Почему Украина перестала получать белорусское электричество

Середина ноября выдалась для украинской энергосистемы крайне напряжённой. Нехватка топлива на тепловых электростанциях, периодические аварии, а также постоянный дефицит электроэнергии уже привели к тому, что во многих городах страны под предлогом ремонтов стали начинаться веерные отключения электричества. На этом фоне новость, которая прозвучала 17 ноября, стала очередным шоком для Киева.

 

В этот день Минэнерго Белоруссии сообщило, что поставки электроэнергии на Украину будут прекращены с 18 ноября «в соответствии с установленным порядком взаимодействия в рамках контрактных отношений». При этом было отмечено, что возможность дальнейшего осуществления поставок «будет рассматриваться белорусской стороной с учетом технических возможностей».

 

Как сообщили 18 ноября в «Укрэнерго», поставки электроэнергии из Белоруссии действительно прекратились, однако трансграничные перетоки, которые помогают поддерживать работу украинской системы, сохранились и идут из России.

 

Примечательно в данном случае то, что причины прекращения поставок в сообщении белорусской стороны указаны не были. Однако известно, что в первой половине дня 17 ноября Минэнерго Белоруссии заявило об очередном отключении первого энергоблока БелАЭС от сети в связи со срабатыванием системы автоматической защиты.

 

Таким образом, отказ о поставке электричества на Украину многие эксперты связали с тем, что Белоруссия должна в первую очередь обеспечить электроэнергией себя и лишь потом думать о её экспорте. Как отмечал ранее министр энергетики республики Виктор Каранкевич, первый энергоблок ежедневно производит 28 млн кВт/ч электроэнергии, что составляет около 25 процентов от общего объёма его производства в стране.

 

Стоит заметить, что проблемы с АЭС за последний год у Белоруссии возникают уже не в первый раз. Строящаяся в Гродненской области атомная станция должна, по задумке белорусских властей, помочь избавиться от абсолютной зависимости страны от российского газа и сэкономить ей средства. Согласно проекту, она будет состоять из двух энергоблоков суммарной мощностью 2400 МВт.

 

Реактор первого энергоблока был выведен на минимально контролируемый уровень мощности еще 11 октября 2020 года, а 3 ноября подключен к сети. Однако на следующий после официального открытия БелАЭС 7 ноября день произошла поломка итальянских измерительных трансформаторов, из-за чего блок отключили от сети и снова ввели его в действие только 19 ноября.

 

После этого его отключения происходили несколько раз. В ряде случаев происходящее объяснялось плановыми работами, но известно и о нескольких поломках. Например, 12 января 2021 года первый энергоблок был выведен на 100% мощности, но уже 16 числа отключён от сети после срабатывания системы защиты. Через пять дней он снова был подключён, а 2 июня официально введён в промышленную эксплуатацию.

 

А 12 июля сработала автоматическая защита генератора, и блок был в очередной раз отключён, после чего началась диагностика технологических систем и узлов турбогенератора. Снова энергосистема Белоруссии получила электричество с БелАЭС только 4 октября. Таким образом, вопросы по работе станции у энергетиков остаются, хотя официально на БелАЭС не происходит ничего экстраординарного, а все комиссии, в том числе и МАГАТЭ, подчеркивают её высокую безопасность и качество строительства.

 

В Минске никогда не скрывали того, что рассчитывают использовать свою атомную станцию в качестве инструмента для пополнения бюджета за счёт поставок электричества за пределы страны. Однако позиция Литвы, которая на протяжении последних лет делает всё возможное для саботажа работы БелАЭС, в определённой степени сорвала планы Минска.

 

Ситуация, как известно, обострилась после президентских выборов в Белоруссии в августе 2020 года, когда все соседи республики, за исключением России, фактически разорвали политические связи с официальным Минском. Украина, которая во многом зависит от торговли с Белоруссией, также пошла на поводу у своих западных кураторов и даже летом нынешнего года согласилась не покупать электроэнергию, выработанную на БелАЭС.

 

Политические инсинуации Киева в отношении Минска, которые только обострились после разразившегося миграционного кризиса на границе Белоруссии и ЕС, не могли не вызвать недовольство Александра Лукашенко. При этом в белорусской столице прекрасно понимают значимость торгово-экономических отношений с южным соседом, но не реагировать на явную враждебность украинских властей больше не собираются.

 

С этой точки зрения в нынешней ситуации вопрос поставок электроэнергии на Украину выглядит наименее болезненным для белорусской экономики, но крайне важен для Киева. Вероятно, именно поэтому в Минске и выбрали данный инструмент для напоминания украинском властям о необходимости думать, прежде чем говорить и действовать.

 

Предупреждение было сделано еще 8 ноября, когда украинские трейдеры получили письмо от «Белэнерго», в котором говорилось о прекращении поставок электроэнергии «на основе ранее заключённых рамочных контрактов» и отказе заключать новые. Правда, на следующий день было уточнено, что Белоруссия продолжит экспорт в рамках подписанного на ноябрь договора, который ограничен конечным объёмом поставок и не предполагает их наращивания.

 

Однако в Киеве явно не поняли предупреждения и продолжили нагнетать обстановку в отношениях с Минском, пытаясь использовать миграционный кризис в собственных интересах. Теперь, по всей видимости, за такие просчёты украинских политиков придется расплачиваться простым гражданам, а Белоруссия вполне обоснованно может говорить о том, что никакой политики в её действиях нет, так как всё связано с вопросами технического характера на БелАЭС и необходимостью обеспечения электроэнергией своей страны.

Антон Полянич

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.