Mary Altaffer / AP Photo
47-й президент США способен не только останавливать, но и начинать войны. Наглядную демонстрации сего умения Дональд Трамп произвел в минувший понедельник, объявив войну парацетамолу. Впрочем, думается, его миротворческий имидж от этого несильно пострадал, поскольку незадолго до этого хозяин Белого дома поведал граду и миру о прекращенном им конфликте Армении и Камбоджи. Но представление о себе как о психически здоровом человеке он, увы, стремительно утрачивает.
Справедливости ради, правда, надо сказать, что из всех последних чудачеств Трампа, речь о вреде парацетамола, пожалуй, наиболее близка к грани разумного. Но все-таки остается за этой чертой. Во-первых, не царское это, как говорится, дело — выдавать рекомендации женщинам, находящимся на сносях. Не в том смысле, что это ниже президентского достоинства, а в том, что у каждого есть свой предел компетенции. И Трамп явно за него вышел.
А во-вторых, как выяснилось, большинство специалистов и ученых-медиков по всему миру не согласны с президентом в том, что касается связи между риском аутизма у детей и приемом их матерями парацетамола во время беременности: однозначных доказательств у этой теории нет.
Скажем, Американский колледж акушерства и гинекологии (ACOG) — профессиональная ассоциация врачей, специализирующихся в соответствующей отрасли медицины, соответствующей отрасли медицины, — напротив, считает тайленол (коммерческое название препарата в США и во многих других странах) одним из самых безопасных средств для снятия боли и снижения температуры во время беременности.
То есть прежде чем пугать страну и мир и советовать женщинам «ограничить прием тайленола во время беременности», президенту не худо было бы вначале представить убедительное научное подтверждение своим подозрениям. Ведь главный принцип медицины, как известно, — не навреди. А когда в медицину с советами лезут профаны-политики, риск увеличивается многократно.
Ну, заменят парацетамол-тайленол какими-нибудь другими пилюлями, а они в итоге окажутся еще более вредными. Или того хуже: вообще не будут ничего давать беременным при боли и высокой температуре и это приведет к осложнениям. И кто за это будет отвечать? Трамп? Очень сомнительно. Ибо чем дальше, тем больше крепнет ощущение, что хозяин Белого дома скоро вообще будет не в ответе за свои слова.
Подозрение, что у Дональда Трампа не все в порядке с головой, возникло достаточно давно. Еще во время его первого срока. Его тогдашний советник по национальной безопасности Джон Болтон рассказывает, что Трамп однажды спросил у него, является ли Финляндия частью России. И что он был не в курсе того, что Великобритания обладает ядерным оружием. И о многом другом подобном.
Болтон описывает Трампа как большого девиантного ребенка, за которым приходилось присматривать другим членам его первой администрации, в первую очередь госсекретарю Тиллерсону и министру обороны Мэттису, которых Болтон называет «осью взрослых». Известно также, что непублично представители тогдашнего кабинета еще менее сдержанны на оценки: аттестуют бывшего шефа как «идиота».
Есть, впрочем, мнение, что Трамп просто притворяется чокнутым. Что он взял на вооружение «теорию безумца», изобретенную одним из своих предшественников на посту президента США — Ричардом Никсоном. Суть такой стратегии состоит в желании убедить зарубежных противников в том, что у власти находится непредсказуемый, «безумный» человек, способный на неадекватные поступки. И противники, опасаясь вывести оппонента из себя, вынуждены действовать более аккуратно.
Что ж, все может быть. Но в таком случае лицедействует 79-летний президент США, надо признать, мастерски, бесподобно. Так что и Байден уже не скажется таким маразматиком, каким его малевали злопыхатели.
Байден, по крайней мере, не путал Азербайджан с Камбоджей, а Армению — с Албанией. Его же преемник делает это с пугающей регулярностью. Заставляя тем самым вспомнить его отца, Фредерика Трампа, страдавшего в последние годы своей жизни от болезни Альцгеймера. Для справки: один из первых симптомов этого недуга — парафазия: расстройство памяти и речи, проявляющееся, в частности, в том, что человек подбирает неверные слова на замену забытым.
А как похоже Трамп изображает нарциссическое расстройство личности! Вот примерный — не полный — список симптомов: убежденность человека в своей уникальности, особом положении, превосходстве над остальными людьми, в своей свободе от любых правил, в том, что окружающие ему завидуют; завышенное мнение о своих талантах и достижениях, поглощенность фантазиями о своих успехах; ожидание безусловно хорошего отношения и беспрекословного подчинения от окружающих, поиск восхищения окружающих для подтверждения своей уникальности и значимости…
Ну, согласитесь: один в один. Сам Станиславский не усомнился бы в достоверности образа. В общем, если теория о том, что у Трампа все хорошо, «все дома» и что всё дело в «теории безумца», верна, то по итогам правления его следует удостоить театральной премии. Ее он, во всяком случае, заслуживает куда больше Нобелевской.