Как кандидаты в президенты Украины собираются спасать экономику страны

Фото: © РИА Новости / Максим Блинов
Президентская гонка на Украине выходит на финишную прямую — до выборов осталось чуть больше месяца. РИА Новости изучило предвыборные программы главных претендентов и выяснило, как они намерены спасать разрушенную экономику страны.

Владимир Зеленский

По данным социологической группы "Рейтинг", самые высокие шансы на победу — у актера и шоумена Владимира Зеленского. В середине февраля за него были готовы проголосовать 21,9 процента украинцев.
Ключевой тезис предвыборной программы Зеленского — "самая большая страна Европы не может быть бедной". Чтобы наполнить карманы граждан, артист хочет ввести "экономический паспорт украинца".
Предполагается открывать каждому новорожденному накопительный счет и пополнять его из средств, вырученных в процессе торговли природными ресурсами страны. Достигнув совершеннолетия, молодой украинец сможет использовать эти деньги как стартовый капитал. Правда, на что именно его разрешат потратить и дадут ли такой "паспорт" нынешним детям, артист не уточняет.
Зеленский не обошел стороной и проблему коммунальных тарифов. С помощью бизнеса он рассчитывает субсидировать малообеспеченным слоям населения оплату счетов. Для этого предусмотрена своего рода амнистия капитала: за пять процентов каждому предпринимателю предложат задекларировать и легализовать свои доходы. А проценты пойдут на субсидии.
Этим планы Зеленского устроить "бизнес-оттепель" в стране и использовать ее как ключевой драйвер новой экономики не заканчиваются. Он обещает обеспечить свободу конкуренции, развивать внутреннее производство с дешевыми долгосрочными кредитами и стать гарантом для каждого крупного инвестора, который приведет капитал на Украину.
Часть программы посвящена коррупции. Зеленский хочет воссоздать антикоррупционный суд, добиться "нулевой толерантности" к коррупционерам, а тех, кто "не понял", — переселить в тюрьмы.
Как стране расплачиваться по международным долгам (в первую очередь — с МВФ) и обеспечивать себя топливом, Зеленский не уточняет.

Юлия Тимошенко

Лидер партии "Батькивщина" Юлия Тимошенко совсем немного отстает от Владимира Зеленского: за нее готовы проголосовать 19,2 процента украинцев.
Тимошенко ориентируется на молодых избирателей: обещает ввести бесплатное общедоступное образование, повысить студенческие стипендии до уровня МРОТ (сейчас это 4173 гривны, или 136 евро, по курсу Нацбанка Украины) и гарантирует выпускникам вузов трудоустройство.
Молодым семьям Тимошенко тоже готова всячески помогать — посредством доступной ипотеки, микрокредитов под три процента годовых и выплат за рождение детей в размере 50-150 тысяч гривен.
Остальным категориям населения лидер "Батькивщины" гарантирует повышение МРОТ, социальные тарифы на коммуналку, создание условий для развития бизнеса и пенсионную реформу, направленную на увеличение пенсий и других социальных выплат.
В отличие от большинства других кандидатов, у Тимошенко есть четкий план. Осенью она представила 400-страничный документ под названием "Новый экономический курс Украины".
Основные положения таковы: страна должна перейти к социальной рыночной экономике нового типа, оптимизировать налоговое законодательство, предложить бизнесу дешевые долгосрочные кредиты и ускорить рост экономики до семи процентов в год.
Через неделю после публикации "Нового курса" эксперты независимого аналитического центра VoxUkraine выступили с резкой критикой, назвав документ "коварным ходом". Выяснилось, что по большей части это плагиат и самоплагиат и, кроме того, авторы зачастую ссылаются на несуществующие источники.

Петр Порошенко

Действующий президент Украины идет третьим — за него готовы проголосовать 14,8 процента граждан страны. Повысить шансы на успех у него вряд ли получится: тот же соцопрос показал, что половина населения "ни при каких обстоятельствах" не отдаст за него голос.
Вероятно, причина такого результата — предвыборная программа Порошенко, в которой он фактически расписался в неспособности наладить жизнь в стране без помощи Евросоюза и НАТО.
"В 2023 году мы подадим заявку на вступление в ЕС, получим и начнем выполнять План действий по членству в НАТО. Благодаря членству в ЕС и НАТО обеспечим высокие стандарты жизни людей, верховенство права и равные правила для всех, помощь в развитии экономики всего государства и регионов, доступ к самому большому мировому рынку", - из предвыборной программы Петра Порошенко.
Президент уверен, что вступление в ЕС и НАТО позволит преодолеть бедность и обеспечить благополучие для каждого, а все, что сделано им и его командой за минувшие пять лет, оценивает как "прочный фундамент для развития государства" и "основу для украинской истории успеха". О долговой яме международных кредиторов и полном разрушении инфраструктуры за годы его президентства Порошенко умалчивает.
Ключевыми драйверами предстоящего "экономического прорыва" Порошенко называет аграрный экспорт, IT-индустрию, высокотехнологичные отрасли (космос, авиастроение, судостроение и ОПК), трансформацию Украины в транспортный хаб Восточной Европы и туризм.

Победите ли?

Кто выиграет выборы, по большому счету не так важно. Ведь на деле победителю достанется пост не президента, а скорее кризисного управляющего, менеджера, ведущего процесс банкротства компании.
Участники предвыборной гонки и сами прекрасно это понимают, поэтому так старательно обходят стороной тему внешних долгов. В ближайшие два года эта статья расходов для Киева составит 17 миллиардов долларов — весь резерв Нацбанка Украины. В последующие три года — еще почти столько же. И это если избранный президент не влезет в новые долги.
Тем не менее почти все кандидаты с готовностью спекулируют на проблеме платежей за коммуналку, обещая снизить их до "социального уровня". Правда, не объясняют, откуда на это возьмутся деньги.
Сейчас государственный бюджет от коллапса спасают только кредиты, которые МВФ дает за обещание Киева повысить тарифы на газ. Не повысите тарифы — не получите кредиты, а без них Украине придется объявлять дефолт по всем государственным обязательствам.
Рассчитывать на то, что снижение тарифов профинансирует "Нафтогаз", тоже не приходится — минувший год компания завершила с отрицательным чистым денежным потоком и минимальными остатками денежных средств на счетах.
А с учетом того, что вопрос транзита российского газа через Украину до сих пор не решен, перспектива потери трех миллиардов долларов соответствующих платежей в год представляется вполне реальной. И тогда уже самому "Нафтогазу" потребуются субсидии.
Не осталось надежды и на то, что драйвером восстановления экономики выступит бизнес. На дешевые кредиты и инвестиции в украинской казне денег нет.
Средств не хватает даже на модернизацию инфраструктуры. По всей стране обваливаются мосты, на грани обрушения оказалась плотина ДнепроГЭС, а по качеству автомобильных дорог Украина сравнялась с Парагваем и Мозамбиком.
Не лучше ситуация и с железными дорогами. Государственный железнодорожный перевозчик "Укрзализниця" вплотную приблизился к стопроцентному износу всего подвижного состава. Бывший замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер считает, что к 2025 году перевозчик и вовсе перестанет существовать. Но об этом никто из кандидатов в украинские президенты не упоминает.

 

Александр Лесных

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.