Путин на саммите ОДКБ: о Казахстане, биооружии США, неонацизме и расширении НАТО
Президент России Владимир Путин выступил сегодня, 16 мая, на саммите лидеров ОДКБ. В сессии, приуроченной к 30-летию Договора о коллективной безопасности и 20-летию организации, принимают участие главы России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Текст выступления российского лидера дается с сокращениями.
«Свидетельством зрелости нашей Организации, её реальной способности адекватно противостоять острым вызовам и угрозам стало успешное проведение ОДКБ миротворческой операции в январе нынешнего года в Казахстане по просьбе казахстанского руководства. Контингент Коллективных сил ОДКБ, введённый на ограниченный по времени период, предотвратил захват власти в Казахстане экстремистами, которые управлялись в том числе и из-за рубежа, помог оперативно стабилизировать внутриполитическую ситуацию в республике.
Использование миротворческих сил по просьбе казахстанского руководства стало первой такого рода операцией в период существования ОДКБ. Её проведение позволило выявить сильные стороны практического взаимодействия наших военных структур и спецслужб и одновременно показало, над чем ещё предстоит дополнительно поработать.
Сегодня мы подпишем совместное заявление, в котором с учётом опыта, приобретённого в том числе в ходе упомянутой операции, будет подтверждена решимость наших государств и далее по-партнёрски взаимодействовать по разным направлениям военного и оборонного строительства, наращивать скоординированные действия на международной арене.
При этом вполне логично, что первостепенной на текущем этапе является задача дальнейшего совершенствования и оптимизации деятельности ОДКБ и её руководящих структур. Будем также заниматься вопросами оснащения Коллективных сил ОДКБ современным вооружением и техникой, повышением оперативной совместимости их воинских контингентов, улучшением слаженности совместных действий наших военных структур и спецслужб.
Соответствующие вопросы на постоянной основе отрабатываются в ходе учений по линии ОДКБ, практику проведения которых, безусловно, мы намерены расширять. На осень этого года запланирована целая серия совместных учений нашей Организации в Казахстане, в Кыргызстане, в Таджикистане. Уверен, что эти мероприятия послужат повышению боеготовности и уровня координации военных структур наших государств и в целом миротворческого потенциала ОДКБ.
Исходим также из того, что усилия ОДКБ должны и далее быть направлены на противодействие терроризму, наркотрафику, оргпреступности. На этом участке правоохранительные органы наших стран отладили хорошее взаимодействие в перекрытии каналов вербовки граждан, нейтрализации ресурсной базы международных террористических организаций.
Самого серьёзного внимания требует также проблематика обеспечения биологической безопасности. Мы давно били тревогу по поводу военно-биологической активности США на постсоветском пространстве. Как известно, в нашем общем регионе Пентагоном созданы десятки специализированных биолабораторий и центров, и они заняты отнюдь не оказанием практической медицинской помощи населению тех стран, где они развернули свою деятельность. Их основная задача — сбор биологических материалов и изучение в своих целях специфики распространения вирусов и опасных заболеваний.
И теперь в ходе спецоперации на Украине получены документальные доказательства того, что в непосредственной близости от наших границ, по сути, создавались компоненты биологического оружия в нарушение Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия, отрабатывались возможные методики и механизмы дестабилизации эпидемиологической обстановки на постсоветском пространстве.
Рассчитываем в этой связи на поддержку коллегами скорейшей реализации российской инициативы о запуске в рамках ОДКБ работы профильного совета. Ещё раз отмечу важность самой тесной координации между участниками ОДКБ в сфере внешней политики, согласованных действий в ООН и на других многосторонних площадках, продвижения общих подходов к множащимся проблемам международной безопасности. В данном контексте следует наращивать взаимодействие с нашими естественными партнёрами по Шанхайской организации сотрудничества и Содружеству Независимых Государств. К слову, по нашему мнению, было бы уместно и правильно — это предстоит нам обсудить — предоставить и СНГ статус наблюдателя при ОДКБ.
Особо подчеркну приоритетную задачу вместе защищать память о Победе в Великой Отечественной войне, о подвиге наших народов ценой огромных и невосполнимых жертв, спасших мир от нацизма, противодействовать любым попыткам обеления нацистов, их пособников и их современных последователей. Это исключительно важно именно сейчас, когда в ряде стран Европы варварски сносятся памятники героям-освободителям, запрещается возлагать цветы к мемориалам, цинично пытаются переписывать историю, восхваляя убийц и предателей и оскорбляя их жертв, перечёркивая подвиги тех, кто выстрадал Победу и победил.
К сожалению, в соседней с нами стране, на Украине, давно наблюдается разгул неонацизма, на что закрывают глаза, а значит, и фактически поощряют их деятельность некоторые наши партнёры из так называемого коллективного Запада. И всё это сопровождается небывалым всплеском оголтелой русофобии в так называемых цивилизованных и политкорректных странах в западном обществе.
Да, мы слышим, и я в разговорах это фиксирую, нам говорят: ну что же, экстремисты есть везде. Да, это правда: экстремисты есть везде, так или иначе они вылезают из подполья и проявляют себя. Но нигде, я хочу это подчеркнуть, нигде на государственном уровне не героизируются нацисты — нигде, и нигде в цивилизованных странах не поощряются органами власти многотысячные неонацистские шествия факельные с нацистской символикой. Вот этого не делается нигде. К сожалению, на Украине это происходит.
Что касается расширения Североатлантического альянса, да, это проблема, которая создаётся, на мой взгляд, совершенно искусственно, поскольку делается это во внешнеполитических интересах Соединённых Штатов. Вообще, НАТО используется как инструмент внешней политики, по сути, одной страны — делается это достаточно настойчиво, искусно и весьма агрессивно. Это всё усугубляет и без того непростую международную обстановку в области безопасности.
Что касается расширения, в том числе за счёт новых членов альянса — Финляндии, Швеции: у России, хотел бы вас проинформировать, уважаемые коллеги, нет проблем с этими государствами, нет. Поэтому в этом смысле непосредственной угрозы для нас — расширения за счёт этих стран, — для России не создаётся. Но расширение военной инфраструктуры на эту территорию, безусловно, вызовет нашу ответную реакцию, и какой она будет, мы будем смотреть исходя из тех угроз, которые нам будут создаваться. То есть, вообще-то, проблемы создаются на голом месте. Ну будем соответствующим образом на это и реагировать.
Кроме всего прочего, кроме этой бесконечной расширенческой политики Североатлантический альянс ещё и выходит за рамки своего географического предназначения — за рамки Евроатлантики, старается всё активнее и активнее включаться в международные вопросы и контролировать международную ситуацию с точки зрения безопасности и влиять на них, и не лучшим образом, в других регионах мира. Это, безусловно, требует дополнительного внимания с нашей стороны.
В заключение хочу ещё раз подтвердить, что Россия будет и дальше вносить свой вклад в углубление отношений стратегического союзничества со всеми государствами — членами ОДКБ. Будем делать всё возможное для совершенствования и развития эффективного партнёрского сотрудничества в рамках ОДКБ и, конечно, будем поддерживать проводимую работу в этом направлении действующего армянского председательства.
Что касается российской специальной военной операции на Украине, мы, безусловно, обсудим это, я проинформирую вас подробно о том, с чем это связано, как идёт эта боевая работа, но сделаем это, конечно, в закрытом режиме».
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.