Запад проигнорировал вопрос Киева о миротворцах
Встреча министров иностранных дел в «нормандском формате» не принесла Украине нужных ей результатов. Главный вопрос, который намеревался проталкивать президент Украины Петр Порошенко в минском формате – о введении в страну миротворческого контингента, – остался на переговорах глав МИД стран «нормандской четверки» без внимания.
«Традиционно тяжелая встреча»
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин с сожалением отметил, что стороны не смогли договориться по ряду вопросов, добавив, что по ним «мы будем продолжать дискуссию». Затем он добавил немного конкретики: «Я четко обозначил те сферы, где миссия (миротворцев – прим. ВЗГЛЯД) могла бы быть и должна быть полезной». Несмотря на то, что остался другой ряд вопросов, по которому договориться все же удалось, Климкин констатировал: «Я оцениваю эту встречу как очень тяжелую, это традиционно».
Ранее глава российского МИДа Сергей Лавров также подтвердил, что идея введения миротворцев на Украину не получила развития в ходе переговоров: «Наш украинский коллега о ней упомянул, но какого-либо развития эта идея не получила, и другие коллеги ее не комментировали», – сказал он.
Ничего не сказал о миротворцах в итоговом заявлении и глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. В результате Киеву пришлось ограничиться лишь обсуждением работы миссии ОБСЕ. «Все участники переговоров, не только Франция и Германия, но и Россия и Украина, выразили решительное согласие продолжить поддерживать ОБСЕ финансово и людьми в течение ближайших недель», – отметил Штайнмайер.
Напомним, еще в марте президент Украины Петр Порошенко подчеркивал, что не видит проблемы во введении миротворцев в Донбасс, добавив, что чувствует поддержку ЕС и НАТО в этом вопросе. «ЕС должен иметь возможность направить полицейскую миссию, или миссия миротворцев ООН должна состоять в большинстве своем из представителей стран ЕС. Мы доверяем им, они – наши партнеры, и считаем, что это очень эффективный способ решения конфликта», – сказал Порошенко в интервью телеканалу Euronews. При этом он допустил, что против миротворческой миссии в Совбезе ООН может быть применено право вето. Дескать, один из постоянных членов организации «является агрессором», поэтому Порошенко подчеркнул, что вопрос о миротворцах необходимо обсудить в минском формате.
«Ничто не просто в украинском кризисе»
О том, что переговоры были непростыми, заявил и Франк-Вальтер Штайнмайер. «Ничто не просто в украинском кризисе. Вот и в ходе этих переговоров в «нормандском формате» стали явными расхождения во мнениях между Киевом и Москвой», – цитировала министра DW. Он добавил, что за восемь недель, прошедших с момента подписания Минска-2, можно говорить только о «некоторой разрядке ситуации». По его словам, давать отбой тревоге еще слишком рано, о чем свидетельствуют «перестрелки в дни православной Пасхи, приведшие к человеческим жертвам», заявил Штайнмайер.
При этом он отметил, что альтернативы минским договоренностям по решению украинского кризиса не существует, и напомнил, что согласно им выборы в Донбассе должны быть проведены до конца текущего года.
«Итоговое заявление, с которым сегодня выступил Франк-Вальтер Штайнмайер от имени нашей «нормандской четверки», дает основание надеяться, что выводы будут сделаны, и что-то, о чем договорились президенты России, Украины, Франции и канцлер Германии, будет все-таки, пусть и не без проблем, но претворяться в жизнь», – подчеркнул глава российского МИДа Сергей Лавров.
Напомним, о том, что берлинские «дискуссии проходят достаточно жестко», сообщал и источник, близкий к переговорам. «Мы подчеркнули, что минские договоренности должны выполняться в их полном объеме, не только в военной своей части, но и в политической, экономической, гуманитарной», – сказал Лавров по итогам переговоров.
«Понимают, насколько губительна активность Верховной рады»
Россия указала другим участникам встречи на недопустимость законов о героизации нацизма на Украине, добавил Лавров: «Будем постоянно привлекать к этому внимание наших партнеров. Думаю, они понимают, насколько губительна для мирного процесса эта активность Верховной рады», – подчеркнул он.
Однако, констатировал министр, «никаких заверений о том, что будут предприняты какие-то шаги со стороны ЕС, мы от наших германских и французских партнеров не услышали». «Но мне кажется, они все прекрасно понимают, что продолжение вот этой линии на героизацию нацистов, на дегероизацию настоящих, подлинных героев Второй мировой войны, Великой Отечественной войны, на самом деле рискует подорвать минский процесс», – добавил он.
В завершение переговоров участники встречи выразили обеспокоенность продолжающейся экономической блокадой Киевом Донбасса, когда не выплачиваются ни социальные пособия, ни пенсии, добавил Лавров. «На это обращено специальное внимание в том заявлении, которое сегодня будет сделано от имени «нормандской четверки» на уровне министров», – отметил он.
Министры также одобрили предложение ОБСЕ рассмотреть вопрос об отводе крупных вооружений, отметил глава российского МИДа. «Мы поддержали предложения, которые были выдвинуты в рамках специальной мониторинговой миссии ОБСЕ при инициативной роли СЦКК, о том, чтобы в дополнение к тем типам вооружений, которые необходимо отвести в соответствии с минскими договоренностями, рассмотреть вопрос о том, чтобы в этот же разряд попали вооружения калибром меньше 100 мм и чтобы эти ограничения охватывали танки», – сказал Лавров.
По итогам встречи министры также призвали к отводу тяжелых вооружений, в том числе танков. Кроме этого, участники переговоров заявили контактной группе о необходимости незамедлительно создать четыре рабочие группы по Украине.
Пиар на миротворцах
«Какой смысл обсуждать вариант, когда понятно, что вторая сторона к этому не готова? – удивляется директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. – Это у нас может выступать президент и говорить министру иностранных дел – поезжай туда, главной темой там будет обсуждение миротворцев. Но о каких миротворцах может идти речь? Представители «нормандской тройки» – люди серьезные, они заняты делом, а не пиаром», – заявил он газете ВЗГЛЯД.
Тема введения миротворческого контингента будет обсуждаться только тогда, когда станет ясно, что в ней есть некий смысл, считает Погребинский. А произойдет это нескоро, если произойдет вообще. «Сейчас в ней нет никакого смысла, кроме пиара. А пиар в том, что Украина говорит – мы хотим обсудить миротворцев, тем самым показывая себя в роли миротворца. Но мы прекрасно понимаем, что никакого продвижения в этой теме не будет, пока этого не захотят в Донбассе и Москве. А позиция этих сторон понятна. И почему они должны захотеть каких-то миротворцев? У нас уже есть минские соглашения, которые не выполняются, причем, прежде всего, из-за позиции Киева», – напомнил Погребинский.
Последствия встречи глав МИД в «нормандском формате» будут ясны позже, но уже сейчас можно сделать некоторые выводы, считает эксперт. «Поскольку был сделан акцент на политическом урегулировании, а военное обсуждалось лишь постольку поскольку, то ясно, что самое главное – перезапустить процесс политического урегулирования. А против этого категорически выступает Киев, что стало ясно после голосования за закон, который меняет условия получения особого режима местного самоуправления для отдельных территорий, – напомнил эксперт. – Похоже, что позиция России, Германии и Франции – это настойчивое желание вернуть Киев на путь выполнения всех пунктов минских соглашений», – считает он.
Серьезно обсуждался вопрос о немедленном создании четырех рабочих групп, что кажется Погребинскому центральной и самой важной темой встречи. И в этом вопросе стороны «напирали» на Киев. «Акцент сделан на том, чтобы сторонами были делегированы представители в рабочие группы. Поскольку Донбасс уже делегировал своих представителей, то, по сути, речь идет об обязательствах Киева», – поясняет собеседник.
Но, несмотря на то, что предпринимаются попытки урегулировать разногласия, Погребинский считает, что рано делать оптимистичные выводы. «Пока Киев опирается на позицию Соединенных Штатов. А если они дали добро на блокирование минского процесса, то он будет блокироваться и дальше», – отмечает он.
Что касается отсутствия реакции представителей Европы на закон о признании членов УПА* борцами за независимость Украины, то Погребинский считает, что это неудивительно. «Российская интерпретация УПА не совпадает с европейской, причем еще с 1945 года. В советской интерпретации все они преступники. В интерпретации европейской они только индивидуально могли бы быть признаны преступниками, – поясняет он. – Тысячи воевавших в УПА получили право на жительство в США, Канаде и других странах. Если бы они рассматривались как нацистские преступники, они бы такого права не получили, по крайней мере официально. Так что изначально отношение России и стран Запада к этому вопросу разное».
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии8