Год крымских диверсий

Фото: rossijane.mirtesen.ru

 

Президент России Владимир Путин сравнил задержание двух российских военнослужащих представителями Службы безопасности Украины в Крыму с блэкаутом, который случился на полуострове год назад. Отключение полуострова от электричества положило начало череде крымских инцидентов, которые уже один раз парализовали международный процесс по урегулированию конфликта на востоке Украины.

Президент России Владимир Путин 23 ноября представил свою версию недавнего задержания двоих российских военнослужащих представителями Службы безопасности Украины в Крыму. Москва считает инцидент очередной диверсией на территории полуострова, который в 2014 году перешел в состав России, пережает «Газеты.Ru».

«Они хотели подтвердить образование в одном из вузов Украины, именно поэтому появились на границе, их заманили чуть подальше на несколько метров и забрали, — заявил Путин. — Думаю, что такое вероломство в конечном итоге оборачивается против тех, кто осуществляет подобные мероприятия, потому что это сродни отключению света в Крыму накануне Нового года в условиях зимы».

Сравнение неслучайно: год назад представители Меджлиса крымскотатарского народа и организации «Правый сектор» (обе организации запрещены в РФ) подорвали четыре опоры ЛЭП в Чаплынском районе Херсонской области.

В результате около двух часов ночи весь полуостров оказался полостью обесточен. Как говорят очевидцы, которые в это время находились в Крыму, до утра 22 ноября у жителей Крыма и туристов еще была надежда, что это случайность, но после стало понятно: от электроэнергии отключен не только жилой сектор, но и вышки мобильной связи. 23 ноября 2015 года крымские власти объявили выходным днем.

Без света остановились троллейбусы, объекты социальной инфраструктуры, лифты в высотных домах. Как говорит Алена Кадова, жительница Алушты, «самым страшным в первые дни было зрелище совершенно темного побережья, когда едешь на машине от Алушты к Ялте. Полное ощущение апокалипсиса, раньше такое только в фильмах видели». Режим ЧС продлился 158 дней, и только когда энергомост между Кубанью и Крымом заработал в полную мощность, веерные отключения электроэнергии на полуострове прекратились.

Если быть точными, то первый «диверсионный акт» со стороны Украины последовал почти сразу после референдума - в апреле 2014 года Украина перекрыла поставки воды на территорию крымского полуострова через Северо-Крымский канал.

Впрочем, это было решением, принятым на государственном уровне.

Блэкаут, в свою очередь, стал «классической» подрывной операцией: как утверждали представители российских властей, экстремисты действовали с ведома украинского руководства.

«Меня удивило, насколько мы оказались не готовы к событиям блэкаута. Угрозы со стороны и меджлиса, и украинских радикалов следовали регулярно, наверное, нам следовало раньше озаботиться энергетической безопасностью и полной независимостью от Украины», — рассказал «Газете.Ru» бывший сотрудник Алуштинского горисполкома Федор Сколкин.

По его словам, не только власти, но и сами крымчане крайне легкомысленно относились к возможной угрозе отключения от украинской энергосистемы.

Поэтому когда упали опоры, собственные генераторы были далеко не у всех гостиниц и даже заправок, что тут говорить об обычных людях.

Диверсионный поток

Через несколько месяцев после полного преодоления последствий энергоблокады вначале по социальным сетям, а потом и по открытым источникам в Крыму распространилась информация о том, что украинские диверсанты пытались прорваться на территорию полуострова со стороны Чонгара, была перестрелка, в результате которой есть раненые и убитые.

Только 10 августа ФСБ обнародовала официальную информацию о том, что в ночь на 7 августа группа украинских диверсантов была задержана в районе города Армянска. Во время попытки задержания участники диверсионной группы, по версии ФСБ, открыли огонь, в результате которого погиб подполковник Роман Каменев. Ответным огнем были ликвидированы двое участников диверсионной группы, трое были задержаны. Через сутки была задержана и вторая группа диверсантов, недалеко от дамбы через Сиваш. По информации спецслужб, диверсанты планировали опять взорвать опоры ЛЭП, но уже на территории самого Крыма.

Августовский инцидент вызвал бурную реакцию со стороны Москвы и Киева. Первая приостановила переговоры в «нормандском формате» по урегулированию конфликта на востоке Украины. Второй провел громкие консультации в рамках Совбеза ООН.

Впрочем, украинская инициатива в резолюцию ООН не вылилась, а Россия возобновила нормандские переговоры в октябре.

В ноябре, между тем, была задержана еще одна группа «диверсантов» — в Севастополе. Во время обысков силовики изъяли у задержанных взрывные устройства большой мощности, оружие и боеприпасы, средства спецсвязи, а также карты-схемы объектов, на которых предполагалось устроить диверсии, и документы министерства обороны Украины.

Мнения украинской и российской сторон резко различаются по этому поводу. Если взрыв ЛЭП в ноябре 2015 года представителями украинской власти были названы личной инициативой активистов меджлиса и запрещенного в России Правого сектора, то диверсионные группы, задержанные в ноябре 2016 года советник главы украинского МВД Зорян Шкиряк назвал «информационной провокацией со стороны ФСБ накануне выборов в США». Министерство обороны Украины не признало задержанных своими сотрудниками и отрицает любую связь с ними.

Крымские власти, в свою очередь, уверены в обратном. По их мнению, и отключения света и воды, и заброска диверсионных групп — это звенья одной цепи, целью этих действий является запугать крымчан и отпугнуть туристов от полуострова.

Например, депутат Госдумы от Севастополя Дмитрий Белик настаивает на том, что «Киев никак не может смириться с потерей Крыма». «События в Донбассе только подливают масла в огонь и заставляют украинских военных предпринимать неадекватные действия», – заявил он. Сенатор от Крыма Сергей Цеков, в свою очередь, подчеркнул: все эти инциденты нельзя считать самостоятельными инициативами отдельным радикальных группировок, сценарии всего происходящего скоординированы властями Украины, которые и несут за это ответственность.

Звенья подозрительной цепи

В сентябре текущего года в крымской прессе появилась информация, что военные завершили формирование в Крыму 47-й дивизии территориальной обороны, в задачу которой входит помощь правоохранителям в борьбе с террористами и диверсантами, защита стратегически важных объектов и ликвидация последствий стихийных бедствий. Новая дивизия сформирована в Севастополе, и ее основу составляют резервисты, которых военное ведомство несколько раз в год призывает на сборы.

Одновременно с этим руководитель полуострова Сергей Аксенов сделал заявление о том, что правоохранительные органы Крыма готовы отразить любые террористические угрозы и обеспечить безопасность всех, кто живет или приезжает в Крым.

По мнению самих жителей Крыма, жить на полуострове достаточно безопасно, и социальная атмосфера не ухудшается от происходящего.

«Самыми страшными днями в нашей жизни те, когда мы были уверены, что с дня на день к нам приедут так называемые поезда дружбы с радикалами из западной Украины накануне референдума, — рассказала «Газете.Ru» Елена Лукина, медсестра из Симферополя. — Страшно было, когда проходили первые митинги возле Госсовета и мы еще не знали, что нам удастся отстоять Крым. Нам, конечно, тяжело далась зима без света, было страшно читать про стрельбу возле Армянска в августе. Но мы считаем, что теперь нам есть на кого положиться».

Виктор Емельянов, таксист из Севастополя, убежден, что одиночные диверсанты Крыму неопасны, а полномасштабные военные действия со стороны Украины бесперспективны. «Прорваться через Чонгар военным силам Украины не удастся - это невозможно по всем правилам военной науки», — со знанием дела рассказывает он.

Вместе с тем, по мнению политолога Дмитрия Мельникова, задержания диверсантов в августе и ноябре выглядят со стороны слишком театрально, чтобы не вызывать сомнений.

«Руководство полуострова неоднократно подверглось острой критике за то, что не предусмотрели вероятность блэкаута, и почти 2 млн человек полгода просидели, как в каменном веке. Как-то слишком кстати появились эти диверсанты, как раз в конце туристического сезона, – рассуждает собеседник. — И вроде как продолжение темы агрессии со стороны Украины, и задержали их как оперативно».

«Не стоит обольщаться. Украинские власти настроены по отношению к Крыму крайне негативно, но я бы не исключал и манипулирование этой темой в интересах различных политических групп внутри самого Крыма», — добавил он.

Пока же все крымские гостиницы обзавелись резервными генераторами — на случай весьма маловероятных новых диверсий.

Егор Паромный


Наша команда обращается к нашим читателям с просьбой оказать возможную финансовую помощь нашему проекту.

 

 

Прямое пополнение:

На Яндекс-деньги: кошелек 410012273300268

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Комментарии2

Марта Скачкова
Марта Скачкова 24 ноября 2016 11:20

Все мы прекрасно помним, с чем пришлось столкнуться жителям Крымского полуострова. Украинские радикалы неоднократно пытались устроить провокации у границ России. Та же Грузия подозрительно стремится сблизится с НАТО. На Армению оказывается давление, как и на многих участников стран-СНГ. Думаю, во многом, именно, по этой причине развитие Парламентской Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ) является приоритетной задачей власти. Вячеслав Володин, как глава организации так же должен справиться с возложенными на него обязанностями. http://newinform.com/35016-spiker-gosdumy-vyacheslav-volodin-mozhet-stat-novym-p
redsedatelem-pa-odkb

    
Рококо
Рококо 24 ноября 2016 13:08

про черного наружу напомнил?

    

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.