Голос Севастополя ГОЛОС СЕВАСТОПОЛЯ      
Языки
Подписка на Голос в соцсетях
 
» » » Когда повстанцы эффективнее армии

Когда повстанцы эффективнее армии

7.06.2014, 02:54
(голосов: 1)

Квазибоевые действия на юго-востоке Украины с высокоманевренными группами на мото- и квадроциклах дают основания считать вполне возможным реализацию сценариев, напоминающих постапокалиптические антиутопии, хотя и с учетом ряда допущений. Так называемая антитеррористическая операция киевской хунты демонстрирует только, что даже иррегулярные формирования (ополченцы), пользуясь знанием местности, могут некоторое время противостоять армейским частям, имеющим многократное превосходство в живой силе и технике.

Безусловно, сам факт участия в карательных войсках должным образом сказывается на боевой мотивации военнослужащих Украины, несмотря на агрессивную информационную обработку, дипломатическую поддержку зарубежных сил, применение психотропных и наркотических средств, создание спецбатальонов из фашиствующих элементов.


 


 

Однако использование последних в качестве заградотрядов, привлечение иностранных наемников, равно как и прямое военное вмешательство стран НАТО. могут существенным образом изменить ситуацию и подавить очаги вооруженного сопротивления.

В условиях, когда ополчение может рассчитывать только на себя, без возможности применения военных сил поддержки России, скованной дипломатическими средствами, становится очевидной необходимость выхода деятельности иррегулярных сил на новый уровень с использованием высокоманевренной тактики и персональных транспортных средств. Напомним, что ситуация на Украине рассматривается только в качестве примера – с учетом возможного повторения подобных сценариев.

Современная наземная военная техника, как тяжело-, так и легкобронированная, имеет весьма существенные ограничения по скорости перемещения, радиусу действия и проходимости. К тому же в ряде случаев ее применение избыточно для поставленных целей и задач. Передвижения в войсковых колоннах на марше обычно ограничены скоростью 50 километров в час. Для современных БТР на колесной тяге предел составляет 100–120 километров в час по шоссе. У гусеничных транспортных средств эти показатели существенно ниже. Проходимость техники также ограничена местностью. В условиях густого леса, болот, при наличии природных и техногенных преград ее передвижение невозможно без вспомогательных инженерных средств. Наконец, на театр военных действий боевая техника прибывает не своим ходом, а, как правило, по железной дороге, реже с помощью авиации.

Содержание машинного парка основной и вспомогательной техники обходится достаточно дорого и под силу только армии государства. Для ополченцев, партизан, повстанцев и прочих иррегулярных сил его наличие будет только обузой. Вместе с тем ведение боевых действий в условиях сетецентрической войны связано с отсутствием как таковой линии фронта, быстрым изменением тактической обстановки, наличием факторов, сдерживающих возможность фронтального столкновения больших групп войск: мирные жители, журналисты и всевозможные посредники, жилая застройка, угроза вмешательства третьих сил при разрастании конфликта.

В этой ситуации для обороны занимаемых позиций с растянутыми коммуникациями, одновременным изматыванием и ослаблением, деморализацией врага, даже обладающего численным и техническим превосходством, имеющим тяжелое вооружение, применима тактика «кавалерийских наскоков» – быстрых рейдов, диверсий против военной инфраструктуры, снайперских и гранатометных засад против живой силы и бронетехники противника.

Современное ручное вооружение – дальнобойные снайперские винтовки, гранатометы, ПТУР и ПЗРК позволяют решать ряд боевых задач на дистанции порядка километра-двух, не попадая под накрытие автоматическим огнем пехотных подразделений. Непосредственный огневой контакт может длиться не более нескольких минут и, как правило, после поражения намеченных целей атакующая группа переходит в отступление по заранее подготовленным маршрутам и направлениям. Ключевое условие успеха – скрытность, высокая скорость и мобильность, способность к точному огню либо кратковременной концентрации максимальной плотности стрелкового огня на ограниченном участке. И естественно, возможность быстро уйти от ответного огня пехоты и технических средств поражения.

Небольшая численность атакующих групп (три – семь человек) с минимумом техники делает практически бесперспективным использование современных средств разведки для обнаружения и уничтожения (БЛА), а обычные средства подавления – системы залпового огня, артиллерия, авиация становятся сравнимыми с пушкой при стрельбе по воробьям. Передвигающийся на мото- и квадроцикле солдат может иметь более тяжелое оружие и защиту, способен перемещать больший вес, чем мотострелок на БМП, оснащен большим количеством средств коммуникации. К месту боестолкновения он прибывает на индивидуальном транспорте, покидает после короткого боя тоже самостоятельно.


 


 

Таким образом, в составе стандартной мотоманевренной группы могут находиться один-два снайпера с дальнобойными, в том числе крупнокалиберными (12,7–14,5 мм) винтовками, один-два оператора ручных гранатометов и ПЗРК, а также прикрывающие их автоматчики. Последние могут работать вторыми номерами и не открывать огонь в силу рабочей дистанции от километра. В случае с комбинированными экипажами мото-, квадроцикла или багги возможна схема: водитель-автоматчик, пассажир – основной стрелок (снайпер или гранатометчик). Естественно, стрельба ведется не с транспортного средства и не во время движения, как хотелось бы поклонникам голливудской продукции.

При использовании квадроциклов и багги имеется возможность применять пулеметы, в том числе крупнокалиберные, автоматические гранатометы, а запас ПЗРК, ПТУР может возрасти до 10–20 единиц на группу. Возможны различные сочетания: один-два багги с установленным оружием, одно грузовое четырехколесное транспортное средство высокой проходимости (багги или так называемая котлета – кардинально переработанный автомобиль повышенной проходимости) и три-четыре подготовленных мотоцикла.


 


 

Технические требования к мототранспорту:

легкость – сухой вес не более 200 килограммов, что связано с возможностью эксплуатации в условиях бездорожья, когда мотоцикл может быть перемещен через препятствие силами максимум двух человек;

запас хода – не менее 500 километров по шоссе на одной заправке (как у общевойсковой бронетехники), что подразумевает объем бака не менее 20–25 литров при объеме двигателя не более 600–700 кубических сантиметров;

полезный груз – перевозка до двух вооруженных и экипированных солдат. С возможностью креплений на внешних кронштейнах оборудования и груза суммарной массой до 50 килограммов.

 Технические требования к квадроциклам и багги:

легкость – сухой вес не более 500–700 килограммов, что связано с эксплуатацией в условиях бездорожья, когда квадроцикл может быть перемещен через препятствие силами максимум трех-четырех человек;

запас хода – не менее 500 километров по шоссе на одной заправке, что подразумевает объем бака не менее 40–45 литров при объеме двигателя не более 1200 кубических сантиметров;

полезный груз – перевозка до трех вооруженных и экипированных солдат. С возможностью креплений на внешних кронштейнах оборудования и груза суммарной массой до 150 килограммов.

Общие технические и эксплуатационные требования:

прочность, надежность – характеристики конструкции ориентированы на довольно жесткие условия эксплуатации с разницей температур, высоким уровнем загрязнения, отсутствием оригинальных и качественных ГСМ и запасных частей. Внедорожная подготовленность и живучесть соответствует стандартам ралли-рейдов. За создание подобных образцов должны браться соответствующие спортивные производители;

простота, ремонтопригодность – ТС с некритическими повреждениями легко ремонтируется при помощи подручных или стандартных технических средств (ремкомплектов) лицами без специальных технических знаний за короткий срок;

скрытность – камуфлированная раскраска, низкий по сравнению с гражданскими моделями уровень шума, возможность установки маскировочных средств, в том числе снижения видимости в инфракрасном диапазоне;

скорость – комфортная крейсерская скорость по шоссе не менее 120 километров в час. Возможность двигаться с максимальной скоростью по шоссе до 150 километров в час не менее часа;

проходимость – преодоление лесных зарослей, скальных, водных преград при помощи носимого оборудования (лебедка, домкрат, надувные емкости, саперные лопатки и пилы).

 Массовое использование гражданской авто- и мототехники в условиях Украины и аналогичных ситуациях может существенным образом изменить тактику и ход боевых столкновений. Стоит учитывать ряд следующих факторов:

стоимость и сроки разработки и создания перспективных образцов мототехники на порядки меньше по сравнению с аналогичными показателями на военные образцы;

затраты на подготовку и обучение персонала сопоставимо меньше, имеется возможность создания большого мобильного резерва для иррегулярных войск за счет реконструкторских и спортивных клубов, сообществ энтузиастов технической направленности;

имеющееся стрелковое и переносное оружие не требует серьезной адаптации и переделки для использования в условиях маневренной мотовойны;

поставка авто- и мототехники не ограничена никакими конвенциями, может быть осуществлена в сжатые сроки в достаточных количествах.

 Вероятнее всего, «украинский сценарий» – не первый и не последний. Россия должна быть готова к обороне и защите своих интересов в таком варианте квазивойны. Необходим существенный резерв авто- и мототехники для организации массового сопротивления интервентам, добровольческой помощи братским силам и движениям, а также людской резерв из участников авто- и мотоклубов, способных управлять подобной техникой, осуществлять ремонт и обслуживание, с возможностью овладения в сжатые сроки боевыми специальностями.

 Антон Дождиков кандидат политических наук

 








Новости smi2

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Комментарии: Оставить комментарий
  • Группа: Посетители
  • Регистрация: 12.06.2014
  • Статус: Пользователь offline
  • 410 комментариев
  • 0 публикаций
^
Есть минимум одно но - требуется весьма высокий уровень подготовки бойцов таких групп (как индивидуальный, так и слаженности), вряд ли достижимый в условиях экстренно формирующегося ополчения.
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
Надо признать, что Россия влив 200млрд долларов за последние 10-летия в Украину достигла явно меньше, чем США с её 5млрд долларов на нынешний переворот. Вот Вам эффективность расходования средств. Итог у России Крым - у США похоже почти вся Украина. Пожелаем США на пару лет худших дней майдана.
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
Это вариант ,это хорошо забытое старое ,это тачанки, немецкие мотоциклисты, англичане и амеры на джипах в Сев Африке. Слаженность, это достижимо.Хотя конечно не без потерь будет. Квадроциклов, багги мало конечно будет, а вот мотоциклов, переделанных Нив может быть достаточно.
  • Группа: Посетители
  • Регистрация: 12.06.2014
  • Статус: Пользователь offline
  • 410 комментариев
  • 0 публикаций
^
Слаженность - да, а вот много ли снайперов, способных эффективно стрелять на "рабочей дистанции от километра"? И какова эффективная дальность гранатомета?
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
Сначала мало было,теперь больше уже ,есть в будущем будет ещё больше. Война быстро учит. Проблема ещё в том,что у ополчения нет крупнокалиберных снайперских винтовок.Хотелось бы надеется,что пока нет Какого гранотомёта ? РПГ , понятно,что мало, прицельный 550 м. А вот АГС до 1700 м прицельный, он легкий сам по себе. Его можно и на мотоцикл с коляской ставить. Именно АГС амеры и давали пехоту иракцев во время Бури в пустыне, не давая выйти иракцам на дистанцию огня из стрелкового оружия.
  • Группа: Посетители
  • Регистрация: 12.06.2014
  • Статус: Пользователь offline
  • 410 комментариев
  • 0 публикаций
^
Да, об АГС я не подумал. А вот снайперов, способных эффективно стрелять на километр и более, мало всегда.
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
Для километра и нужны крупкалиберные снайперки, СВД это обычная армейская снайперка. А кто умеет с СВД ,то освоит и крупнокал-ю. Либо на базе авто ставить пулемёт крупняк. И крупняк пул-и снайперка БТР и даже БМП дырявят. Во время ВОВ на мотоциклах использовали 82 мм, приехали ,мин-т поставили на землю отстреляли, уехали. Тот же " Поднос" весит 42 кг, расчёт может быть и 2 чел. Его дальность 3900 м 82 мм миномёт даже 1943 г образца вес 58 кг, дал-сть чуть за 3000 м. Они есть на складах,их в Чечне применяли. И для мин-тов не нужен сложный процесс обучения расчёта.
  • 9 июня 2014 10:34
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
А что такое особенное в снайперах ? хорошая позиция, дальномер, анемометр, барометр и термометр + смартфон для вычисления траектории. С этим даже новичок будет неплохо стрелять. В америке на основании этого разработали снайперку для новичков, результат - профессионал за час. А если еще подгадывать под взрывы, артудары, громы, другие выстрелы, можно перебить до кучи народа, пока они вообще что-нибудь поймут.
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
Ну,это ерунда профессионал за час. Вот именно,что неплохо. Из-за неплохо и может получить в ответ из КПВТ или 30 мм пушки. Вот подгадывать,выбирать позицию, маскироваться, поражать цель с первого выстрела ,менять позицию,оставаться не замеченным после выстрела и т.д., это уже не новичок за час. Среди ополченцев нормальные охотники потенциальные снайпера, у них хоть есть первоначальные навыки. По сути снайпер тот же охотник.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости smi2.ru