что и требовалось доказать. Теперь осталось дождаться, когда будут объявлены досрочные выборы и наблюдать за тем, как из парламента страны будут выдавлены оппозиционные Эрдогану партии. Скорее всего парламент станет двухпартийным – в него войдут сторонники правящей партии, Партии справедливости и развития, и Республиканцы. Националисты пролетят мимо парламента, так как большую часть ярких представителей этого течения уже поглотила ПСР, а оппозиционная и придерживающаяся прокурдской позиции Демократическая партия народов будет выдавлена из нового парламента всеми способами. Уже сегодня Эрдоган добивается разрешения на возбуждение уголовных дел против членов парламента представляющих ДПН.
Таким образом, мы стали свидетелями президентского переворота, в результате которого Эрдоган оказался буквально в одном шаге от реальной узурпации власти в стране. Сегодня он уже подмял под себя судебную систему и большую часть СМИ, его поддерживают военные и националисты, а вышедший из подчинения премьер-министр ушел в отставку. Подобный расклад сил устраивает далеко не всех. Он не устраивает как часть местного населения и турецких политиков, так и Запад, который перестал видеть в Эрдогане стабильного партнера. Все вышеперечисленное может говорить лишь об одном. Очевидная узурпация власти неизбежно приведет к внутриполитическому расколу в стране. И усугубит этот раскол продолжающееся давление со стороны президента на СМИ, общественность и оппозиционных политиков, а так же эскалация конфликта с курдами, которых олицетворяет в Турции запрещенная Рабочая партия Курдистана. Конфликта, в который уже втянуты не только полицейские силы, но и войска. В подобной ситуации политическая победа Эрдогана может обернуться серьезными потрясениями не только для Турции, но и для всего Ближнего Востока.
Возможно кто-то посчитает, что подобная ситуация выгодна прежде всего России, которая в последнее время вынуждена видеть в Турции уже не партнера, но геополитического противника. На первый взгляд это именно так. Раздираемая внутренними противоречиями Турция существенно ослабнет и потеряет часть своего влияния на Ближнем Востоке. Но это лишь на первый взгляд. Любой мало-мальски грамотный аналитик расскажет Вам, что падением авторитета Турции в регионе воспользуется отнюдь не Россия. Все преференции от развития данной ситуации, которую спровоцировал мечтающий об абсолютной власти Эрдоган, достанутся адептам радикальных исламских группировок, которые уже сейчас довольно вольготно чувствуют себя на территории Турции. Не исключено что Турция в подобных условиях начнет уходить от светской модели управления и станет фор-постом нового «Исламского государства», что принесет колоссальное количество проблем, в том числе и России. Вновь последуют попытки эскалации крымско-татарского и черкесского вопросов, не исключены будут и попытки разжигания конфликта на территории Северного Кавказа.
Что делать России в данной ситуации? Наблюдать за тем, как попытка узурпации Эрдоганом власти в Турции неизбежно приведет к ощутимым геополитическим последствиям, мы разумеется не можем. Но и вмешаться в происходящее тоже не в наших силах. В данной ситуации наверно максимально правильно будет воспользоваться стратегией, которую не раз демонстрировали наши западные «партнеры». Я говорю о стратегии «мягкой силы». Сегодня крайне важно наладить максимально эффективный диалог с оппозиционными режиму Эрдогана общественными и политическими деятелями, которые и станут в дальнейшем тем противовесом, который не позволит президенту столкнуть страну в средневековье. Возможно это будет расценено как вмешательство во внутренние дела государства, но у нас сегодня нет иного выхода. Именно Россия должна стать тем механизмом, который запустит процесс смены действующего строя на территории Турции. И этот должен быть мирный процесс, процесс конкурентный, парламентский. И именно от того, насколько быстро и качественно России удастся решить эту задачу, и будет зависеть региональная стабильность как на Ближнем Востоке, так и в Европе, Закавказье и Центральной Азии...
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии3