Два возможных польских провала по американской линии?

Известный русский поэт и генерал-партизан времен Отечественной войны 1812 года против Наполеона Бонапарта Денис Давыдов свою последнюю военную кампанию провел в 1831 году, подавляя известное польское восстание против России.

 

 

И именно тогда он, насмотревшись на поляков на поле брани и в обычной жизни, сделал вывод: «Некто генерал Каминский командовал отрядом, который мы полагали в 1500 человек, но он состоял из 4000 человек; он весь положил оружие и, пав на колена, кричал: «Виват, Николай, цесарж наш польский!». Грустно становится смотреть на этот народ, гордый и заносчивый в счастии, но низкопоклонный после неудачи. Вспомнишь невольно слова Наполеона: «Cette nation porte sa ruine dans son caractère» («Эта нация несет свою гибель в своем характере»).

 

И это генерал сказал о народе, который еще 200 лет до этого спорил с Россией за гегемонию в Восточной Европе и чей король Владислав IV Ваза до 1634 года в своих титулах называл себя «Великий князь Московский». Потому что из-за внутрироссийского предательства «семибанкирщины» с 1610-го по 1612 числился русским царем, хотя и не был венчан на царство в самой Москве. Затем, уже через 150 лет, с польскими амбициями, врожденным гонором, тупой заносчивостью и с самой польской государственностью в 1795 году покончила российская императрица Екатерина II, разделив Польшу вместе с Пруссией и Австрией. И до 1918 года Польши вообще не было.

 

Потом, в 1918-м, Польшу, как говорится, «слепили из того, что было», при одном условии – она начинает войну с советской Россией, чтобы уничтожить этот «рассадник коммунизма». Получилось, но не совсем. От нового разгрома поляков спасло «чудо на Висле» – разгром в августе 1920 года советских войск, чьи начальники не смогли разобраться, кто из них получит пальму первенства в победе, а также кто кому служит в красной Москве – Владимиру Ленину, Льву Троцкому или Иосифу Сталину.

 

Затем Польша почти 20 лет пыжилась, чтобы опять играть первую скрипку в Восточной Европе и вместе с гитлеровской Германией завоевать Россию и отобрать у нее «Кресы всходне» – западные области советских Украины и Белоруссии. Закончилось опять для Польши неожиданно, но вполне закономерно: в 1939 году она снова исчезла с карты мира, будучи разделенной между двумя сильными – Германией и СССР. До 1945 года, когда СССР настоял, чтобы Польша опять была. Социалистической. И без белорусских и украинских земель.

Сейчас Польша отошла от исчезнувшего в 1991 году социалистического лагеря и с 2004 года пребывает в составе Евросоюза. И уже с ним спорит за свою «особую роль» и главенствующее положение опять в той же Восточной Европе. Вместе с Венгрией 16 ноября 2020 года Польша заблокировала проект бюджета ЕС на 2021-2027 годы. А вместе с ним и план восстановления экономики ЕС после коронавируса. Будапешт и Варшава дружно запротестовали против увязки бюджета ЕС и выплат из него с соблюдением прав человека в каждой стране-члене Евросоюза. Началось фехтование на взаимных обвинениях в авторитаризме. Брюссель обвиняет Варшаву и Будапешт в авторитаризме, национализме и недемократичности и хочет, чтобы те соблюдали демократические стандарты, общие для всего ЕС и закрепленные во всех установочных документах – от первого Маастрихтского договора 1992 года, последующих Амстердамского (1997) и Ниццкого (2001) и до последнего Лиссабонского 2007 года, окончательная версия которого работает в Объединенной Европе с 2009 года. И еще Маастрихтский договор предписывал санкции против стран, которые не хотят или не могут придерживаться общих демократических стандартов. Сейчас эта норма продублирована фактически без изменений в статье 260 Лиссабонского договора.

 

А Будапешт и Варшава в ответ тоже обвиняют Брюссель в самоуправстве и авторитаризме и оспаривают принцип верховенства права как предлог для введения санкций или отказа выплачивать преференции и дотации. Особенно в рамках выплат на преодоление последствий пандемии коронавируса, которые признаны общей бедой для всех членов ЕС. «Сегодня институты Европейского союза, его различные чиновники, какие-то политики, которых поляки никогда никуда не выбирали, требуют от нас, чтобы мы уточнили всю нашу культуру, отвергли все, что для нас важно, потому что им так нравится. На такие действия согласия не будет. Мы будем защищать нашу идентичность, нашу свободу, суверенитет любой ценой. Мы не позволим терроризировать себя деньгами. Наш ответ на эти действия будет ясен: нет», – сказал Ярослав Качиньский, глава правящей в Польше партии власти.

 

И вот в этом противостоянии Варшавы и ЕС и проявилась главная черта международной политики Польши, приобретенная, кажется, за годы разделенного состояния, – опора на того союзника, который считается самым сильным среди прочих. Польша всегда искала и находила таких в противостоянии с Россией – то Бонапарта в начале XIX века, то французов и англосаксов, а потом и немцев в первой половине XX века, по-рабски пластаясь перед ними до неприличия. И вот сейчас, в начале XXI века, поляки опять нашли такого союзника – США. И сами согласились играть роль их цепного пса в Евросоюзе, который защищал бы там американские интересы в ущерб всему. Но за право Польши распоряжаться опять же в Восточной Европе. Ибо сегодня Варшава опять грезит восстановлением Речи Посполитой XVI-XVIII веков «от можа до можа» с включением в ее состав Белоруссии и Украины до Молдавии. Как минимум. А как максимум – подгребание под себя еще и Литвы, Латвии, а если получится, то и Эстонии, вырванной из-под влияния Скандинавии. Не говоря уже о Смоленский и прочих западных территориях России, которые Польша по ментальной исторической привычке считает «своими исконными».

За право быть Речью Посполитой №3 на американские деньги и под защитой американских штыков Польша готова предоставить США свою территорию для любых военно-политических и экономических экспериментов. Лишь бы они сдерживали роль Германии в Европе и обеспечивали приоритетное право рулить в на востоке Европы и «рвать Россию». Начиная с Украины, чьим «адвокатом в Европе» Польша вызвалась с конца прошлого века, с 1999 года, как только сама вступила в НАТО.

 

Но вот беда: сегодня в США опять практически сменился президент. И замена Дональда Трампа на Джо Байдена увы, не сулит Варшаве ничего хорошего. Несмотря даже на то, что Байден грозится опять «вернуться в Европу» и укреплять так называемое «трансатлантическое сотрудничество», которое его предшественник Трамп рвал в клочья, требуя от ЕС и НАТО учитывать в первую очередь американское руководство и платить по полной за «американский зонтик».

 

А значит, из-за всеобще неопределенности могут окончательно пострадать и стать бессмыслицей два главных американских форпоста на польской территории.

Первый – экономический: регазификационный терминал, расположенный в польском городе Свиноуйсьце и призванный принимать и расжижать обратно американский сжиженный природный газ (СПГ) в пику российскому природному газу. Чтобы окончательно похоронить газопровод «Северный поток-2» («СП-2»), ослабить экономический потенциал Германии, а Польшу превратить в новый газовый хаб. СПГ-терминал Свиноуйсьце был открыт 12 октября 2015 года. В следующем году ему было присвоено имя погибшего в России польского президента Леха Качиньского, одного из символов нового польского национализма. На открытии терминала тогдашний премьер-министр Польши Эва Копач заявила: «Польша достигла своей стратегической цели: мы независимы в газовом вопросе».

 

Это, конечно же, является скорее желаемым, чем действительным. Это преувеличение. Мощность терминала – всего 5 млрд. кубометров природного газа в год. И это всего лишь около одной трети от того объема природного газа, что нужен Польше на год. Объем может быть увеличен до 7,5 млрд. кубов, но для нужно построить еще один резервуар и еще три испарителя. Проектная же мощность же «СП-2» – 55 млрд. кубов газа.

 

Но назначение СПГ-терминала Свиноуйсьце в другом – символизировать всей Европе, что она должна отказываться от российского газа и переходить на американский СПГ. Несмотря даже на то, что СПГ на треть дороже газа российского. И именно для этого США объявили «крестовый поход» в виде санкций против всех, кто хочет достроить «СП-2». А для его окончательной достройки нужно всего лишь уложить 100 километров труб, подготовить и подключить инфраструктуру на берегу Германии.

 

И сегодня на только «СП-2», но и Польша зависли на американской развилке. Во-первых, Трамп, зацикленный на «деланьи Америки снова великой», однозначно додавливал бы «СП-2», чтобы протолкнуть любой ценой свой СПГ в Европу. А вот Байден должен будет выбирать: ли укреплять трансатлантическое единство и закрыть глаза на российско-европейский газопровод, или продолжать протекционистский трампизм в отношении американских производителей СПГ и прочих энергетических компаний и ломать ЕС, которому выгоден «СП-2», через колено.

 

Во-вторых, егодня ситуация как бы зависла. С одной стороны, СПГ-терминала Свиноуйсьце продолжает работать, принимая СПГ не из США, а в основном из Катара. И только в рамках спотовых поставок СПГ идет из США, равно как и из Норвегии. Этого явно мало, чтобы утвердить американское превосходство в поросе газовых поставок.

 

С другой стороны, нет ясности и с «СП-2». Его достройка тормозится, несмотря на то, что Германия и другие участники проекта вроде бы готовы воевать за завершение строительства, а Дания дала разрешение строить его в своих водах. Но многие «подельники», опасаясь американских санкций, ушли из проекта. На сегодня известно, что 28 ноября 2020 года в Калининград планирует вернуться корабль, способный достроить «СП-2» –трубоукладчик «Академик Черский», который до этого месяц простоял в немецком порту Мукран без работы. Но сопровождавшие его суда – «Умка» и «Финвал» -- остались стоять на якоре неподалеку от Мукрана — там, где хранятся трубы для проекта «СП-2». А норвежская компания «Det Norske Veritas — Germanischer Lloyd» («DNV GL») сама опровергла информацию о том, что она-де отказывается от сертификации «СП-2», о чем радостно трубили все противники газопровода, Но, как оказалось, спецы «DNV GL» внимательно изучили новый предусматривающий санкции закон США «О защите энергетической безопасности Европы» (PEESA) и пришли к выводу, что санкции угрожают лишь деятельности по инспектированию кораблей, обслуживающих газопровод, но никак не прокладки труб. И норвежцы решили просертифицировать «СП-2», если он будет готов. И если его достроят, то полякам СПГ-терминал Свиноуйсьце в борьбе с Россией (за газ) и с Европой (за право быть «любимой женой госдепа») поможет, как собаке зонтик в борьбе с ненастьем.

 

Второй проект – военно-политический: американская военная база «Форт Трамп», идею которой поляки «нянчили» и поддерживали однозначно в пику и Германии (забрать у нее стоящие там американские войска) и России (приблизить американцев к ее границам. И вот сегодня уже известно, что «Форта Трамп» в Польше не будет. А если что-то похожее и получится, то уж точно будет называться не по имени уходящего президента и представлять собой не первоначальный замысел в том виде, в каком его видели в Варшаве.

 

Впервые о «Форте Трамп» президент Польши Анджей Дуда заявил осень 2018 года во время визита в Вашингтон. Тогда Трамп только собирался выводить часть американских войск из Германии (9500 из 34500 человек), и Польша подсуетилась: мол, мы готовы их принять и построить за свои деньги полноценную военную базу стоимостью 2 млрд. долл.

И в 2019 году все говорило о том, что договоренность «на мази». Однако сегодня ситуация изменилась, и точно известно, что в ближайшее время «Форта Трампа» не будет. Потому что:

а) войска из Германии США решили вывести в Бельгию и Италию, а в Польшу вести только 1-2 тысячу военных вдобавок к тем 4,5 тысячам, что там уже есть на с основе ротации. А Варшава должна заплатить и за это;

б) США потребовали, чтобы Польша выделила на базу еще больше денег, а Польше сейчас напряжно выделить даже обещание 2 «ярда зелени»;

в) США потребовали, что их военным в Польше Вашингтон хотел повысили правовой иммунитет, что нужно для ухода от ответственности по польским законам, когда американец в погонах обвинен в совершении преступления на территории Польши. Варшава выступила против этого, опасаясь внутренних протестов за сокращение польского суверенитет;

г) поляки хотели размесить «Форт Трамп» хотели разместить американцев недалеко от восточной границы с Беларусью, которая является союзницей России. Но США настаивали на размещении базы на западе Польши. Чтобы лишний раз не дразнить Москву и не вызывать ее ответные шаги по обеспечению собственной безопасности в Европе. Как это уже есть в связи с желанием Польши разместить у себя и элементы американской ПРО -- комплексов «Patriot» и «Aegis Ashore». В ответ российские «Искандеры» и прочие «ноу-хау» разрушительной силы появились в Калининградской области, что аж ничуть «не греет» Западную Европу. «Старой Европе» пока не нужны ни война с Россией, ни появление в Европе «новой» нового центра силы и источника нестабильности.

 

Так что «Форта Трампа» скорее всего не будет. А что будет? Сейчас в Варшаве да и во всей с остальной Европе (и в ЕС и особенно в НАТО) ждут, что по этому поводу скажет Байден, когда полноценно вступил в должность. Многие даже прогнозируют военное обострение в украинском Донбассе, в котором примут участие Украина и пришедшая ей на помощь Польша. Ну, чтобы спровоцировать Россию на военную же ответку.

 

Может такое быть? Вполне. Потому что аналогичное рвение, очень похожее на польское, демонстрирует полубезумные украинские власти, которым нужно выбить американские деньги любой ценой. И вот тут, по поводу очередного участия Польши и Украины, этих «новых братьев по оружию», в антироссийских провокациях, в том числе, военных, и уместно Варшаве и Киеву вспомнить опыт 1831 года и слова как Наполеона Бонапарта, так и Дениса Давыдова: «…Слава Богу, Варшава пала и луч русского штыка вновь засверкал старинной славой!»

Владимир Скачко

 

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.