Украина и СНГ: кто кого теряет?
Украинский политикум продолжает лихорадить. На фоне падения ВВП на 5,3%, двукратного обвала курса гривны относительно доллара, сокращения промышленного производства на 9,4%, галопирующей инфляции (21,2%), резкого роста внешнего госдолга и дефолта, угроза которого все неотвратимее, Киев озаботился вопросом продолжения своего членства в СНГ.
Новые украинские власти планируют отказаться от зоны свободной торговли и других преференций, действующих в рамках Содружества, считая, что они мешают строить жизнь государства «по-новому».
Всерьез ли Киев вознамерился оборвать экономические и социальные связи со странами бывшего СССР или все ограничится пиар-акцией, пока сказать сложно. Хотя вопрос, скорее, состоит в том, хотят ли США иметь Украину частью СНГ? И ответ на него мы скоро узнаем.
Курс на отрыв
Впрочем, новые украинские власти действуют в вопросах, касающихся интеграционных проектов с участием России, очень последовательно. Тема нецелесообразности сотрудничества с СНГ впервые стала официально подыматься Киевом сразу после крымского референдума. В марте Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) рекомендовал парламенту рассмотреть вопрос о выходе из Содружества, но тогда депутаты на такой радикальный шаг не пошли. В то же время Украина в текущем году отказалась от полномочий председательства в СНГ. Киев по порядку отозвал сначала своего посла в РФ, затем официального представителя Украины в Евразийской экономической комиссии, а через полгода и в Исполкоме СНГ. 14 ноября Кабинет министров ликвидировал должность уполномоченного по вопросам сотрудничества с РФ, СНГ, ЕврАзЭС и другими региональными объединениями. К концу каденции прошлого состава украинского парламента депутатами от «Свободы» был разработан и зарегистрирован законопроект о выходе Украины из СНГ, но рассмотреть его тогда не успели.
Новоизбранная Верховная рада подхватила эстафету предшественников. 2 декабря депутаты от «Блока Петра Порошенко», «Народного фронта», «Свободы» и внефракционные зарегистрировали новый проект закона, который носит название «О прекращении действия на территории Украины Соглашения о создании СНГ». В пояснительной записке авторы говорят о нарушении Россией соглашения о создании Содружества, приводят длинный список «недружественных действий» со стороны РФ в отношении Украины (начиная с «интервенции российской армии» и заканчивая торговыми войнами) и настаивают на невозможности нахождения в структуре, где верховодит «страна-агрессор». В годовщину создания СНГ 8 декабря 2014 г. данный вопрос должен был рассматриваться на согласительном совете глав депутатских фракций и глав комитетов Верховной рады. Об этом прессу известил заместитель главы фракции «Блок Петра Порошенко» Виталий Ковальчук и добавил, что «вопрос является дискуссионным».
Информации о том, состоялось ли обсуждение, нет. Но, судя по всему, провести серьезный анализ последствий выхода Украины из СНГ никто даже не попытался. Вместо этого Киев предпочел «включить Цибулько» (Владимир Цибулько – поэт, переводчик, выступающий в украинских СМИ как националистический политолог) и тиражировать мнения разного рода «экспертов», считающих, что выход из СНГ – это политически правильно, а с экономикой страны ничего страшного не произойдет. Украинский МИД в свою очередь подчеркивает, что Киев «заинтересован в экономическом сотрудничестве с государствами-членами СНГ» при условии, что они не противоречат Соглашению об ассоциации с ЕС, а также нормам и принципам ВТО.
Сырьевой разворот
Что касается норм ВТО, то здесь Киев ожидают плохие новости. В свое время Украина так торопилась стать частью «цивилизованного мира», что вступила в эту международную организацию на невыгодных для себя условиях. Получается, если Рада все же решится на выход из зоны свободной торговли в рамках СНГ, то, согласно действующим договорам ВТО, российские пошлины для украинских товаров будут в два раза превышать украинские для российских товаров. «Что это значит?» – задается резонным вопросом бывший представитель Украины в Евразийской экономической комиссии Виктор Суслов. И сам на него отвечает: «Украинская продукция станет неконкурентоспособной на рынках СНГ, многие предприятия закроются, госбюджет недополучит доходы, уровень безработицы вырастет». Учитывая, что даже после крутого разворота на Запад почти треть украинского экспорта идет в страны Содружества, откат от ЗСТ к нормам ВТО больно ударит по украинской экономике.
Экспорт в ЕС едва ли сможет заменить восточный рынок. За первые девять месяцев текущего года он увеличился на 12,3%, в то время как продажи украинских товаров в странах СНГ сократились на 26%. Не секрет, что львиную долю в росте украинского экспорта в ЕС составляют сырье или товары с неглубоким уровнем обработки. Лидерами роста стали животные и растительные жиры и масла (+55,6%), зерновые культуры (+35,4%), пищевые продукты (+30,1%), а также древесина и изделия из нее (+27,3%). Продукты же с высокой долей добавленной стоимости продаются в странах СНГ, и их продажи, напротив, падают: железнодорожных и трамвайных вагонов – на 82%, сыров – на 56%, удобрений – на 48%, кокса и полукокса – на 45%, труб – на 35%.
Более того, по признаниям заместителя министра экономического развития Валерия Пятницкого, ресурс снижения тарифов от ЕС для Киева исчерпан, о чем красноречиво свидетельствует снижение темпов роста украинского экспорта в Евросоюз. Новые власти неожиданно для себя сделали открытие, что отечественные технические, санитарные и фитосанитарные нормы не совпадают с европейскими. Потому поступательно наращивать экспорт даже при полном открытии рынка ЕС Киеву будет очень трудно, хотя об этом его ранее предупреждали.
Баба с возу…
Вероятность выхода Украины из СНГ, учитывая марионеточный характер нынешних ее властей, многие эксперты оценивают как высокую. Например, депутат Госдумы, член комитета по делам СНГ Олег Пахолков считает, что «Украина однозначно откажется от членства в СНГ, и из-за этого они потеряют таможенные льготы и будут вынуждены вести торговлю со странами СНГ на общих условиях». Такой шаг, безусловно, приведет к тяжелым последствиям для экономики страны и не оставит шанса на выживание для отечественной индустрии. Сам О. Пахолков сравнивает инициативы официального Киева с действиями буйного больного, пытающегося в очередной раз наложить на себя руки, и добавляет: «Хотя СНГ сегодня не совсем жизнеспособная структура, но она дает льготы Украине, дает беспошлинный ввоз продуктов с Украины в Россию».
С ним согласен и директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. «Экономические, социальные и политические потери в случае выхода Украины из СНГ могут быть критическими», – считает эксперт. Скорее всего, в Киеве это понимают и хотят сделать все по «грузинскому сценарию», т.е. выйти из организации, но сохранить в действии основные договоры, заключенные в рамках СНГ. Учитывая тот факт, что Украина из массива договорной документации всегда подписывала только те бумаги, которые считала для себя выгодными, она вряд ли станет отказываться от них даже теперь.
Вопрос в том, как отреагируют другие страны Содружества на подобное поведение Киева и состоится ли очередной «грузинский сценарий»? Украине все 23 года удавалось, являясь учредителем СНГ, не ратифицировать его устав, тормозить интеграционные проекты, оставаться самым тихоходным кораблем, по которому равнялись другие участники объединения. Или попросту «тормозом развития», по выражению директора Института стран СНГ Константина Затулина. Такое положение вещей подтолкнуло Россию и другие страны, стремящиеся к более плотной интеграции, к созданию таких структур, как ЕврАзЭС, Таможенный союз и Евразийский союз, участники которых берут на себя реальные долгосрочные обязательства друг перед другом.
Очевидно, что без Украины СНГ могло бы стать менее масштабным, но более интегрированным и осмысленным объединением, чем с ней. Тактика выжидания смены «многовекторного», а затем и «проевропейского» курса Киева на пророссийский, проводившаяся Москвой почти четверть века, не увенчалась успехом. Сегодня постсоветская реинтеграция сменилась евразийской. В рамках новой геополитической логики отношения России с такими странами, как Китай, Индия и Турция могут складываться намного лучше, чем с Грузией, Украиной или Молдовой.
Найдет ли само СНГ свое место в современных международных реалиях и как его структура будет выглядеть в будущем – вопрос дискуссионный. Но, по крайней мере, выход из объединения таких стран, как Украина, потенциально только добавит СНГ жизнеспособности.
Автор: Николай Устименко
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии1