О новом геополитическом пространстве. Часть 1 "Россия и Алжир"
После Второй Мировой войны сформировался двухполярный мир с двумя сверхдержавами – СССР и США. В 90-е годы, с развалом Советского Союза с изменением геополитической системы мира изменились и геополитические границы. В частности, Россия потеряла свое геополитическое пространство, как на Востоке, так и на Западе.
Сформировавшуюся в 90-х годах однополярную систему с доминирующей ролью США, американцы по сей день пытаются удержать с помощью военного аппарата – ведь для них, это самый простой способ удержания стабильности в мире. Однако сейчас мы с вами наблюдаем формирование новой геополитической системы - формирование многополярного мира. Кроме США на мировой арене укрепляются позиции России, усиливается роль Индии и Китая. Всё это выливается в локальные и не очень локальные военные конфликты на территориях стран, попадающих в сферы интересов тех или иных сверхдержав. Алжир, Ирак, Ливия, Египет, Сирия, Грузия, … дошла очередь и до Украины.
Чтобы понять геополитическую картину того, что происходит в мире, предлагаю остановиться более конкретно на международных взаимоотношениях главных стран - игроков.
Россия и Алжир
Алжир был одним из основных партнёров России в Северной Африке. Однако действия США по превращению Алжира в «сланцевый полигон» и одобрительные высказывания представителей алжирского руководства о переходе страны к освоению сланцевого газа существенно осложняют взаимоотношения с Россией.
21 мая 2014 года Совет министров Алжира принял решение разрешить разведку и разработку сланцевого газа. Накануне этого судьбоносного решения Алжир наводнили делегации американских чиновников, в том числе с небезызвестными Хилари Клинтон (госсекретарь США) и Эрнест Мониц (глава Энергетического департамента США).
Есть предположение, что власти Алжира пошли на этот шаг, толком не разобравшись в надобности и последствиях добычи сланцевого газа, опасаясь такой же участи, которая настигла ливийского лидера Муамара Каддафи.
Наверное, поэтому на предостережения общественности и экспертов алжирское руководство просто закрывает глаза. Или не хочет понимать масштабы экологической и социальной катастрофы, которая ожидает страну в случае добычи сланцевого газа. Алжир всегда страдал недостатком пресной воды. По мнению учёных, в среднем для эксплуатации одной сланцевой скважины требуется до 20 000 кубометров. Где брать воду? Единственный вариант – использовать запасы подземных вод, расположенных под Сахарой. В случае начала производства по добыче сланцевого газа, об этом, считай – единственном, источнике пресных вод можно забыть. Высокая себестоимость добычи нетрадиционного углеводорода в Алжире делает весь проект по его производству нерентабельным.
Следует заметить, что ни одна европейская стана не дала согласие на производство сланцевого газа на своей территории.
Добыча сланцевого газа сделает Алжир зависимым от США не только в энергетическом, но и в экономическом, военном и политическом плане, что никак не может радовать российскую сторону.
Очевидно, что волнения в Алжире так или иначе будут продолжаться. С одной стороны, США не допустит, если сланцевый проект в Алжире пойдет не по её сценарию, и может развязать очередной майдан, перерастающий в локальный военный конфликт. С другой стороны Алжир могут ждать массовые волнения и протесты общественности, осознавшей губительность сланцевого производства. «Арабская весна» в данной стране получит окраску «сланцевой революции». В любом случае, режиму Абделя Азиза Бутефлики не позавидуешь.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии2