Подводный сюрприз Путина

путин

 

С появлением новой русской подводной лодки «Лада» в прошлое уйдёт целая эпоха американского «господства на море», Вашингтон фактически потеряет главный инструмент «проецирования силы» на удалённые регионы и рискует окончательно утратить свою глобальную геополитическую роль.

В последнее время на Западе лавинообразно нарастает антирусская милитаристская истерия. Обнаружив, что вместо податливой либеральной «россиянии» на просторах Евразии неожиданно возродилась историческая, традиционная, имперская Россия, разгневанная и оскорблённая десятилетиями унижений и оскорблений со стороны надменного и лживого западного Содома, «свободные» европейские и американские СМИ исполнены панических заголовков о «военных приготовлениях» Москвы.

 

космодром плесецк

 

Стоит нам, русским, запустить ракету с космодрома в Плесецке или с подводного ракетоносца в Баренцевом море, или отправить в патрулирование вдоль европейских границ свои воздушные ракетоносцы, это тут же становится поводом для бесчисленных обвинений в «милитаризме и империализме», «бряцании ядерным оружием», «запугивании мирового сообщества» и т.п. глупостей. А между тем, многие действительно важные новости, имеющие прямое отношение к изменению военно-стратегического баланса сил в Евразии, проходят мимо внимания массового читателя.

Вот одна из таких новостей.

 

подводная лодка

 

13 октября 2014 года информагентство «РИА Новости» со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе РФ сообщило: «В России принято решение о серийном производстве воздухонезависимых энергетических установок (ВНЭУ) для оснащения будущих подводных лодок проекта 677 «Лада». Испытания опытного макета ВНЭУ на стенде завершились успешно. Следующие испытания будут проводиться уже непосредственно на лодке».

Это сообщение прошло практически незамеченным, даже среди военных обозревателей никто не обратил на него особого внимания. А зря! Ибо это решение знаменует собой настоящую революцию в области военного подводного кораблестроения.

 

Достоинства и недостатки подводных охотников

Сегодня все подводные лодки по типу энергетических установок делятся на два вида: ПЛ с ядерной энергетической установкой (атомным реактором) и дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ), двигающиеся в надводном положении при помощи дизеля, а в подводном – используя электромоторы, черпающие энергию от аккумуляторных батарей.

Атомные подводные лодки появились в советском ВМФ в конце 50-х годов прошлого столетия. Первая АПЛ 627-го проекта под названием «Ленинский комсомол» вступила в строй в 1957 году. С того момента и до сего дня подводные атомоходы составляют главную ударную силу нашего флота, являясь носителями широкого спектра самого грозного оружия – от стратегических межконтинентальных ракет и тактических ядерных торпед до высокоточных крылатых ракет большой дальности, составляющих сегодня основу российских сил стратегического неядерного сдерживания.

Атомные ПЛ обладают целым рядом выдающихся достоинств: практически неограниченным временем пребывания под водой, высокой скоростью подводного хода и большой глубиной погружения, способностью нести огромное количество самого разнообразного вооружения и оборудования. Высокая энерговооружённость, достигаемая огромной мощностью ядерной энергетической установки, позволяет строить лодки очень большого водоизмещения и размещать на них не только много оружия, но и высокоэффективные гидроакустические комплексы, средства связи, радиоэлектронной разведки и навигации.

 

Но, увы – главное достоинство ядерной энергетической установки, её мощность, является одновременно источником основного недостатка, свойственного подводным атомоходам. Этот недостаток – большая шумность. Наличие на борту АПЛ атомного реактора (а иногда и двух) со всем комплексом сопутствующих механизмов: турбинами, генераторами, насосами, холодильными установками, вентиляторами и т.д. – неизбежно порождает огромное количество разночастотных колебаний и вибраций и требует сложнейших технологий для снижения уровня шумов, являющихся главным демаскирующим фактором любой АПЛ.

 

Зато дизель-электрическая подлодка под водой практически бесшумна. Электромоторы, питающиеся энергией аккумуляторных батарей, не требуют наличия турбин и другого высокошумного оборудования. Поэтому ДЭПЛ крадётся в океанских глубинах, практически не шумя, подобно опасной хищной рыбе, выслеживающей зазевавшуюся добычу.

Однако рыба эта может находится под водой относительно недолго – всего несколько суток. Притом двигается она в океанской глубине очень медленно, экономя запас энергии, который по сравнению с атомными «акулами» просто ничтожен. А недостаток энергии, в свою очередь, налагает серьёзные ограничения на водоизмещение, вооружение и другие ключевые характеристики ДЭПЛ. По сути, эти лодки не являются полностью «подводными», их можно скорее назвать «ныряющими», так как большую часть времени на маршрутах развёртывания они проводят в надводном положении, да и в районах боевого патрулирования вынуждены регулярно всплывать и включать дизеля для подзарядки аккумуляторных батарей.

Так, например, у новейшей российской ДЭПЛ проекта 636.3 запас подводного хода составляет всего 400 миль. И двигается она под водой в основном экономходом со скоростью 3 узла, то есть 5,4 км/час. Поэтому преследовать свою добычу под водой такая лодка не может. Она вынуждена полагаться на данные разведки, которая должна вывести её в заданную точку на маршруте развёртывания кораблей противника. Отсюда и главный способ боевого использования ДЭПЛ – т.н. «завеса», т.е. развертывание подводных лодок в линию, перпендикулярную курсу вероятного движения цели, на определенных интервалах друг от друга. При этом вся группа участвующих в ней подлодок управляется с внешнего командного пункта, что создаёт дополнительные демаскирующие факторы и снижает боевую устойчивость и эффективность группировки ПЛ. Если учесть к тому же, что глубина эшелонированной противолодочной обороны современной американской авианосной ударной группировки составляет свыше 300 миль (т.е. более 550 км), становится понятным, как непросто нашим ДЭПЛ противостоять такому противнику.

Поэтому неудивительно, что заветной мечтой всех подводников является создание подводной лодки с принципиально новой энергетической установкой, которая позволит совместить в себе достоинства атомных и дизель-электрических подводных лодок: мощность и скрытность, большую автономность подводного плавания и малую шумность…

 

 

Сказка стала былью

 

Так вот: российские подводные лодки 677-го проекта «Лада» с воздухонезависимой энергетической установкой как раз и являются серьёзнейшим прорывом в этом направлении, выводящим подводный флот России на принципиально новые рубежи.

 

 

«Лады» невелики, их водоизмещение почти в два раза меньше, чем у знаменитой «Варшавянки». Зато комплекс её вооружений очень серьёзен и непривычно велик. Помимо традиционного минно-торпедного вооружения ДЭПЛ (6 торпедных аппаратов 533-мм, 18 торпед или мин), 667-й проект – первая в мире неатомная подводная лодка, оснащённая специализированными пусковыми установками для крылатых ракет (10 вертикальных ПУ в средней части корпуса). Причём эти КР могут быть как оперативно-тактическими, ударно-противокорабельными, так и ракетами большой дальности, предназначенными для поражения стратегических целей в глубине территории противника (о них см. подробнее в статье «Ракетный сюрприз Путина»).

Но самой важной особенностью новых русских ПЛ является ВНЭУ, воздухо-независимая энергетическая установка. Не вдаваясь в детали, интересные специалистам, отметим, что наличие ВНЭУ позволит «Ладам» находиться в подводном положении до 25 суток, то есть почти в 10 раз дольше, чем их знаменитым «старшим сёстрам» - «Варшавянкам» проекта 636.3! При этом шумность у «Лады» будет даже меньше, чем у знаменитой варшавянской «чёрной дыры», которую американцы прозвали так из-за того, что её практически невозможно обнаружить.

Страны НАТО давно уже пытаются оснастить свои подводные лодки такими ВНЭУ. «Законодателями» мод в этой области выступают Германия и Швеция. Германские корабелы ещё с конца 90-х годов строят малые ПЛ проекта 212\214, оснащенные гибридной энергетической установкой. В нее входят дизель для надводного хода и подзарядки батарей, сами серебряно-цинковые аккумуляторные батареи и ВНЭУ для экономичного подводного хода на базе топливных элементов, включающих в себя цистерны с криогенным кислородом и ёмкости с гидридом металла (специальный сплав металла в соединении с водородом).

Оснащение лодки такой анаэробной установкой позволило немцам увеличить время нахождения ее в подводном положении до 20 суток. И сейчас германские «малютки» с ВНЭУ различных модификаций находятся на вооружении Германии, Италии, Португалии, Турции, Израиля, Кореи и еще нескольких стран.

Шведский концерн Kockums Submarin Systems, в свою очередь, в конце прошлого века начал строительство подлодок класса Gotland с ВНЭУ на основе т.н «двигателя Стирлинга». При его использовании эти лодки также могут находиться под водой без подзарядки аккумуляторных батарей до 20 суток. И сейчас ПЛ с двигателями Стирлинга есть не только в странах Скандинавии, но и в Австралии, Японии, Сингапуре и Таиланде.

Но ни немецкие, ни шведские ПЛ, являющиеся малыми, по сути прибрежными лодками, не идут ни в какое сравнение с русскими «Ладами» - ни по своим тактико-техническим характеристиками, ни по разнообразию и мощности вооружения. Наши ПЛ 667-го проекта во всех отношениях являются в этом классе уникальными по своему качеству кораблями нового поколения!

ЦКБ «Рубин» — главный разработчик подводных лодок в России, спроектировал «Ладу» так, что она способна наносить залповые торпедно- ракетные удары по морским и стационарным наземным целям как из торпедных аппаратов, так и из специализированных вертикальных ракетных шахт. За счет уникального гидроакустического комплекса наша лодка имеет существенно увеличенную дистанцию обнаружения целей. Она может погружаться на 300 м, имеет скорость полного подводного хода до 21 узла, автономность — 45 суток. Для снижения шумности лодки применены виброизоляторы, всережимный гребной электродвигатель на постоянных магнитах. Корпус лодки покрыт материалом «Молния», поглощающим сигналы гидролокаторов.

О ВНЭУ нашей лодки известно пока немного. Так же как и у немцев, в ее основе будет электрохимический генератор. Но она будет принципиально отличаться тем, что водород, необходимый для работы ВНЭУ, будет получаться прямо на борту с помощью переработки имеющегося дизельного топлива. Поэтому российская ВНЭУ будет значительно экономичнее немецкого аналога, что позволит увеличить время её непрерывного нахождения лодки под водой до 25 суток. Одновременно и стоить «Лада» будет существенно меньше, чем немецкие лодки проекта 212\214.

До 2020 года российский же флот рассчитывает получить 14 единиц таких новых неатомных подводных лодок 4-го поколения.

 

Сокрушители балансов

 

Чтобы читатель понял, насколько существенно новые русские ПЛ с ВНЭУ смогут изменить баланс сил между Россией и США, приведу лишь один пример. «Четыре-шесть таких подлодок, - говорил ещё в конце 2010 года в интервью «РИА Новости» вице-адмирал Виктор Патрушев - могут полностью перекрыть такие закрытые или полузакрытые акватории, как Черное, Балтийское и Каспийское моря. Их преимущества очевидны любому военно-морскому специалисту».

От себя добавлю, что развёртывание в составе Российского ВМФ дополнительно двух-трёх соединений «Лад» способно принципиально изменить соотношение сил не только на Балтике, Каспии и Чёрном море, но и на Севере, и в Средиземноморье, в Атлантике и Индийском океане. На Севере, в Баренцевом море такие лодки способны гарантированно прикрыть маршруты развёртывания российских подводных стратегических ракетоносцев от любых посягательств противолодочных сил США и стран НАТО, что существенно повысит боевую устойчивость морской компоненты наших стратегических ядерных сил.

Сейчас наши ракетоносцы несут боевую службу по большей части под льдами Арктики, где они практически недоступны для вражеского воздействия. Американцы могут засечь, отследить и поразить наш подводный крейсер лишь на этапе его перехода в район боевого патрулирования. А «Лады» 667-го проекта идеально приспособлены для противодействия американским АПЛ, следящим за нашими «стратегами», так как слышат их на дистанциях гораздо больших, чем американцы способны услышать «Ладу». В таких условиях поражение вражеской субмарины – то ли «Ладой» самостоятельно, то ли с помощью наведения на неё сил противолодочной авиации и надводных кораблей – становится делом техники.

Что касается Средиземного моря, Атлантики и Индийского океана, то наличие в их водах в достаточном количестве подводных лодок, подобных «Ладе», практически обнуляет там американскую военно-морскую мощь, ядром которой являются авианосные ударные группировки (АУГ). Ещё в советские времена «дизелюхи» проекта 641Б умудрялись прорывать противолодочную оборону авианосцев и, бывало, всплывали прямо под носом у обалдевших американских адмиралов. И лишь малый запас подводного хода, отсутствие дальнобойного ракетного вооружения да невозможность оставаться в подводном положении больше 3-х суток давали американцем шанс в этом противостоянии с советскими подводниками.

Сегодня, при условии, что «Лада» будет действительно способна оставаться под водой до 25 дней, её боекомплект включит в себя мощный противокорабельный ракетный комплекс, подобный «Калибру», а разведка и наведение ПЛ на АУГ будет осуществляться с использованием эшелонированной разведки, включающей космическую группировку, такого шанса у хвалёных штатовских авианосцев уже не будет! А это значит, что в прошлое уйдёт целая эпоха американского «господства на море», Вашингтон фактически потеряет свой главный инструмент «проецирования силы» на удалённые регионы и окончательно утратит свою глобальную геополитическую роль.

источник

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Комментарии17

Екатерина
Екатерина 4 ноября 2014 17:32

Интересно.

    
Finn
Finn 4 ноября 2014 17:37

Взря они ее Ладой назвали (как назовеш так и поплывет).

    
DDD
DDD 4 ноября 2014 18:02

Все это только еще больше злит америку. А что делать...., иначе она весь мир на дно за собой потянет. Когда уже люди научатся жить на земле мирно?

    
Corwin
Corwin 4 ноября 2014 18:05

Отдельного внимания заслуживает следующая публикация:
МОСКВА, 30 июл 2012 — РИА Новости. Специалисты Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин», главного разработчика подводных лодок для Военно-морского флота (ВМФ) России, приступили к созданию натурного (поставочного) образца воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ, анаэробной), сообщил РИА Новости в понедельник генеральный директор «Рубина» Игорь Вильнит.

«Экспериментальная часть завершена, все наши теоретические расчеты полностью подтверждены, ведется техническое проектирование и изготовление поставочного образца», — сказал Вильнит.

По его словам, работа по созданию установки ведется уже два года, создан стендовый образец, подтвердивший правильность всех технических решений, которые выбирались при создании ВНЭУ.

Вильнит подчеркнул, что оснащение новых российских неатомных подводных лодок проекта 677 «Лада» анаэробными установками является требованием ВМФ РФ и иностранных заказчиков. В частности, это требование Индии, которая объявила тендер на закупку шести неатомных подлодок.

«Одним из требований индийской стороны является оснащение лодки воздухонезависимой установкой.
Подобное требование выдвинуто “Рубину” и со стороны Военно-морского флота РФ», — сказал гендиректор.

Экспортный вариант «Лады» — «Амур-1650» — предложен «Рособоронэкспортом» для участия в индийском тендере Project 75(I).

    
valeravalev
valeravalev 4 ноября 2014 18:20

Хорошая новость.

    
Corwin
Corwin 4 ноября 2014 18:26

Цитата: DDD
Все это только еще больше злит америку. А что делать...., иначе она весь мир на дно за собой потянет. Когда уже люди научатся жить на земле мирно?

Что это? публикация шапкозакидательских статей? Модератор весьма оперативно удалил мой коментарий со ссылками на соотв. публикации и мне лень повторять проделанную работу, но! Суть в том, что проект Лада был заморожен в 2012 году, а в 2013 вроде как разморожен, но ВНЭУ - двигатель Стирлинга будет поставлен только на одну лодку данного проекта. это опытный образец еще только. И что из него выйдет непонятно. И по проекту много вопросов. Как Рубин собирается получать водород из воды это совершенно за кадром. Разновидность вечного двигателя?

    
us5mmh
us5mmh 4 ноября 2014 18:35

Написано красиво и многообещающе и возразить-то нечего, но... Пиндосия-то не одна, есть ещё и НАТО, а это вам не хухры-мухры! Шапками их не закидаешь, тут у России шансов нету никаких, одной ей не сдюжить, это факт! Надо с кем-то дружить, и не просто так ради дружбы, а по-настоящему, что-бы за друга и в огонь и в воду... Ну да мы по другому и не умеем! Много ли найдётся таких стран? Те кто испытал на себе "американскую дерьмократию" однозначно будут с нами, ну а кто лизал "пиндосам" зад, того грех лишать этого удовольствия. Пущай лижуть! Весь язык будет в занозах!

    
p.balin
p.balin 4 ноября 2014 19:01

Цитата: us5mmh
Написано красиво и многообещающе и возразить-то нечего, но... Пиндосия-то не одна, есть ещё и НАТО, а это вам не хухры-мухры! Шапками их не закидаешь, тут у России шансов нету никаких, одной ей не сдюжить, это факт! Надо с кем-то дружить, и не просто так ради дружбы, а по-настоящему, что-бы за друга и в огонь и в воду... Ну да мы по другому и не умеем! Много ли найдётся таких стран? Те кто испытал на себе "американскую дерьмократию" однозначно будут с нами, ну а кто лизал "пиндосам" зад, того грех лишать этого удовольствия. Пущай лижуть! Весь язык будет в занозах!

Сдюжим, не раз уже сдюжили bully

    
kenig1
kenig1 4 ноября 2014 20:32

Цитата: Finn
Взря они ее Ладой назвали (как назовеш так и поплывет).

Что в твоем понимании означает"Лада"? Тормоз ты и есть тормоз.

    
kenig1
kenig1 4 ноября 2014 20:33

Цитата: Finn
Взря они ее Ладой назвали (как назовеш так и поплывет).

Тормоз ты и есть тормоз.

    
nmch
nmch 4 ноября 2014 20:35

Интересно г-н Душенов сам эту статью писал? Чего-то Максимом Калашниковым попахивает. Даже подсмерживает я бы сказал...

    
georus
georus 4 ноября 2014 20:44

Болтуны на службе у власти - её основной ресурс для зомбирования мозга. А вы, читатели, задумайтесь, почему такие статьи пишут и почему публикуют на ресурсах, которые читают в основном русские люди. Может, стараются возглавить вас? Может, внушить, что именно за путиными будущее РФ? Есть чёткое понимание - это не так!

    
тожеЮжноуралец
тожеЮжноуралец 4 ноября 2014 21:24

Цитата: georus
Может, внушить, что именно за Путиным будущее РФ? Есть чёткое понимание - это не так!


А может все-таки четкое понимание для Русских (Россиян) это ТАК, исходя из 14 лет его прямого и косвенного управления? Или предыдущие, включая советских, на словах ругая "западный прклятый" строй, реально прогибаясь "Большому брату" и продавая нефть, были Вам милей?

    
Rarog
Rarog 4 ноября 2014 23:38

Цитата: Finn
Взря они ее Ладой назвали (как назовеш так и поплывет).


А что не так с этим именем?
Лада — богиня весны и любви в славянской мифологии;
Лада — русское женское неканоническое имя.

    
Altai2014
Altai2014 5 ноября 2014 05:32

Цитата: DDD
Все это только еще больше злит америку. А что делать...., иначе она весь мир на дно за собой потянет. Когда уже люди научатся жить на земле мирно?

Чтобы не злить америку надо сделать лодку деревянной и на угольном ходу wink
А вообще, вопрос, как обычно, экономический: перекрыть - то они перекроют, но бобла им придется вложить раз в 10 больше! Вот это их и злит.

    
yahontovyi
yahontovyi 7 ноября 2014 02:52

...Как Рубин собирается получать водород из воды это совершенно за кадром. Разновидность вечного двигателя?
Попробуйте набрать в поиске "электролиз" и узнаете. Установки электролиза давно есть на атомоходах, правда не ради водорода, а кислорода для. И будьте внимательны, в статье написано что водород собираются получать из дизтоплива (химическую формулу найдите сами). Хотя статья, по большому счёту, действительно шапкозакидательская. И технических вопросов не освещает, а их множество.

    
RVD
RVD 14 ноября 2014 15:37

Ничего нового в "Ладе" нет, обычная батарейка с повышенным сроком службы с химическим реактором от "топливных элементов". Срок пребывания подводной лодки под водой можно увеличить до полугода и более, если использовать для работы дизеля не соляры, а водонитратное монотоплив, способным гореть как и соляра в камере сгорания, но в том числе и без потребности кислорода воздуха ... (выхлоп, если он и есть, то абсоютно экологически чистый - 90% воды, остальное молекулярный азот..... И военным и Минобрнауке все в свое время было десять раз предложено, но им нахер не нужно.

    

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.