Про духовные ценности, духовность и дух

Последнее время все мы в повседневной жизни часто слышим такие словосочетания как духовно-нравственное воспитание и духовно-нравственные ценности. Эти словосочетания мы слышим с экранов телевизоров в рамках новостных выпусков, различных образовательных программ, то же мы слышим из уст преподавателей в детских садиках, школах и ВУЗах, где учатся наши дети, и сами частенько употребляем его в беседах и дискуссиях на темы из цикла «О времена, о нравы». При этом мы частенько не задумываемся о том, какой смысл скрывается за этими словами. Попроси любого из нас назвать эти самые духовно-нравственные ценности, как мы тут же, не задерживаясь, начнем перечислять известные нам с детства человеческие качества: доброта, любовь, счастье, дружба, бескорыстие, взаимовыручка, уважение старших и прочие, прочие, прочие. Намеренно не будем пытаться их всех перечислить, все они нам знакомы, а перечень их может быть бесконечен, ввиду того что половина из них являются синонимами. Поэтому мы и остановимся, что бы как раз не допустить того же самого со второй половиной.

 

 

А теперь задачка на сообразительность. Какие из этих ценностей духовные, а какие как раз нравственные? Можно не пытаться делать такой отбор, потому что с такими начальными условиями задачка не имеет решения. Как говориться в таких случаях: «Трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно, если ее там нет».

 

Действительно, давайте покопаемся в своей изрядно перегруженной прожитыми годами памяти, и попытаемся вспомнить те теоретические и практические уроки, на которых мы постигали сложную науку определения значимости тех или иных событий и качеств, и формировали свою систему ценностей. Вспомнили? Эврика! Ведь нас учили, что весь этот перечень ценностей, по правде говоря, в нем только не было любви, именовался не иначе как моральные, или реже нравственные ценности. Что в русском языке, кстати, тоже слова синонимы. Интересно, почему же в последнее время нам и нашим детям преподносят для усвоения духовно-нравственные ценности. В чем разница?

 

Давайте обратимся к официальному документу. Напомню, что в России в последние годы увидели свет два знаковых документа на указанную тематику. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.) – первый из документов и Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (2015 г.) – второй. Не будем анализировать содержание данных трудов, так как это не есть предмет нашей сегодняшней темы, а сразу обратимся ко второму документу. Стратегия воспитания – документ совсем свежий, датируется 2015 годом, и уже содержит перечень искомых нами духовно-нравственных ценностей. Перечень, так сказать, скрытый, потому что содержится просто в тексте документа. Итак, перечислим эти ценности: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. Это ценности «сложившиеся в процессе культурного развития России», опять же, как утверждают авторы стратегии. И далее, во втором разделе, еще находим упоминание о нравственных чувствах, которые тоже перечислены: честь, долг, справедливость, милосердие и дружелюбие. Любви, кстати, почему-то опять нет. Что же имеем в остатке?

 

Как видим из данной Стратегии, нравственные чувства (ценности) перекликаются с духовно-нравственными ценностями. Напомню, нам нужны духовные. Прибегнем к математическому решению, а именно, вычтем нравственные из духовно-нравственных и получим в остатке, искомые нами, духовные ценности. Проделав эту нехитрую операцию, выясняем, что духовными ценностями надо считать: человеколюбие, совесть, волю, личное достоинство, веру в добро. Так ли это на самом деле? Давайте разберемся.

 

Что есть вообще нравственность? Нравственность — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Тогда духовность по этой же логике происходит от корня «дух». При этом согласно толкования Даля – ум и нрав слитно образуют дух. А современный энциклопедический словарь утверждает, что духовность, есть внутренняя, нравственная сущность человека. Получается, что духовность и нравственность это практически одно и то же? А раз одно и то же значит они, опять же, синонимы? Получается что сочетание духовно-нравственное по сути своей слегка абсурдно, так же как выражение «масло масленое». С таким же успехом можно было бы сформировать и морально-нравственные ценности. Что-то здесь не так. Вот и проверим эти сомнения, изучив словарь синонимов. А там мы наблюдаем следующие синонимы для наших понятий: нравственность – беспорочность, благородство, добродетельность, добронравность, моральность, честность и пр.; духовность – душевность, интеллектуальность, религиозность, церковность. Похоже ответ наш надо искать в религиозности с церковностью. Что нам говорит по этому поводу традиционная для России Православная христианская религия?

 

 

В первую очередь, Бог есть Любовь и только Любовь. Но, Любовь в гораздо более широком ее понимании, чем принято понимать сейчас. Любовь в христианском учении – это жертвенность, и жертвенность не слепая. Бог един по существу и троичен по Ипостасям: Отец, Сын и Дух Святой. Человек, как его создание, которое Бог сотворил по Своему образу и подобию, так же тройственный и состоит из тела, души и духа. Дух в человеке – есть связующая нить с Творцом, его частичка, делающая человека богоподобным и стремящаяся к воссоединению с прародителем. К воссоединению, то есть спасению через свое совершенствование, достигаемое путем праведной жизни, жизни по закону Божьему, данному человеку в виде десяти главных заповедей. И если признавать тот факт, что христианская религия, существующая уже более двух тысяч лет, дает нам самое устоявшееся учение о Боге и о Христе, с рождества которого ведется нынешнее летосчисление во всем мире, то логично предположить, что христианские ценности и есть ценности духовные. Тогда представляют они собой целую систему ценностей, где во главу поставлен Всемогущий, человеколюбящий, триединый Бог и эта истина, как источник веры – есть основа всех остальных ценностей. За ним следует сам человек, а именно его духовная сущность, как творение Бога, стремящийся к Царству небесному. После чего идет учение о спасении духовной сущности человека путем совершенствования, для исполнения главной цели его земного существования. Затем Евангельские заповеди, как непосредственно механизм совершенствования. И замыкает цепочку ценностей соборный духовный опыт того самого совершенствования во имя спасения, запечатленный в святоотеческих откровениях и богослужебных книгах. Так, например, всем известное «золотое правило морали»: «Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше», есть ничто иное, как переработанное откровение от Матфея: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мат. 7:12).

 

Вот что на самом деле скрывается за словосочетанием «духовные ценности». Огромное христианское учение, которое наше государство как структура, согласно Конституции, сугубо светская, пытается уложить в набор простых определений в виде приведенных выше. А, духовные ценности – это понятия из области определений сложных, т.е. многие понятия верны, но недостаточны. Правильно воспринимать их можно только принимая все христианское учение целиком, и не просто христианское, а традиционное для России Православное учение. Но, раз уж государство в силу закона не может позволить себе называть вещи своими именами, то каждый из нас в отдельности, как свободный в выборе вероисповедания, в состоянии сделать для себя правильный выбор в вопросе приобщения к духовным ценностям. Таким образом, на вопрос: «Есть ли черная кошка в темной комнате?» - каждый себе должен ответить сам!

 

Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».

 

Источник

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.