Российский аналог SWIFT стал барьером перед санкциями США

SWIFT остается для РФ политической темой, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» кандидат экономических наук Михаил Беляев.

 

ФБА «Экономика сегодня»

Заместитель главы МИД РФ Александр Панкин не исключил, что в России появится платежная система, которая станет альтернативой SWIFT.

Отключение РФ от базирующейся в Бельгии системы SWIFT муссируется с 2014 года, но пока движения в этом направлении нет. Прослеживается перспектива введения американских санкций против российского госдолга, и это предел давления на 2021 год.

 

РФ уже защитилась от отключения от SWIFT созданием системы МИР: доля безналичных платежей и использования банковских карт в России выше, чем в странах Восточной Европы, поэтому Москва первым делом озаботилась данным вопросом.

 

Система МИР является внутрироссийским аналогом SWIFT, а Панкин говорит о платежной системе, основанной на блокчейне и цифровых валютах. Такие платежные системы, как считает Панкин, в отличие от SWIFT, не претендуют на монополию.

Тезис Панкина вызывает два вопроса: во-первых, способны ли цифровые валюты и блокчейн, пока не устоявшиеся в мировой финансовой системе, заменить SWIFT, который действует с 1973 года, а во-вторых, почему это заявление сделал МИД РФ, а не Минэкономразвития РФ, Минфин РФ или ЦБ. Это политическая риторика или курс экономического развития страны?

Нужно понимать, как работает SWIFT

«Вопрос SWIFT лежит для России в области санкций: это политическая тема, отключат нас или нет, что нам делать дальше и т. д. МИД РФ заявил о готовности Москвы создать альтернативную SWIFT систему», - констатирует Беляев.

 

Что касается SWIFT, то эта система не отвечает за перевод денег. Она дает команды банкам о том, что им делать с деньгами клиентов.

 

«С помощью SWIFT банки передают сообщения друг другу, на основании которых они затем двигают деньги клиентов. Когда мы говорим об альтернативе SWIFT, то мы создаем не платежный механизм, а систему оповещения о платежах. В РФ аналог SWIFT есть, он называется Система передачи финансовых сообщений, на которую приходится около 20% операций», - заключает Беляев.

В российском механизме участвуют 23 страны, включая Германию и Швейцарию. В процесс включены государства, которые имеют большой объем торгово-экономического сотрудничества с РФ.

 

«Торговля – это больше ФРГ, а Швейцария – это финансовые операции. Блокчейн и цифровые валюты на систему расчетов и тем более на технологию платежей влияния не оказывают. Можно обойтись без них, но постепенно наступает эпоха цифровой экономики, с помощью которой легче сопрягать сообщения о платежах в мировой или национальной экономиках», - резюмирует Беляев.

 

Цифровые технологии дают удобство для проведения операций, но они ничего принципиально не меняют. Революции от них не будет: сами по себе они не смогут создать альтернативу SWIFT и другим традиционным институтам.

 

«Новые технологические решения не снимут вопросы доминирования и монополий. Данную проблему может решить новая финансовая система, созданная на равноправии участников и равновеликости их голосов. Если в рамках новой технологии заведется претендент на доминирование и диктат, то она не будет отличаться от SWIFT и текущего расклада», - констатирует Беляев.

Сила доллара базируется на экономике США

Второй ремаркой Панкина стал тезис, что снижение предсказуемости внешней политики США ставит под вопрос надежность использования доллара в международных расчетах. Из-за геополитической обстановки в мире взят курс на дедолларизацию.

 

Разговоры об отказе от доллара являются популярной темой в РФ и в мире, но американская валюта доминирует в мировых золотовалютных резервах, а расчеты в евро, юане, рубле номинируются в «американце». Можно вспомнить последний кредит Белоруссии, который РФ на две трети выдала в рублях, однако по соглашению его структура выплат привязана к доллару.

 

«Любая национальная валюта опирается на состояние своей экономики, а международная валюта (доллар) опирается на состояние экономики США, на темпы ее роста, эффективность и масштабы», - заключает Беляев.

 

Доллар доминирует в международных расчетах из-за того, что американцы являются крупнейшим торговым партнером большинства стран мира. Экономики ЕС и Китая зависят от американского рынка сбыта, и это повышает устойчивость доллара.

 

«В международных экономических отношениях большую роль играют традиции или так называемое обычное право. За ценные бумаги, за сырьевые товары и энергоносители принято рассчитываться в долларах. Американская валюта всегда нужна мировым игрокам для расчетов с США: это определяет востребованность и доминирование доллара», - резюмирует Беляев.

 

Если экономика США станет нестабильной, то международные игроки отзовут оттуда деньги, а пока этого не намечается: статистика показывает, что США должны выйти из кризиса 2021 года пусть и с помощью таких инструментов, как многотриллионная эмиссия.

 

«В стратегической и отдаленной перспективах США потеснят Китай, который занял позиции мировой мастерской номер один. Это вытесняет доллар в мировой торговле, но в ближайшие пять-десять лет он точно останется главной валютой мира», - констатирует Беляев.

Дмитрий Сикорский

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.