© РИА Новости / Алексей Майшев
Категорически ни на что не собираюсь намекать, но хочу напомнить, как развивался кризис на Харьковском направлении в сентябре 2022 года.
Удар из под Харькова был второстепенным направлением в осенней наступательной операции ВСУ. Основное — удар на Херсон, который продолжался в течении двух недель и не достиг результата.
О том, что наше Харьковское направление ослаблено писалось и говорилось очень много еще в августе 2022 года, о том, что здесь у нас нет сплошной линии обороны, а лишь цепь опорных пунктов с брешами между ними в несколько километров, о том, что тут нет резервов.
И 6 сентября ВСУ нанесли тут свой удар. Первые трое суток противник наступал осторожно, ожидая контрудара, обходя и блокируя наши основные опорные пункты, но, убедившись, что российское командование вяло реагирует на их продвижение, ввел в бой резервы и резко нарастил темпы наступления, обходя Балаклею в направлении на Изюм — Купянск.
К исходу пятых суток противник, довел соотношение сил до уровня 4-5 к 1, прорвал фронт (точнее — обошёл нашу «очаговую» оборону) и вышел на наши тыловые коммуникации, создав угрозу сразу нескольких окружений. «Пожарная» переброска резервов, в том числе тяжёлыми транспортными вертолётами, запоздала. Выстроить новую линию обороны не получилось и начался отвод наших войск.
Одним из главных факторов развития ситуации по худшему для нас сценарию, стало системное враньё командиров разных уровней о реальной обстановке, стремление скрыть правду и личную ответственность за неудачи, что привело к целому ряду ошибочных решений на уровне командования направлением.
Другим фактором стала личная трусость и утрата управления целым рядом командиров тактического уровня, впадавших в панику и беспорядочно отступавших при первом появлении противника, в результате чего противник захватил масштабные трофеи, среди которых исправные танки Т-90, БМП-3 и даже комплект разведывательно-ударных БПЛА «Орлан» с кабиной управления.
Тогда фронт удалось окончательно восстановить лишь в начале октября на рубеже Жеребец — Северский Донец, а прямым следствием этого поражения стало решение о частичной мобилизации.
Хочется верить, что уроки этой военной неудачи были нами усвоены хорошо!