«Пособница Путина» готовит ловушку

В начале февраля Украина одержала очередную «перемогу». Правда, на этот раз не над Россией, а над Венгрией и ее министром иностранных дел Петером Сийярто, побывавшим с визитом в Киеве. Уже несколько лет две страны находятся в состоянии конфронтации, причиной которой стал украинский образовательный закон, принятый осенью 2017-го. Затем к нему прибавился дискриминационный закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», а недавно еще и закон «О полном общем среднем образовании». Будапешт совершенно справедливо увидел в юридическом творчестве украинских парламентариев ущемление прав своих соотечественников, живущих в Закарпатье, и предпринял ряд ответных мер.

 

Наиболее болезненным для Киева, пожалуй, оказалось блокирование работы комиссии Украина ― НАТО. Единожды, осенью 2019-го, Венгрия сняла вето, но, обнаружив, что «незалежная» не идет на уступки, вернулась к прежней политике. Наступил январь нынешнего года, и премьер-министр Виктор Орбан выступил в примирительном духе, рассказав о намерении провести прямые переговоры с Зеленским и нормализовать отношения. Обсуждение будущей встречи было одной из целей визита Петера Сийярто, состоявшегося 7 февраля.

 

Накануне прилета венгерского министра в Киев в Будапеште произошло примечательное событие. В МИД явилась внушительная делегация дипломатов. Они представляли США, Великобританию, Францию, Германию, Канаду, Испанию, Нидерланды, Данию, Норвегию, Румынию и Эстонию. Заместитель министра принял посетителей, и они призвали Венгрию прекратить ветирование комиссии Украина ― НАТО. Началась дискуссия, и дипломаты услышали в ответ вполне конкретное предложение: надавить на Киев для прекращения дискриминации нацменьшинств.

 

Венгров, похоже, не услышали, поскольку через несколько дней посол США в Североатлантическом альянсе Кей Бэйли Хатчисон заявила: НАТО не место для дискуссий и «мы очень надеемся, что Венгрия отложит в сторону эту проблему». Намек более чем прозрачный, хотя от Будапешта требуют почти невозможного.

 

Вернемся теперь к поездке Сийярто в Киев. В украинской столице венгерский гость излучал дружелюбие и оптимизм. Министр встретился с премьером Гончаруком, вице-премьером по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Кулебой и главой МИД Пристайко. Всюду были рукопожатия и улыбки, а Гончаруку Сийярто вручил футболку национальной сборной с номером и фамилией легендарного нападающего Ференца Пушкаша. В свою очередь премьер-министр подарил сине-желтую футболку с номером «12» и надписью «Сийярто» на спине. Потом Гончарук объяснил в фейсбуке суть сделанного им жеста: «…обычно футбольные клубы присваивают этот номер своим болельщикам. Я сказал Петеру, что хотел бы, чтобы он и его правительство стали настоящими болельщиками Украины на пути в ЕС и НАТО».

 

Это были игры в доброго следователя, также Сийярто ждал злой следователь в лице начальницы Минобрнауки госпожи Новосад. Ее собеседник предложил признать венгерский языком коренного народа и увеличивать объем преподавания украинского, но не за счет других предметов. Под ними, естественно, подразумеваются уроки венгерского. Новосад отреагировала чрезвычайно жестко: «…мы закрываем политические дискуссии относительно языкового вопроса для школ с языком обучения нацменьшинств». И разумеется, никакого статуса коренного народа. Аналогичное заявление сделал и министр иностранных дел Пристайко, объяснив «венгерским партнерам», что единственное меньшинство, официально считающееся на Украине коренным, это крымские татары.

 

На резкие слова Новосад Сийярто ответил на удивление мягко, и в результате киевские СМИ затрубили о «перемоге».

 

На самом же деле все совершенно иначе, и податливость венгерского министра лишь тактический маневр и проявление дипломатической гибкости. В реальности официальный Будапешт настроен крайне решительно. Небольшой пример. Недавно Каталин Чех, депутат Европарламента от венгерской партии «Моментум», находящейся в оппозиции правительству Орбана, публично раскритиковала политику властей своей страны. Она осудила блокирование евроинтеграции Украины и поставила под сомнение усилия Будапешта по защите соотечественников в Закарпатье. Реакция последовала незамедлительно, и Чех заклеймили «предательницей нации». И ладно бы на нее набросились националисты из ультраправого «Йоббика», нет ― в измене ее обвинил один из руководителей МИДа Тамаш Менцер. Возмутились и представители партии Орбана, в частности, уроженка Берегово Андреа Бочкор, заседающая ныне в Европарламенте.

 

Довольно интересная картина вырисовывается и с возможной встречей Зеленского с Орбаном. Во время визита Сийярто конкретную дату не назвали, прозвучала фраза «в конце весны». Поездки украинского президента в Польшу показали, что он любит делать подарки соседям, состоящим в ЕС и НАТО. Так, находясь в Речи Посполитой на юбилее начала Второй мировой, Зеленский провозгласил «перезагрузку» и отменил мораторий на поиски останков жертв Волынской резни. Недавно, на 75-летии освобождения Освенцима, глава незалэжной поддержал поляков в историческом споре с Россией и толкнул речугу об ответственности СССР за холокост евреев. Поэтому нельзя исключать заискивания перед Орбаном, «перезагрузки» с Венгрией и каких-нибудь милых презентиков партнерам.

 

Есть еще одно важное обстоятельство: 4 июня исполнится сто лет со дня заключения Трианонского мирного договора, по которому Венгрия лишилась Трансильвании, Хорватии, Словакии, Закарпатья и ряда других земель. От страны оказались отторгнутыми 72 процента территории и 64 процента населения. Пепел Трианона до сих пор стучит в венгерские сердца, и подготовка к юбилею ведется масштабная: лекции историков, памятные мероприятия, даже в школьную программу вносятся коррективы. Также запущен флешмоб «Вызов Трианона». В память о национальной трагедии участникам акции предлагается пройти, проехать на велосипеде или проплыть на лодке 1920 километров. Желающие имеются, и в сообществе в «Вызова» в фейсбуке регулярно появляются новые фото энтузиастов. Кроме того, в центре Будапешта продолжается сооружение мемориала ― своеобразной «стены плача» с названиями 13 000 населенных пунктов, отпавших от матери-родины.

 

В общем, накачка перед юбилеем идет колоссальная, и если Зеленский проведет переговоры с Орбаном незадолго до 4 июня, то получится, что он подыгрывает ревизионистской политике Будапешта. А в случае уступок (хотя бы и декларативных) в вопросе прав закарпатских венгров речь уже пойдет об очередном внешнеполитическом провале «зеленой» команды. Таким образом, украинскому президенту готовят ловушку.

 

На склонность Зеленского радовать партнеров указывает и его общение с еврокомиссаром по вопросам политики соседства и расширения Оливером Варгеи. Формально он представляет ЕС, однако интересы родной Венгрии не забывает. Еврочиновник находился два дня ― 11 и 12 февраля ― в Киеве, где в том числе провел переговоры с Зеленским. Одной из тем было положение и права нацменьшинств. После встречи пресс-служба президента Украины об этом умолчала, но шила в мешке не утаишь, и сам Варгеи в комментарии венгерскому информагентству MTI рассказал, о чем шел разговор, и сообщил, что Зеленский, похоже, готов урегулировать противоречия вокруг соответствующих законов. Угодит ли глава незалэжной в капкан или нет, узнаем через несколько месяцев. Учитывая невменяемость и низкий интеллектуальный уровень украинской власти, подобная перспектива не выглядит фантастической.

 

В целом, визит Варгеи получился довольно знаковым. Едва прибыв в Киев, он сразу заявил: оценивая скандальные законы, Еврокомиссия будет опираться на мнение национальных меньшинств. Внимание к ним заметно даже по твиттеру комиссара: сначала беседа с представителями венгерской, румынской и болгарской диаспор, затем фото с Пристайко и, наконец, посещение офиса Зеленского.

Кстати, с делегатами нацменьшинств Варгеи разговаривал без участия украинских чиновников, и это тоже показательно. Разумеется, еврокомиссару «выразили обеспокоенность» по поводу законов об образовании, языке и средней школе. А если совсем по-простому, то лидеры диаспор наябедничали большому европейскому начальнику.

 

Параллельно с попыткой заручиться поддержкой институтов ЕС в западных регионах Украины продолжается активная экспансия Венгрии и Румынии. Отметим, правительственный уполномоченный по развитию сотрудничества с Закарпатьем Иштван Грежа постоянно приезжает то в Ужгород, то в Берегово, то в другие населенные пункты. В первой половине февраля Грежа успел открыть неделю мадьярской кухни, принял участие во вручении дипломов выпускникам украинско-венгерского института при Ужгородском университете, а потом отправился на административную границу Закарпатской и Львовской областей: там за деньги Будапешта установили систему уличного освещения вдоль дороги, ведущей к Верецкому перевалу.

 

Румыния действует схожим образом. В конце января власти коммуны Бистрица-Нэсэуд подписали соглашение о побратимстве с селом Опришены в Черновицкой области. 14 февраля под таким же договором поставили подписи главы села Магала и румынского города Сучава. Официально это якобы необходимо для решения бытовых проблем, включая помощь в освещении сельских улиц или передачи местным школам учебников на родном языке. Фактически же украинских румын все сильнее привязывают к их исторической родине.

 

Отчасти игры в побратимство напоминают события двухгодичной давности, происходившие в Молдове. Там более полусотни приграничных населенных пунктов приняли символические декларации об объединении с Румынией. С одной стороны, это вроде бы фикция, но в случае политического кризиса и пересмотра границ подобные декларации можно использовать в качестве гласа народа. Так и на Украине: если кампания по заключению договоров о побратимстве наберет ход, она превратится в политический инструмент. В Киеве, конечно, тревожные звоночки игнорируют и регулярно одерживают «перемоги» над Венгрией, на которую еще во времена Порошенко навесили ярлык «пособницы Путина».

Алексей Ткачук

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.