Эффективность деятельности СОНКО. Критерии оценки

Высокое количество некоммерческих организаций и существенный объем средств и иного имущества, вращающихся в этом секторе, придают сегодня особую актуальность вопросам эффективности деятельности НКО и в частности их общественного сектора, представленного социально ориентированными организациями. Данная актуальность способствовала появлению интереса к изучению и замещению иностранного опыта в этом вопросе, а так же опыта советской социологии. Коротко остановимся на теме эффективности, в том ее виде как ее рассматривает частный благотворитель.

 

 

Стоит отметить, что разные социальные проекты несут в себе разные натуральные показатели, поэтому использование некоторых критериев возможно только при использовании проектов из одной сферы, в связи с чем существуют отдельные подходы и методики оценки, которые достаточно проработаны, хорошо известны и используются российским благотворительным сектором. Практически все эти методики если не знакомы, то как минимум доступны для заинтересованных лиц. Базируются они в основе своей на вычислении ряда индексов и коэффициентов, для расчета которых используются, в том числе, и экономические показатели деятельности. Это: индекс социальности Вайсброда PI, индекс социальной рентабельности SROI, показатель чистой приведенной социальной стоимости NPSV, показатель социальной ценности, индекс социальной доходности SPI, коэффициент внутренней нормы социальной доходности IRSR, коэффициент общей чистой приведенной стоимости – TNPV, сводный индекс доходности и другие.

 

Необходимо подчеркнуть, что в российской практике эти экономические показатели применяются в основном для оценки эффективности конкретного проекта. Однако при этом существует и целая линейка натуральных показателей эффективности деятельности, применяемых сегодня в отечественном секторе НКО, характеризующих активность организации и ее потенциал. Так основные применяемые критерии эффективности принято группировать примерно следующим образом:

  1. Первая группа характеризует масштаб деятельности НКО.

 

К данным показателям относятся абсолютные количественные показатели, а также их динамика. Они относительно легко поддаются измерению и оценке. Это такие показатели как:

- Количество благополучателей, подписчиков, волонтеров, участников мероприятий и прочее;

- Количество проведенных мероприятий, обращений в НКО, оказанных услуг, подготовленных законодательных инициатив, исковых заявлений, проведенных семинаров;

- Объем распределенных финансовых и иных средств;

- Продолжительность деятельности организации;

- Количество филиалов, представительств организации; количество регионов деятельности НКО и другие.

 

  1. Вторая группа отражает репутационные характеристики и PR деятельность организации.

Так как основными каналами коммуникаций сегодня являются сайты, социальные сети, СМИ и разные публичные мероприятия, поэтому в зависимости от поставленных целей используют различные аналитические инструменты оценки эффективности онлайн работы. Например:

- Охват аудитории ( количество подписчиков, статистика посещений сайта, просмотров и прочее);

- Уровень вовлеченности пользователей (число лайков, репостов, комментариев);

- Количество и качество сообщений, публикаций об организации в интернет сети.

 

  1. Третья группа характеризует финансовую деятельность и состояние иного ресурсного потенциала.

Здесь наиболее распространены абсолютные, количественные критерии такие как:

-Объем привлеченных ресурсов (как правило, финансовых средств);

- Доля государственных средств в бюджете некоммерческой организации;

- Количество источников и темпы роста оборотных средств и т.д..

 

  1. Четвертая группа это социальные показатели деятельности.

Данные критерии относятся к числу самых сложных и редких. Это в частности:

- Позитивные изменения в жизни благополучателей, участников проектов НКО;

- Позитивные результаты для сообщества: изменение институциональных условий, общественного мнения, отношения к конкретной проблеме на решение которой направлена деятельность НКО;

- Устойчивость результатов деятельности НКО после прекращения проекта, программы, оказания услуги и так далее.

 

Как видим это довольно обширный и разносторонний механизм оценки эффективности деятельности НКО, просеивающий результаты деятельности организации через очень мелкое сито. Но, как уже говорилось выше, не существует единого универсального подхода для оценки деятельности НКО, так же как и оценки государственной поддержки деятельности НКО. Методы проведения оценки существенно зависят от целого ряда факторов и в первую очередь – для кого проводится оценка, либо на кого ее результаты ориентированы. От этого уже зависит оценивается ли вся деятельность организации или конкретный проект (или программа). Значительно влияет на проведение оценки и способ сбора необходимой для оценки информации и другие факторы. Для каждого индивидуального случая принято составлять свой набор критериев (индикаторов) для оценки.

 

Между тем, в идеале, НКО создается для решения конкретной социальной, реже экологической, проблемы и достижения конкретного социального результата. А для его достижения требуется стратегия, включающая: конкретные поэтапные действия, которые нужно совершить, механизм мониторинга и контроля за их выполнением, а так же необходимые материальные и исполнительские ресурсы для реализации поставленных задач. Графически это принято изображать в виде цепочки социального результата:

Ресурсы        -      Деятельность       -        Непосредственный результат           -                Социальный результат          -                  Социальный эффект

 

Данная цепочка социального результата наглядно демонстрирует, что социальный эффект есть ничто иное как следствие достигнутого в процессе деятельности результата, достижение которого, в свою очередь, находится в прямой зависимости от объема и качества необходимых ресурсов. И именно ресурсы являются основой того самого ожидаемого социального эффекта.

 

Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.