Вечный Рим, украинский вопрос и... крашеные гривны

Вечный Рим, украинский вопрос и... крашеные гривныЭто было утро последнего дня моих «римских каникул». В Киеве шел снег, а на балконе моего «скворечника» под стенами Ватикана в кадушке цвели мандарины. Уборщица из Коломыи жаловалась кому-то по телефону, что после майдана получить мультивизу стало намного труднее. В Интернете писали, что Яценюк снова просил денег на войну у Евросоюза, а Меркель «избивает ногами» болгарского премьера – дабы не мешал Путину строить «Южный поток». На сдачу за итальянский кофе мне дали евроценты, выпущенные во Франции. Тем временем НБУ запретил засовывать в платежные аппараты купюры с «вражеской» территории...

 

Для того чтобы понять, насколько дальше украинцы стали от Европы, наивно полагая, будто идут ей навстречу, нужно иногда выбираться за пределы Печерских холмов. Итальянцы больше других европейцев наслышаны об Украине, главным образом потому, что наши люди переезжают сюда целыми селами: ухаживают за стариками, моют туалеты, торгуют на рынке, а самые удачливые женятся или выходят замуж. Но о глубине их познаний по части украинских проблем свидетельствует вопрос, который задала нам женщина в автобусе, учившаяся когда-то в Ленинграде: «А ваши сепаратисты они за кого – за Россию или за Украину?».

Впрочем, украинцы тоже не специалисты в проблемах, которые волнуют итальянцев: безумные налоги, безработица, противоречия с сицилийцами, мафия и т. д. и т. п. Поэтому местным есть о чем поговорить с болгарами (о безработице), с поляками (о требовании платить по безналу), с французами (об отмене субсидий на лекарства), но не с украинцами. 

Европа окончательно отказалась от перспективы решать какие-либо конфликты посредством войны, поэтому наше стремление любой ценой отстоять донецкий аэропорт кажется им чем-то совершенно далеким и непонятным. Как космические войны. Представить итальянского солдата в берете с помпоном, мерзнущего где-то в окопах Трехизбенки, антуражем напоминающей развалины Помпеи (только без классического шарма), не сможет ни один местный писатель-фантаст. И это главное отличие европейцев от американцев.

 

война – историческое прошлое

Для Европы война – историческое прошлое: рыцарские доспехи, Ватерлоо, окопы Первой мировой, фашисты и антифашисты. Для Соединенных Штатов война – это элемент политической игры, их настоящее и будущее. Они постоянно усовершенствуют военные технологии и нуждаются в полигонах для испытания оружия и тренировки армии. Как бы банально это ни звучало, но великое противостояние с Россией позволяет держать американскую армию в тонусе после окончания активной фазы войны в Афганистане, Ираке и Ливии.

Для Украины это выливается в парадокс: Америка дает ей деньги на войну, Европа – на мир. Поскольку Украина живёт в состоянии «ни мира, ни войны», денег не дает пока никто. И гривна за время моего короткого отсутствия на родине совершила очередное головокружительное пике. Правда, и российский рубль стремительно падал из-за ситуации с ценами на нефть. И это единственное, что может злорадно потешить украинских патриотов. Других поводов для радости пока нет.

Ввиду изложенного выше совершено в ином свете представляется заголовок новости «Размер макрофинансовой помощи Украине определится в консультациях с Вашингтоном и Брюсселем». По сути, Брюссель, который не хочет продолжения войны, должен договориться с американцами, которым война у нас востоке очень нравится, о том, кто «оплачивает шоу».

В надежде на то, что влиятельные люди из Вашингтона сумеют надавить на мягкотелых европейских бюрократов, Арсений Петрович нахально заявил, что страна тратит 95 млн. грн. в день на войну, а посему «гоните бабки, господа европейцы».

 

украина европа

 

Украине необходим дополнительный пакет макрофинансовой помощи, и этот пакет должен быть наработан МВФ и ЕС. Конечное решение лежит сейчас не в Киеве, а в Вашингтоне, Брюсселе и других странах большой семерки, так как они должны принимать собственное решение о предоставлении кредитных гарантий или выделении финансирования из их собственных бюджетов,
 – заявил премьер журналистам по прилету в Киев после визита в Брюссель на заседание Совета ассоциации между Украиной и Европейским Союзом.

Расчет Яценюка на то, что Европа не станет открыто перечить Штатам в вопросе Украины, на самом деле ошибочный. Открыто – да, не станет. Но великая европейская бюрократия, воспитанная в традициях, черпающих свои истоки еще в древнеримской бюрократии, и взращенная на многолетнем опыте неспешного делопроизводства, способна любой вопрос рассматривать годами. Если она не хочет решать его быстро. Или саботировать разочаровавшую всех Украину другими, не менее болезненными методами. Скажем, торгово-экономическими.

 

Честно говоря, я очень хотела увидеть хотя бы призрачные следы того «растущего товарооборота» между Украиной и Евросоюзом, о котором постоянно твердит наша статистика. Где они, плюс 30% роста экспорта в Старый Свет?! Где житомирские носки, львовские трусы, винницкие колбасы и киевские торты? Куда спрятались от жаждущего скушать «фармацевтическое» украинское мясо европейского потребителя?

Почему на полках немецких магазинов можно увидеть турецкие овощные пюре и греческие йогурты, а не консервы одесского завода? Почему в Италии нет закарпатской брынзы – достойного конкурента свежайшей буйволиной моцареллы? Почему бельгийские вафли не присыпают шоколадом производства «Рошен»? И единственное место, где я видела надпись «украинские продукты», это был ларек в Неаполе, на улице мигрантов, где негры продают сумки, а турки жарят кебаб? Кстати, из продуктов там была только гречка и водка. Похоже, «коллекционные вина» из Шабо в провинции Кампания не прижились. Ай-яй-яй.

Правы мудрецы, утверждавшие, что лучше один раз увидеть, чем сотни раз услышать. Ибо слушать уверения украинских политиков в растущей экономической связи с Европой – все равно, что мантры кришнаитов. Нет никакой связи. Есть фиктивные торговые отношения украинского бизнеса с его европейскими (как правило, оффшорными) филиалами для занижения стоимости экспортного товара, который отправляется либо в Россию, либо в Азию. Все остальное – иллюзии экономического процесса, плотно зашедшего в тупик.

Тупик при этом оказывается еще более «тупиковым» (пардон за тавтологию), чем думают в Украине, наивно полагаясь на политическую поддержку европейцев. Поддержка могла быть до того момента, как украинцы взяли в руки оружие. Дальше у Европы появилась одна задача: как бы уберечь свой чистенький домик от брызг грязи, крови, потоков беженцев и техногенных катастроф made in Ukraine.

Европейцев на самом деле не интересует, как зимуют жители Авдеевки или Счастья, которым (снова извиняюсь за каламбур) посчастливилось оказаться и в жару, и в мороз на линии огня. Европу беспокоит, чтобы какая-нибудь химическая тучка не испортила их «вылизанную» экологию. И чтобы адепты единой Украины в драке с фанатами Путина не сломали старинные статуи каких-то купидонов, которые хорошо «продаются» туристам в качестве фона для фотосессии. Отсюда и проблемы с визами. И все прочие проблемы, в том числе и с деньгами. Поскольку считается, что кормить воюющую страну не надо. Пусть перебесится, тогда можно и супа налить.

Отсутствие денег извне приводит к естественному дефициту их внутри. Доллар и евро становятся предметом роскоши. А Нацбанк рождает одну за другой безумные идеи на тему, как из воздуха сделать деньги.

Особо меня повеселила новость о том, что в ближайшие дни банки перестанут принимать в свои банкоматы и платежные терминалы (через них люди пополняют свои счета и рассчитываются за коммунальные услуги, мобильную связь, кабельное телевидение и пр.) банкноты номиналом 100, 200 и 500 грн.

 

Как написала газета «Вести», соответствующая рекомендация содержится в письме Нацбанка № 11-219/74519, имеющемся в распоряжении редакции. В нем чиновники призвали финучреждения проверить, а если нужно, то и перенастроить купюроприемники банкоматов (с функцией не только выдачи, но и приема банкнот) и платежных терминалов так, чтобы туда не попадали запачканные грязью и краской банкноты. Тщательнее проверять подлинность и загрязненность банкнот предписано также кассирам банков в отделениях.

Напомним, что на днях НБУ доработал правила (утвердил постановлением №798), по которым банкиры обязаны уничтожать либо повреждать (краской или специальным химическим раствором) банкноты, если в чрезвычайной ситуации не имеют возможности вывести наличность из опасной зоны. Документ писался как инструкция для банков, продолжающих обслуживать население в зоне АТО, а также тем, кто работает в соседних областях.

Сложная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в Донецкой и Луганской областях, многочисленные случаи ограблений и увлечений банков на территории, неконтролируемой украинскими властями, может привести к попаданию в обращение банкнот гривен, поврежденных банками согласно распорядительным документам,
 – говорится в новом письме Нацбанка.

Не знаю даже, что тут сказать... Трудно представить себе итальянского банкира, который на территории, где свирепствует сицилийская мафия, будет поливать краской еврокупюры, чтобы они случайно не достались злобной Каморре. С мафией борются полиция и карабинеры. А деньги – это средство платежа, которое центробанк выпускает законным образом.

Нельзя привязать конкретную купюру к территории, даже если ее серия и номер говорят о том, что эта «деньга» была когда-то отгружена в Донбасс для выплаты зарплат и пенсий в регионе. Деньги имеют свойство мигрировать. Можно получить зарплату в Полтаве, отдать деньги одесскому фермеру, а тот отвезет их во Львов и там заплатит за кофе. Поэтому еще нигде в мире конкретные купюры не объявляли вне закона, за исключением небольшого количества наличности, которая, допустим, была похищена из банка или инкассаторской машины. Но это совсем другая ситуация.

В конце концов, глупо создавать проблемы с платежами через электронные аппараты, если можно расплатиться «донецкой гривной» в маршрутке, на базаре, в супермаркете. И ни один кассир не обязан по закону проверять каждую купюру (по номеру и виду), если к нему стоит очередь в 20 человек.

В Европе, кстати, каждая страна чеканит свои монеты (в отличие от общих евробанкнот), но их принимают на всей территории Евросоюза. И это еще одна характерная черта, демонстрирующая, как далеко украинцы зашли в своем маразме и как окончательно разучились отличать разумные вещи от бредовых иллюзий.

В этом плане очередным ударом под дых для мечтателей на тему о том, что нас защитит от злого Путина добрая бабушка Меркель, стали переговоры канцлера ФРГ болгарским премьером Бойко Борисовым. На них Ангела Меркель ловко подыграла Путину, назвав Россию надежным партнером в газовой сфере и выступив за возобновление переговоров по «Южному потоку».

Как известно, официальная причина якобы отказа Росси от строительства «Южного потока» – это капризы Болгарии, которая под давлением американцев пыталась не дать разрешение на прокладку трубы по своей территории. Немцы, уже вложившие в проект достаточно денег, и гостеприимные итальянцы, приготовившиеся получать газ по новому маршруту, очень опечалились таким развитием событий.

В итоге сначала в игру вступил давний партнер немцев – Турция, появилась информации о достигнутой договоренности Путина и Эрдогана построить газовый хаб у них, а затем и сама Меркель доступно объяснила болгарам, какие «блестящие перспективы» ожидают их экономику без немецкой поддержки. Когда закроются болгарские заводы по сборке холодильников «Либхер» и прекратятся поставки немецких туристов в Несебр. Украинский вопрос при этом не ставился и не поднимался.

Видимо, слухи о том, что Меркель почти всегда ставит Путину условие, мол, я тебя поддержу, но ты верни Украине Крым и оставь в покое Донбасс, это такие же бредовые выдумки, как и крашеные гривны.
 

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.