Избранный в 2014 году президентом Порошенко заявил о новой реформе Основного закона, целью которой является децентрализация власти в стране. Предложенные им изменения были одобрены парламентом в первом чтении в августе 2015 года, для их принятия в целом необходимо, чтобы Рада конституционным большинством в 300 голосов проголосовала за законопроект во втором чтении.
Законопроект закрепляет отход от централизованной модели управления в государстве и вводит новую систему территориальной организации власти на Украине. В частности, изменения предусматривают ликвидацию института областных губернаторов, которые сейчас назначаются президентом. Предполагается, что система административно-территориального устройства будет состоять из регионов, районов и общин. Именно общинам предлагается передать самые большие полномочия и финансовые ресурсы.
Вместо губернаторов вводится должность перфектов, которые станут представителями государства на местах. Однако многие политики и эксперты считают, что предложенный Порошенко вариант децентрализации на самом деле только усилит возможность президента влиять на регионы, так как перфекты фактически будут подконтрольны главе государства, и он будет назначать и увольнять их по представлению правительства. Кроме того, эксперты обеспокоены тем, что президенту предоставляется право досрочно прекращать полномочия местных выборных органов власти.
Широкий общественный интерес к реформе вызван также тем, что она, в частности, направлена на урегулирование конфликта в Донбассе. Согласно принятому в Минске 12 февраля 2015 года документу, Украина должна принять конституционную реформу, ключевым элементом которой должна стать децентрализация с учетом особенностей "отдельных районов Донецкой и Луганской областей", которые объявили о своей независимости. Принятый в первом чтении проект конституционных изменений содержит в переходных положениях пункт, согласно которому особенности местного самоуправления на этих территориях Донбасса будут определяться отдельным законом.
Реформа на паузе
Первоначально предполагалось, что реформа по децентрализации будет завершена к 2016 году. Однако процесс затянулся, поскольку изменения не поддерживают большинство фракций парламента, что делает невозможным голосование за конституционные правки во втором чтении. Депутаты считают, что принятие реформы в предложенном виде несет угрозу территориальной целостности и суверенитету Украины.
Пока в Раде искали голоса для поддержки инициатив Порошенко, истекли законодательные сроки для рассмотрения законопроекта во втором чтении. Депутатам пришлось обращаться за разъяснениями в Конституционный суд, чтобы выяснить, нужно ли начинать процедуру внесения изменений в Основной закон заново.
Согласно действующему закону, изменения в Конституцию принимаются Радой в два этапа: в первом чтении — 226 голосами, во втором — на следующей очередной парламентской сессии — конституционным большинством в 300 голосов. Депутаты попросили разъяснить, что означает фраза "на следующей очередной сессии Рады": их интересовало, обязательно ли рассматривать изменения в Конституцию во втором чтении исключительно на следующей по очереди сессии или же на любой последующей.
Конституционный суд весной прошлого года вынес решение, согласно которому Верховная рада не пропустила сроки рассмотрения во втором чтении законопроекта. По мнению судей, Рада сама в праве решать, когда рассмотреть эти изменения, для этого парламенту будет достаточно внести соответствующие изменения в свой регламент.
На сегодняшний день вопрос приятия предложенных Порошенко конституционных изменений даже не обсуждается в Раде. Политический расклад в парламенте свидетельствует, что для утверждения конституционных изменений не хватит голосов. Одно время даже звучали предложения изъять из документа норму о статусе Донбасса, чтобы обеспечить прохождение законопроекта в Раде, однако пока никаких шагов в этом направлении предпринято не было.
Вместе с тем власти страны пытаются пока проводить децентрализацию в рамках действующих законов. В частности, был запущен процесс создания местных общин — когда, например, несколько сел могут объединиться, избрать единого главу с целью более эффективного решения проблем и использования ресурсов, также был начат процесс так называемой "финансовой децентрализации", который позволяет местным властям получать больше ресурсов для решения вопросов регионов.
Военно-гуманитарная помощь Донбассу
Комментарии1