© REUTERS
Накануне очередного раунда переговоров (или имитации переговоров) России и Украины Америка Дональда Трампа решила дополнительно «подбодрить» и простимулировать их участников. Официальный представитель государственного департамента Тэмми Брюс заявила, что озвученный её главным начальником срок ультиматума в 50 дней, оказывается, отнюдь не «отлит в граните»: «Вы можете задать временное окно – а через два дня все будет по-другому из-за хода переговоров.
Это не статичное планирование как у большинства из нас, когда мы назначаем встречу на конкретную дату и все. Здесь все иначе».
«Здесь все иначе» — звучит как ответ на упреки в том, что «добрый» Трамп предоставил России чрезмерно длинный срок для «исправления поведения» и предупреждение Кремлю. Мол, вы не думайте, что до начала сентября вас никто с гарантией не будет трогать! Наш «супермен» из Овального кабинета в любой момент может пересмотреть заявленный срок ультиматума в сторону его укорачивания. Но точно такое же право на жизнь имеет и радикально иная интерпретация заявления представителя ведомства Марко Рубио: администрация США на всякий случай расширяет для себя свободу маневра, заранее готовит почву для того, чтобы в первые дни осени опять отстрочить введение обещанных мега-санкций против Москвы.
Известный своей ястребиной позицией по отношению к Кремлю государственный секретарь США ищет предлог для того, чтобы сделать России «приятное»? Как-то в это не очень верится! И правильно, надо сказать, не верится. Дело здесь совсем не в нашей стране – или, если быть более точным, не только в нашей стране. Заявленный план Трампа затеять против российский внешней торговли тотальную экономическую войну – это фактор отношений не только Вашингтона и Москвы, но и Вашингтона и Пекина. А задирать лишний раз Китай у нынешнего американского лидера сейчас нет никакого резона.
Тарифная война между США и Европейским союзом пока по-прежнему в самом разгаре. Но вот результаты аналогичного тарифного наступления Дональда Трампа на американских экономических партнеров в Азии уже достаточно очевидны. Блицкриг удался. Все значимые страны континента бегут вприпрыжку и с разной долей смирения соглашаются на условия, которые им милостиво диктует «большой белый вождь» из Вашингтона. Но есть одно исключение – Китай. Используя свой вес в мировой экономике, Пекин принудил Америку к выгодному для себя компромиссу. Отсюда и все разговоры о том, что Трамп и председатель Си должны вскоре встретиться и лично ударить по рукам.
Версия о том, что эту рандеву вершителей судеб планеты будет не на двоих, а на троих – с участием Владимира Путина, насколько мне удалось выяснить, не имеет под собой основания. Дело в том, что на грядущие китайские торжества по случаю окончания Второй мировой войны Трампа не приглашали. На это памятное событие в КНР ждут представителей США более низкого уровня. Согласно пекинским протокольным (или политико-протокольным нормам) на празднике такого уровня может быть только один «главный гость» из-за рубежа. И это ниша «главного гостя» уже занята президентом РФ.
Но сейчас разговор не об этом. Сейчас разговор о том, что встреча Трампа и председателя Си, скорее всего, состоится на полях масштабного международного саммита в третьей стране и о том, что Вашингтон и Пекин почти договорились «зарыть топор войны» в тарифной сфере. Исполнение угрозы Трампа ударить мощными вторичными санкциями по торговым партнерам России грозит взорвать эту нужную Вашингтону договоренность. Китай в гораздо большой степени, чем другой «большой друг Москвы» в лице Индии (правильнее, на мой взгляд, только так – в кавычках) зависит от российского энергетического эксперта. Оперативно перестроить в этом отношении свою экономическую модель у Пекина просто нет возможности – даже если бы у него вдруг было такое желание.
А желания «вставать по стойке смирно» после выслушивания нацеленного на Москву ультиматума Трампа у председателя Си точно нет. Это ставит президента США перед необходимостью придумать что-то еще, чтобы в очередной раз «пройти между струйками». Вот в Вашингтоне и придумывают. Государственный департамент «укутывает туманом» вопрос о точном сроке действия американского ультиматума Кремлю. А сам Трамп задумчиво рассуждает об украинской коррупции: «Байден передал снаряжение и денег на сумму в 350 миллиардов долларов. И что еще хуже – не только технику, но и наличные. Надеюсь, однажды мы узнаем подробности. Ведь по идее они должны были сами закупать себе снаряжение. Но у меня есть ощущение, что не каждый доллар пошел по назначению».
Ничто из этого не должно настраивать Москву на излишне оптимистический лад. Трамп не может себе позволить выглядеть «слабаком на фоне сильного Путина». Но тенденции, согласитесь, все равно интересные.