Украина после Майдана: "Чем больше времени проходит, тем меньше иллюзий остается"
Перспективы Украины спустя два года после Майдана дают мало поводов для оптимизма.
Страна ухудшила свои позиции по уровню экономических свобод на 2,4 пункта (по данным фонда Heritage, теперь мы на 162-м месте — между Боливией и Бирмой), и мы по-прежнему находимся на уровне «деспотичных» стран по свободе бизнеса, торговли, налоговым показателям, защите инвестиций и прав собственности.
Больше, чем мы, просела только Экваториальная Гвинея, где с 1979-го владычествует Теодоро Обианг, и любые свободы, по отчетам международных организаций, носят гипотетический характер.
На манеже все те же
Уровень коррупции в бизнесе вывел нас на седьмое место. С конца. Президент организации Transparency International-Украина Алексей Хмара отмечает: хоть Рада и приняла пакет из шести антикоррупционных законов в октябре 2014-го, не работает ни профильное Нацагентство, ни Нацбюро.
«Украинский бизнес считает, что ситуация с коррупцией не улучшилась со времен президентства Януковича, — убежден он. — Даже после сотни смертей во время Революции достоинства, тысяч смертей в результате войны с Россией правительство по-прежнему хочет обогатиться само, а не бороться с коррупцией».
В середине года Украинский институт стратегий презентовал исследование о наиболее коррумпированных, по их мнению, отраслях. Результаты шокировали.
В медицине и образовании, привычных «взяткоемких» сферах, мзду дают соответственно 54% и 43% украинцев (в 2013-м взятки носили 40,6% и 31,5% сограждан).
«За два года не сменились люди на должностях, из-за чего у них появилось ощущение безопасности. А люди не чувствуют себя спокойно: пропали иллюзии, что кто-то что-то изменит, — рассказал «Вестям» социолог института Игорь Грозный. — Чем больше времени проходит с Революции достоинства, тем хуже ситуация с ожиданиями населения. И больше разочарования».
Борьба с олигархами
«Главный приоритет», объявленный президентом, — курс на вытеснение олигархов из управления страной — рискует остаться одним из многих других неисполненных обещаний.
Украинцы оценивают деолигархизацию как неуспешный процесс: еще один соцопрос, презентованный летом Украинским независимым центром политисследований, показал, что именно олигархов украинцы считают наиболее значительными фигурами в жизни общества (так ответили 33% респондентов).
«Под прикрытием кампании по деолигархизации происходит банальный передел собственности. Строится фактическая политическая, экономическая монополия существующего режима, — считает нардеп, политолог Игорь Попов. — Назначаются придворные олигархи, и в их пользу готовится масштабная приватизация госпредприятий».
А политэксперт Сергей Быков и вовсе считает, что борьбу с олигархами Петр Порошенко мог затеять из корыстных побуждений. «Да, этого требуют Запад и США. Но президент использует ее с пользой — в итоге он останется единственным олигархом, все остальные превратятся в просто очень богатых украинцев», — считает он.
Евродезинтеграция
Разочарование вызывает и отсутствие подвижек по приближению Украины к ЕС — по сути, требования, с которых начинался Майдан, нынешние власти провалили с треском. Соглашение об ассоциации с ЕС, конечно, подписано.
Но количество препон при получении виз в европосольствах растет, а перспективы безвизового режима отодвигаются на неопределенный срок.
В конечном счете летать в Европу будет некому и не на чем. Неблагоприятная экономическая ситуация «ест» валютный эквивалент зарплат, опустив среднемесячный доход киевлянина до $250, — стоимость суток проживания в отеле 4*. А за два года с рынка ушли пять авиаперевозчиков, которых (с натяжкой) можно назвать лоукостерами:
- «Визз Эйр Украина»
- «ЮТэйр Украина»
- «Авиалинии Харькова»
- а также зарубежные Emirates и Alitalia.
«В обществе нарастает апатия. А это уже опасный звоночек: люди снова воспринимают радикальные меры как способ чего-либо добиться, — убежден Игорь Грозный. — Этап «зависания» рано или поздно закончится. А новые протесты спровоцируют либо резкие шаги государства по ограничению чего-либо (как украинцев подстегнули «законы 16 января». — Авт.), либо активизация протестных движений самими политиками».
Впрочем, политолог Владимир Фесенко считает, что разочарование было прогнозируемо.
«Это традиционная для Украины ситуация - просто сейчас она стала острее из-за войны, крови, пролитой на Майдане. Мог ли ЕС стать ближе? Ожидания были неадекватно романтически завышены, как и в случае с Оранжевой революцией. Все, что происходит сейчас, вписывается в классические схемы постреволюционного развития».
Сценарии бывают разными: реставрация, диктатура, контрреволюция, продолжает эксперт.
«Те, кто крайне разочарован, хотят революционных, радикальных, изменений. Чтоб как в 17-18 году. Буржуй? - К стенке! Но как к этому отнесется Европа? Ответ очевиден: крайне негативно. Как тогда хотеть в такую Европу? Нужно учиться жить по-европейски, и тогда - только эволюционные изменения», — заключает Фесенко.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии4