Эффективность деятельности СОНКО. Ресурсы и деятельность

Каковы способы повышения эффективности деятельности СОНКО? Вопрос требующий ответа для многих представителей общественных организаций, по-прежнему работающих на энтузиазме, но с полноценной отдаче, не теряя связи с обществом и соответственно с его реалиями. А ведь именно эта связь и есть то ценное и основное что должно отличать общественную организация от просто юридического лица. Ведь 10% эффективно работающих СОНКО в регионах огромной страны, еще имеющей помимо внешне- и внутриполитических успехов целый ряд социальных проблем, это крайне отрицательный результат. Крайне еще и потому, что связь власти с обществом, которую сегодня руководство страны выстраивает через социально ориентированный некоммерческий сектор, что вполне логично, практически отсутствует, так как в качестве проводника работают, по сути, коммерческие организации со статусом НКО. Коммерческие потому, что через неразрывно связаны с коммерческим сектором и полностью от него завися, а значит и являются его составной частью. И способствуют такому положению дел, к сожалению, как раз-то отдельные представители власти, выменивая коммерческую выгоду для бизнеса на создаваемую последними искусственную общественную инициативу и поддержку. А ведь история нашей государственности говорит нам о том, что управление общественными мнением процесс сравнимый с ядерной реакцией. То есть – запуск процесса требует тщательной подготовленности, высших знаний и профессиональных исполнителей. А малейший просчет приводит к моментальному развитию неуправляемого процесса колоссального по своей разрушительности. Так вот, некоторые действия, производимые сегодня с некоммерческим сектором извне, напоминают анекдот про мартышек и бомбу.

 

 

Итак, коротко резюмируя множественные труды на тему социальной эффективности деятельности НКО, в сухом остатке получаем, что правильный выбор цели, грамотное планирование результатов и программы их достижения, выбор оптимальной стратегии реализации проекта – были и остаются основными путями повышения эффективности. И все они на первый взгляд абсолютно правильны. Только ни одна из перечисленных составляющих не может быть реализована как антикризисная мера в отсутствии ресурса. Ресурса как кадрового, так и материального. Только при их наличии они останутся эффективными и на второй взгляд. И если для молодых или небольших, в первую очередь региональных СОНКО, решение проблемы с финансами может быть найдено в системе президентских грантов, то проблема кадрового ресурса на сегодня механизма решения пока не имеет. Ни в коем случае нельзя сказать, что люди, сегодня работающие в вышеуказанных НКО не способны на разработку и реализацию красивой, а главное полезной идеи. Они просто в силу своей бескорыстности и увлеченности доброделанием неспособны конкурировать с тем самым «некоммерческим сектором», который уже давно коммерциализирован.

 

А что же в перспективе? Большинство российских НКО главной стратегией увеличения своего социального воздействия считают наращивание ресурсов и соответственно увеличение объема своей деятельности («больше программ, проектов, мероприятий»). И такое решение имеет под собой все основания. Ведь увеличение ресурса это решение и той самой, остро стоящей особенно для региональных и местных СОНКО, кадровой проблемы. А значит – способность практиковать те самые пути повышения эффективности. Это качественный рост организаций и создание здоровой конкуренции в социальном благотворительном секторе.

 

Но, как же реализовать эту перспективу? Неужели объявлять набор в НКО? Конечно же - нет. Просто нужно собрать тот ресурс, который уже работает в этой области. Поэтому главный способ увеличения ресурса – это объединение организаций в союзы и ассоциации. Подобное укрупнение не просто увеличивает кадровый ресурсный потенциал СОНКО как количественно так и качественно, но и одновременно разрешает все связанные с ним вышеописанные проблемы. Однако одного желания к объединению может быть недостаточно, так как любое укрупнение имеет и негативные для его участников стороны. Поэтому что бы данный процесс мог иметь перспективы и принял массовый характер, необходимы дополнительные стимулы для его запуска. И дополнительным стимулом к здравому смыслу в данном вопросе, могут быть изменения принципов проведения конкурсов на предоставление грантов Президента.  Сегодня все заявки, поступающие на конкурс, делятся на четыре группы: до 500 тыс.руб., от 500 тыс.руб. до 3 млн.руб., от 3 до 10 млн.руб. и свыше 10 млн.руб. В качестве стимулирования процесса объединения СОНКО, денежные средства на реализацию крупных проектов, а это гранты свыше 3 млн.руб., целесообразно предоставлять только по заявкам ассоциаций НКО или союзов НКО. И это абсолютно оправданная стратегия. Молодому саженцу всегда проще и уютней подрастать в тени взрослых деревьев. С применением такого подхода грантовая президентская школа НКО только укрепится, разделившись на среднюю и высшую, с соответствующими уровнями образования. Сохранить же грантовую нишу для одиночных НКО и даже ее увеличить, можно путем создания и законодательного регулирования механизма предоставления грантов, реализуемого коммерческими организациями, физическими лицами и некоммерческими организациями. Основным методом данного регулирования могут выступать дополнительные налоговые льготы для коммерческого сектора, реализующего предоставление своих грантов посредством конкурсного отбора исполнителей, либо особые условия кредитования. Реализация подобного подхода позволит не только решить многие социальные проблемы и снять социальную напряженность по ряду направлений, но и поднять работу отечественных СОНКО на новый качественный уровень, пополнить и стабилизировать рынок социальных инвестиций, а так же выступит дополнительным барьером на пути  вовлечения общественных организаций в политическую и коммерческую деятельность. Именно наличие на отечественном благотворительном рынке большого количества крупных игроков и будет залогом получения эффективного социального результата.

 

Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.