США объявили войну «Газпрому»

Фото: Сергей Савостьянов/ ТАСС

 

Вашингтон ввел новые «персональные» санкции против «Газпрома». На этот раз под ударом оказалось Южно-Киринское месторождение — одно из крупнейших на российском шельфе. Его запасы составляют почти 640 млрд кубометров газа и 97 миллионов тонн конденсата, плюс огромные запасы нефти — 464 миллионов тонн. По размеру оно уступает только Штокмановскому месторождению «Газпрома» в Баренцевом море.

Как сообщил в пятницу, 7 августа, журнал Federal Register (официальное издание Министерства торговли США), американское правительство постановило: «Экспорт, реэкспорт и передача внутри страны любого оборудования, которое подлежит экспортному регулированию, для Южно-Киринского месторождения любым лицом без предварительного согласия Бюро промышленности и безопасности (структура Минторга США) содержит риски нарушения секторальных санкций против России».

Примечательно, что ранее считалось: санкции на Южно-Киринское месторождение не распространяются. Изначально США включили в санкционный перечень лишь российские месторождения, где велись работы на глубине свыше 500 футов (около 152 метров). Южно-Киринское месторождение, по словам гендиректора компании «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск» Анатолия Сорокина, находится «на стыке санкций» — глубина моря на месторождении меняется в интервале 110−320 метров.

Поэтому, в отличие от «замороженного» из-за санкций Штокмановского месторождения, на Южно-Киринское у «Газпрома» были большие планы. В частности, «Газпром» и Shell собирались построить третью очередь завода по сжижению природного газа (СПГ) на Сахалине в рамках проекта «Сахалин-2» (напомним: этот СПГ-завод — единственное предприятие в РФ по сжижению газа). В июне «Газпром» сообщал, что газ Южно-Киринского пойдет на загрузку третьей очереди предприятия, и что в планах — строительство четвертой очереди завода.

Возможно, именно на этот СПГ рассчитывало российское правительство, когда одобрилостроительство в Пакистане газопровода стоимостью 2,5 млрд долларов. «Нитка» этого газопровода должна связать терминал по приему сжиженного газа в Карачи с городом Лахор на севере страны.

«Экспортное и реэкспортное» оборудование, «подлежащее регулированию» со стороны Бюро промышленности и безопасности США, для осваивания Южно-Киринского нужно позарез. «Газпром» собирался разрабатывать месторождение с помощью подводных добычных комплексов, а такое оборудование производят только американские FMC Technologies, Cameron, GE Subsea и норвежская Aker.

В целом, складывается впечатление, что США, под прикрытием санкций, устраняют в лице России опасного конкурента на нефтегазовом рынке. Конкретно Южно-Киринское месторождение включено в санкционный список, как подчеркивается в публикации Federal Register, «потому что содержит существенные запасы нефти». При этом издание уточняет, что нарушителями санкций будут считаться и «конечные потребители» продукции месторождения.

На деле, решение по Южно-Киринскому месторождению создает опасный прецедент. Получается, правительство США может включить в «черный список» любое нефтегазовое месторождение России, и тем самым сократить нашу долю на мировом рынке углеводородов.

Что стоит за решением Вашингтона, и насколько серьезно оно вредит РФ?

— Санкции США, прежде всего, касаются наших месторождений на шельфе, — отмечаетдиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Логика американцев проста: опыта работы именно на шельфе у нас недостаточно, и потому приходится пользоваться импортным оборудованием, доставку которого легко перекрыть. Как только стало известно, что шельфовое Южно-Киринское месторождение богато запасами газа и нефти, американцы применили против него испытанную схему.

Понятно, что это решение Белого дома США распугает партнеров «Газпрома», которые собирались совместно осваивать Южно-Киринское месторождение и расширять СПГ-завод в рамках «Сахалина-2».

«СП»: — Что означает это решение для России?

— Что шельфовые проекты, скорее всего, откладываются на неопределенный срок. В первую очередь, кстати, это касается проектов «Роснефти». Компания активно вела геологоразведочные работы на шельфе в партнерстве с американскими и норвежскими компаниям. Однако из-за санкций зарубежные партнеры работать с «Роснефтью» отказались. Российская компания заявила тогда, что возобновит работы с помощью других зарубежных партнеров, но до сих пор заметного продвижения в этом направлении не наблюдается.

В целом, я думаю, решение включить в «черный список» Южно-Киринское месторождение ставит под удар наши планы на будущее.

«СП»: — Американцы подчеркивают, что нарушителями санкций считаются и конечные потребители продукции Южно-Киринского месторождения. Что это означает?

— США пытаются заранее припугнуть будущих покупателей российского СПГ с нового завода. Но на практике — это долгая история. С момента закладки производства до получения сжиженного газа может пройти до пяти лет.

Другое дело, что тот же «Газпром» обычно подписывает с клиентами долгосрочные контракты заранее, под свои гарантии. В этом случае, понятно, гарантий российская сторона предоставить не сможет.

«СП»: — «Газпром» собирался разрабатывать Южно-Киринское с помощью американских и норвежских подводных добычных комплексов (ПДК). Мы можем построить такие комплексы сами?

— Пока единственный ПДК, который имеется на Южно-Кринском месторождении, мы закупили в Норвегии. Да, его можно разобрать, изучить, освоить технологии. Но на это, надо думать, уйдет немало времени.

Решение американского правительства о расширении «черного списка» месторождений весьма неприятное для России. Если бы его не было, западные компании, которые работали с «Газпромом» в рамках проекта «Сахалин-2», подключились бы и к разработке Южно-Киринского месторождения, и расширили бы СПГ-завод. Сделать все это было бы на порядок проще.

Сейчас ситуация кардинально усложнилась, по сути, «Газпрому» нужно под эти проекты искать новых акционеров. В теории, все планы по разработке шельфовых месторождений и сейчас остаются в силе. Но сроки вода их в эксплуатацию, повторюсь, становятся совершенно туманными.

«СП»: — Можно ли сейчас оценить убытки РФ от действий американцев?

— Речь, скорее, идет не об убытках, а о недополученной прибыли. И оценить ее в нынешней ситуации крайне сложно. В принципе, американцам никто не может запретить и дальше расширять «черный список» российских месторождений. Едва ли в нем окажутся сухопутные месторождения — с их осваиванием Россия проблем не испытывает. Но месторождения на шельфе, и трудные для разработки месторождения на суше вполне могут оказаться под новым санкционным ударом…

 — Санкционная война не сегодня началась, и не завтра прекратится, — отмечаетпрезидент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Причем, велика вероятность, что она будет идти по нарастающей. Именно поэтому очень важно сегодня зафиксировать провальную стратегию наших сырьевых компаний. Они последовательно лоббировали стратегическое партнерство с иностранцами, а также импорт оборудования и технологического сервиса как альтернативу развитию собственного производства.

Это была, напомню, солидарная позиция наших сырьевых гигантов: углеводороды продадим, а все, что необходимо для их добычи, купим или закажем за рубежом. Дескать, такая схема выгоднее, чем «изобретать велосипед» с собственным производством. И этой политики они придерживались полтора десятка лет, отфутболивая всех представителей отечественного промышленно-обрабатывающего сектора.

А теперь мы расхлебываем последствия такого подхода. Расхлебываем не потому, что американцы плохие, а из-за близорукого эгоизма наших корпораций и руководителей государства, которые позволили этим корпорациям сделать всех нас заложниками нынешней ситуации.

Я говорю о близоруком эгоизме потому, что не прогнозировать противоречий в мировой политике и в экономике могли только очень поверхностные и наивные люди. Поэтому ответ на традиционный вопрос «кто виноват?» в данном случае сомнений не вызывает: наши наивные руководители и виноваты.

«СП»: — И что в этой ситуации делать?

— Большая часть нашего потенциала в нефте- и газодобыче связана все-таки с сухопутными месторождениями. Поэтому нужно максимально реализовывать потенциал геологоразведки на суше, и продвигаться в разработке трудноизвлекаемых запасов. И то, и другое требует системного подхода. Первым делом необходимо изменить правила игры с ведением геологоразведки и предоставлением преференций, которые бы сделали «трудные» месторождения интересными для компаний.

Параллельно нужно решить и вопрос с разработкой шельфа. Здесь нам, конечно, более интересны нефтяные месторождения, а не газовые. По «голубому топливу», даже в рамках действующих месторождений, мы неплохо обеспечены на длительную перспективу. А вот с запасами нефти ситуация не столь радужная. Поэтому необходимо запустить программу импортозамещения необходимого оборудования, и рассчитывать в работе на шельфе исключительно на собственные силы.

«СП»: — Могут Китай или Южная Корея помочь нам в разработке шельфа?

— Теоретически могут — Южная Корея обладает соответствующими технологиями. Но проблема в том, что этот путь быстро заведет нас в тупик. При желании США могут оказать давление на любые крупные корпорации, в том числе, китайские или южнокорейские. И корпорации этому давлению подчинятся, потому что Вашингтон быстро создаст для них неприемлемый уровень потерь и издержек. Причем, элементарными мерами: закрыв американский рынок, или прекратив поставку тех или иных комплектующих, или блокировав возможность расчетов в долларах.

Поэтому, повторюсь, рассчитывать в разработке своих месторождений Россия может только на собственные силы. По моим оценкам, чтобы наверстать упущенное, нам требуется 10−15 лет. И это время у нас пока что имеется…

 

источник

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Комментарии23

Севас
Севас 9 августа 2015 11:52

Потому, что люди знают чего хотят и идут по трупам к своей цели-а кто то как попугай взывает к "друзьям и партнерам"

    
DDD
DDD 9 августа 2015 12:37

При этом НАСА ракетоносители, Россия поставляет...

    
Dore
Dore 9 августа 2015 15:58

наши наивные руководители и виноваты
Они просто продажные fellow
[quote=Ed_], на столько я его ненавижу за внутреннею.
Золотые слова
[quote=DDD]При этом НАСА ракетоносители, Россия поставляет...[/quote]
Это какого года выпуска??Ага

    
Jack_John
Jack_John 9 августа 2015 16:00

Dore/Как обычно,на 5 с плюсом.Кратко,ёмко,по ебалу)))
От себя добавлю:Из чьего титана сделаны.......?????А,если мы???

    
Corwin
Corwin 9 августа 2015 17:20

Что интересно, в статье прозвучало "надо думать можно сделать", но нифига не "в свете этого газпром решил заказать разработку и производство оборудования российскому заводу". Т.е. вопрос "где вы были раньше" можно и не рассматривать, если даже в такой ситуации не происходит никакого движения. Руководители газпрома явно надеятся что санкции явление временное и на территории России им производить ничего кроме труб не понадобится.

    
Jack_John
Jack_John 9 августа 2015 18:13

Корвин.Вот именно.Там такое бабло на кону.И,если,они решили прижать,значит и функции и ....имеются.Это хреново.Америка всегда славилась своим аппаратом слежения.За чем-либо.Как ни прискорбно..Источники открытые - источники закрытые.Инфа-то,что дают.Вот и думайте,тавагищщи.Блин

    
Jack_John
Jack_John 9 августа 2015 18:18

Корвин:Или,это - блеф??Там одному Богу известно:Все связи,между промысловиками,кампаниями и прочая...Шо нам дают,то мы и хаваем.Угу?

    
Jack_John
Jack_John 9 августа 2015 18:22

Маленькая сноска:
И..срёмся в комментах,раскрывая своё лицо.
Как сайт.ГС,это,всего-лишь,пересылка для ссылок,поэтому...моё глубокое - Бггггггг
(Зачем нужен сайт ГС??)

    
DDD
DDD 9 августа 2015 19:13

[quote=Dore]наши наивные руководители и виноваты
Они просто продажные fellow
[quote=Ed_], на столько я его ненавижу за внутреннею.
Золотые слова
[quote=DDD]При этом НАСА ракетоносители, Россия поставляет...[/quote]
Это какого года выпуска??Ага[/quote]
Россия, несмотря на санкции и взаимные упреки, поставила в США два первых ракетных двигателя РД-181 для ракеты-носителя Antares в рамках ранее заключенного контракта. Перед отправкой в Северную Америку двигатели прошли контрольно-технологические и огневые испытания.
http://www.dni.ru/tech/2015/8/5/311198.html

    
Jack_John
Jack_John 9 августа 2015 19:40

ДДД: Понять не могу всего этого.Бизнес - есть бизнес?
Это же оборонка....

    
Jack_John
Jack_John 9 августа 2015 19:44

Лан.Шутю.Есть контракты,типа "Мистралей",заключённые в хз каком году.Их надо выполнять.Держать марку,тссзать.Дык,почему нам,по сусалам,а мы не в ответку?(Опять таки,из открытых источников)Как там на самом деле,дело происходит - нам неизвестно.

    
DDD
DDD 9 августа 2015 20:22

Цитата: Jack_John
Лан.Шутю.Есть контракты,типа "Мистралей",заключённые в хз каком году.Их надо выполнять.Держать марку,тссзать.Дык,почему нам,по сусалам,а мы не в ответку?(Опять таки,из открытых источников)Как там на самом деле,дело происходит - нам неизвестно.

Конечно не известно. А по поводи Мистралей, дык контракт тоже х... знает когда был заключен и никто не замарачивается, отказав России в поставке. Впрочим сейчас не до жиру, это тоже нужно учесть.

    
stalin
stalin 9 августа 2015 20:33

А теперь мы расхлебываем последствия такого подхода. Расхлебываем не потому, что американцы плохие, а из-за близорукого эгоизма наших корпораций и руководителей государства, которые позволили этим корпорациям сделать всех нас заложниками нынешней ситуации.

А чему удивляться? Российские компании строили свою экономическую политику исходя из общего "трэнда" Кремля на развитие сырьевого вектора экономики. После того как власти РФ согласились с мировым разделением труда, где России была отведена роль сырьевого придатка, развитие собственных технологий стало не рентабельным. Интеграция России в "мировое сообщество" подразумевало принцип "углеводороды в обмен на промышленные товары". Наша власть до сих пор мечтает жить на "трубе" ничего не делая для развития страны. Это слишком накладно для нашего "эффективного бизнеса".

    
Jack_John
Jack_John 9 августа 2015 20:36

Гн.Сталин.Респект и уважуха!Но,над комментом Вашим я просто поугораю)))

    
Jack_John
Jack_John 9 августа 2015 20:37

Тчёрть миния диорнул фключидь апавищения,асиол...

    
Jack_John
Jack_John 9 августа 2015 20:59

Не!Я поясню-таки причину моего угорания,гн.Сталин.
Обьясните,пожалуйста ЧТО ИМЕННО мы расхлёбываем,и КТО в этом виноват?Только точно.
И!Почему Ельцин был хорошим?

    
stalin
stalin 9 августа 2015 21:29

Цитата: Jack_John
Не!Я поясню-таки причину моего угорания,гн.Сталин.
Обьясните,пожалуйста ЧТО ИМЕННО мы расхлёбываем,и КТО в этом виноват?Только точно.
И!Почему Ельцин был хорошим?


Это Вы о чем? belay

    
Jack_John
Jack_John 9 августа 2015 21:31

Сталин:
Фпейсту.Забыли.Отключаю оповещения.Извини,если што

    
stalin
stalin 9 августа 2015 21:48

Цитата: Jack_John
Сталин:
Фпейсту.Забыли.Отключаю оповещения.Извини,если што


Ничего. Бывает. Сигналы из космоса....Понимаю.

    
bronenosets
bronenosets 9 августа 2015 22:30

Цитата: stalin
Расхлебываем не потому, что американцы плохие
Верно, американцы тут совсем не при чем smile

    
stalin
stalin 9 августа 2015 22:45

Цитата: bronenosets
Верно, американцы тут совсем не при чем


Во первых цитата не моя! Не вырывай из контекста! Это текст статьи которую ты, похоже, не читал (неудивительно, что ты туп). Подними глазки вверх и прочти. А американцы здесь действительно не причем. Все вопросы в Кремль. Там же у нас живет "главный политик". У него и спрашивай. Или он американцами посажен? smile

    
Corwin
Corwin 10 августа 2015 09:36

Цитата: stalin
Во первых цитата не моя! Не вырывай из контекста! Это текст статьи которую ты, похоже, не читал (неудивительно, что ты туп). Подними глазки вверх и прочти.

stalin, Вы жестоки. А я то всю думаю почему Вы тег quote не ставите, а тут нате вам с кисточкой. Не замутненность персонажа прекрасна - пробежаться по всем темам и ответить на избранные комментарии не читая самих статей. Эдакое скоростное тролление.

    
Веблен
Веблен 13 августа 2015 03:37

1."Я говорю о близоруком эгоизме потому, что не прогнозировать противоречий в мировой политике и в экономике могли только очень поверхностные и наивные люди".
Думаю, что поверхностные и наивные люди всё-таки прогнозировали. Только вот, им ещё и фин. резервы надо было накапливать.
2."И что в этой ситуации делать?"
Наряду с форсированием сухопутной добычи решать вопрос о госпрограмме по созданию оборудования для соответствующих подводных работ.

    

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.