США нацелились на Северный морской путь

Через десять лет США выйдут на Северный морской путь. Американский президент Дональд Трамп поручил разработать программу создания ледокольного флота для Арктики и Антарктики.

 

Америка будет строить свои мощные ледоколы. Так сказал Трамп. Ну, не совсем сказал. Подписал директиву. В ней он предписал изучить вопросы, оценить перспективы и риски, связанные с созданием ледокольного флота, призванного «обеспечить безопасность и поддержать национальные интересы США в Арктике и Антарктике».

Для этого США должны построить к 2029 году по меньшей мере три средних ледокола и три ледокола тяжёлого класса.

 

США и Северный морской путь

Что подразумевается под «тяжёлым классом», из опубликованной части документа неясно. Зато о национальных интересах сказано чётко:

«Постоянное присутствие в Арктическом и Антарктическом регионах с наименьшими возможными затратами». Для чего, в частности, «должна быть проведена идентификация и оценка по меньшей мере двух оптимальных мест базирования в Соединённых Штатах и по меньшей мере двух международных баз».

Тут необходимо отметить, что в Арктике Штаты присутствуют и так. За счёт Аляски. Этот штат обеспечивает Америке выход в Северный Ледовитый океан. Беда Америки, однако, не только в разбушевавшихся неграх, но и в том, что доставшийся ей сектор Арктики ничего существенного ей не даёт. Вдоль арктического океанского побережья Северо-Американского континента хороводится тяжёлый многолетний паковый лёд.

Который сегодняшние ледоколы – кроме русских – преодолеть не в состоянии. А русским оно если и надо, то только для того, чтобы подвести поближе к США что-нибудь стрелючее, способное жахнуть по Штатам при наступлении условий, описанных в ядерной директиве Путина.

Во всех остальных случаях куда там торить путь через льды? В Гренландию, что ли?

 

Собственно, примерно так и рассуждали в Вашингтоне и разных американских инстанциях, когда не слишком торопились обзаводиться собственным серьёзным ледокольным флотом. Есть тяжёлый Polar Star и средний Healy – и достаточно для интересов департамента Береговой обороны, который ими и владеет. Да, «Хили» подчас используется для катания яйцеголовых по полярному океану, чтобы изучали там что нужно. Даже лаборатория на борту для них есть. Но для серьёзных дел – доставить, например, экспедиционный состав для антарктических станций США – брались в лизинг иностранные ледоколы. У ФРС денег много. Понадобится – ещё долларов напечатает.

 

Однако всемирное потепление заставило изменить этот образ мышления. Оказалось, что если север Канады продолжает зарастать многолетними льдами, то русский Северный морской путь вот-вот освободится от них полностью. Вот недавно уже и газовоз – правда, ледового класса, но всё же не ледокол ни разу – проторил путь от Ямала через Берингов пролив в Тихий океан. И это фактически весной, когда ещё два десятилетия назад всё, что восточнее моря Лаптевых, стояло подо льдами!

 

А такого на свете быть не может, чтобы Соединённые Штаты Америки не претендовали на что-то, что есть у других и нет у них! Севморпуть – короткая дорога от всего, что севернее Гонконга до Европы? Да. И что на ней делают в таком случае русские?

 

Северный морской путь и США

Примерно с 2017 года из Америки начали раздаваться голоса, что в мире существует вопиющая несправедливость: Северный морской путь оккупируют русские. В то время как это должна быть транспортная артерия, открытая для всего мирового сообщества.

 

«Свободу мировому судоходству!» – вскричал в 2018 году сам командующий (тогда) Береговой охраной США, адмирал Пол Цукунфт. Верная примета: как только американские военные начинают заботиться о международном праве так, что аж кушать не могут, жди «гуманитарных» интервенций.

 

Кстати, первую попытку они тогда же и предприняли. Правда, пока на словах: объявили, что прямо вот-вот пройдут по Севморпути на военных кораблях (которые нельзя остановить и арестовать, как гражданские, без создания казуса белли) и восстановят грязно попираемые русскими международные правила судоходства. Есть там такие пункты, да – про международные проливы и свободу судоходства там.

Но наглым американским воякам было доведено – в том числе и через портал Царьграда, который в США те, кому надо, читают внимательно, что и известно, – что акватория Севморпути сложная, мелководная, с плохими ледовыми и метеоусловиями и тяжёлым рельефом дна, где можно запросто напороться на давно затонувший корабль и прилечь с ним рядом. И вот беда – спасти будет некому, потому как заявочки не подавалось и разрешения на проход не получалось. А радиосвязь на северах бывает ох и плохая…

 

В общем, не отважились американские военные защищать международное право в таких условиях. Пришлось демонстрировать свою крутость в свободном ото льда Баренцевом море. Правда, два года спустя, и то кряхтя от «неблагоприятных погодных условий». Но главное – показали свою крутость. А то ведь обнаглели русские – разместили на собственных арктических островах две военные базы, на Кольском полуострове вознамерились разместить зенитные ракетные системы С-400! А ведь «подобное наращивание военного присутствия выходит за рамки территориальной обороны», объявил зампомощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Майкл Мёрфи. Что себе позволяют наглецы – оборонительные противовоздушные ракеты на собственной территории размещать!

 

В общем, дорога есть – и в сравнении с южным путём через забитый Суэц или через юг Африки даже высокоскоростная, – но контролировать её американцы не могут! Это ли не боль?

 

Северный морской путь, США и ледоколы

Но самая больная боль при этом – то, что даже и запугайся русские небоеспособных в полярных условиях американских (и одного английского) эсминцев до больше дрожи, нежели дрожали те в Баренцевом море, всё равно не пройти по Северному морскому пути доблестным воинам света. Ледоколов-то нет! Ладно, для отвезти полярников в Антарктиду у русских же ледоколы и фрахтовали. К шведам обращались. Но пройти по Севморпути на эсминцах – для этого русские явно не дадут ни одного из своих 40 ледоколов. А у США их всего два! И то один, который «Полярная звезда», чтобы плавать хоть как-то и иногда, вынужден каннибализировать другой – «Полярное море». Тот вообще на приколе, так что с него можно снимать детали, чтобы другое судно могло выйти в море и дать Береговой охране США погрозить кулачком жадным русским. Но к 2029 году спишут и его…

 

Собственно, вот отсюда и растут ноги у «ледокольной» директивы Трампа. Через десять лет у Америки должно быть хоть что-то, что не вызывало бы у русских прысканья в кулак при взгляде с высоты мостика их атомной «Арктики» на «тяжёлое» убожество США. И, вообще говоря, один контракт на проектирование и строительство нового тяжёлого ледокола на сумму 746 миллионов долларов американские военные уже подписали. Может Вашингтон обратиться и к финнам, шведам или канадцам. У финнов, например, вообще изумительная школа ледоколостроения имеется.

 

Проблема, однако, в том, что ни одна школа мира не обладает опытом и технологиями создания сверхмощных атомных ледоколов. Кроме русской, разумеется. Нет, не будем строить себе иллюзий: при наличии у США очень крепкого военного атомного флота – с весьма хорошими и долговечными реакторами, надо признать – ни разу не вопрос, что американцы могут сами создать и атомный ледокол. Мозгов и компетенций у них хватит. Но это занятие всё равно – время и технологии. Точнее, наоборот: технологии, а следовательно, время. Которое русские тоже терять не будут, хотя, признаем, и хорошо это умеют делать. У них ведь тоже есть директива их президента об основах государственной политики в Арктике. А там прописано не только требование по созданию новых ледоколов повышенной и даже сверхвысокой мощности (это которые, в отличие от полутора метров льда американским ледоколом, будут ломать четыре метра, а большего в нынешней Арктике и не надо), но и создание и развитие военной группировки для обеспечения безопасности. Ага, выходящей за рамки территориальной обороны.

 

Ибо когда вы, американцы, перестанете совать свой жадный пятачок за пределы собственных территориальных вод и быть в каждой бочке затычкой, тогда и мы, русские, подумаем, не стоит ли и нам ограничиться в своей обороне территориальными рамками. А до тех пор в нашей Арктике, м-р Мёрфи, ваши и новые ледоколы будут встречать наши боевые вооружённые ледоколы, превышающие ваши по мощи – и энергетической, и вооружённой.

Понятно, мистер?

Александр Цыганов

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.