В Абу-Даби оценят русскую «медвежью» броню

Бронированный автомобиль с усиленной противоминной защитой ВПК-3924 «Медведь» (Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС)

 

Россия решила официально продемонстрировать иностранцам свой бронеавтомобиль «Медведь» с усиленной противоминной защитой. Машину, известную с 2009 года как СПМ-3 (специальная полицейская машина-3), «Военно-промышленная компания» привезла в столицу ОАЭ Абу-Даби на одну из крупнейших выставок — международный оружейный салон IDEX-2017. Одновременно с этим гендиректор «ВПК» Александр Красовицкий назвал «Медведя» первой российской минозащищенной машиной, выполненной по популярной технологии MRAP (защита от мин и нападений из засады), что и должно заинтересовать иностранцев.

Беззащитная броня

Отметим, что разрабатывался «Медведь» по заказу не военных, а МВД, в качестве бронетранспортера именно для внутренних войск. События второй чеченской в полной мере доказали необходимость новой мобильной техники, более защищенной (скорее — защищающей экипаж и бойцов) при нападении на колонны и минных фугасных подрывов.

Разработкой будущего «Медведя» совместно со специалистами МГТУ имени Баумана занимался прописанный в Нижнем Новгороде «Военно-инженерный центр» (ООО «ВИЦ») — специализированное предприятие по разработке и модернизации бронетанковой и автомобильной техники, имеющее прямое отношение к созданию БТР-80, БТР-90, бронеавтомобилю повышенной проходимости «Тигру» и многому другому.

Кстати, о «русском Хаммере». Мы рассказывали о том, каким образом «Тигр», как чисто военная разработка, сначала оказался в гаражах и автопарках телезвезд, политиков и режиссеров, и только потом, словно, спохватившись, попытался «встать» в оборонную колею с довольно, впрочем, скромными успехами. Но сейчас для нас интереснее то, что предшественники «Медведя» (хотя бы номинально) СПМ-1 и СПМ-2 были и остаются как раз очередными «тигровыми» модификациями, предназначенными для антитеррористических операций, пресечения массовых беспорядков и «выполнения задач территориальной обороны». В отличие от базовой модели, они имели монолитный бронированный кузов, люки для стрельбы и эвакуации. А между собой «первая» и «вторая» специальная полицейская машина отличались лишь классом баллистической защиты — соответственно, третьим и пятым. Оба класса — чисто «стрелковые», то есть в первом случае речь шла о защите от автоматов АК-74 и АКМ, а во втором — еще и от винтовки СВД. При этом непосредственно противоминная защита у этих моделей, по сути отсутствовала — робкие заверения разработчиков о «держании» машиной подрыва взрывным устройством мощностью в 200 грамм, понятное дело, не в счет.

Хорошее впечатление на Путина и Медведева

И вот, к концу нулевых появилась СПМ-3, которая позже получила название ВПК-3924 «Медведь», призванная продемонстрировать принципиально новый уровень противоминной защиты. На самом деле упомянутую выше технологию MRAP чаще всего принято связывать с правительственной программой, подписанной тогдашним президентом США Бушем после боевых действий в Ираке. При этом, как гласят многие энциклопедии, действительным пионером в создании таких машин были африканские государства: Зимбабве, Намибия… Якобы это именно там, еще в 70-е в ходе локальных боевых действий впервые пришли к концепции создания отдельной бронемашины с большим дорожным просветом и способной рассеивать взрывную волну за счет V-образной формы днища. Говорят, что американцы вообще не стали здесь изобретать велосипед, попросту скупив массово лицензии на производство «бронированных длинноногих уродцев».

В любом случае, одним из самых известных — да пожалуй, и удачных — MRAP-машин считается именно американский «Кугуар» («Cougar», «Пума») — тяжелая бронемашина, которую активно использовали в горячих точках как США, так и, скажем, Великобритания.

Что же касается, непосредственно нашего героя — ВПК-3924 СПМ-3 «Медведь» — то его создатели предпочитают считать его никакой не модернизацией СПМ-1 и СПМ-2, а принципиально новой машиной. Впервые «Медведя» показали широкой публике в конце октября 2008 года на выставке Interpolitex (с 2014 года планировалось наладить его серийное производство). Позже, во время посещения Горьковского автозавода, где «Медведь» был выставлен на специальной площадке, машину даже лично испытали Владимир Путин и Дмитрий Медведев. «За рулем автомобиля президент проехал круг по специальной трассе с искусственными неровностями, болотом и „змейкой“. Машина произвела на главу государства хорошее впечатление, он предложил испытать ее и премьеру. Владимир Путин от такой возможности отказываться не стал и также остался доволен поездкой», — писала по этому поводу «РГ».

Итак, боевая масса в 12 тонн, колесная формула 4×4, два человека экипажа плюс до десяти бойцов-«пассажиров», двигатель в 300 «лошадок», шоссейная скорость в 90 км/ч (по пересеченной местности — 35 км/ч), позаимствованная у БТР подвеска и едва ли не уникальная для российской техники универсальная установка с гранатометом или пулеметом — и все это при той самой усиленной противоминной защите, которой так не хватало его предшественникам (по официальным данным «Медведь» выдерживает подрыв взрывное устройство 6 кг тротила). Во всяком случае в наличии у него есть и V-образное днище и больший чем у БТР клиренс (дорожный просвет) в 500 мм, и заверения производителей о том, что «прочнее только танки». Есть у «Медведя» еще одна интересная особенность: при всей своей внушительности, он наравне с обычными автомобилями с полным правом может передвигаться по дорогам в черте города, в отличие от тех же БТРов, без какого-бы то ни было спецсопровождения ГИБДД.

«Пусть машину и дорабатывают за их счет»

Осенью 2012 года «ВПК» заявила о том, что «Медведем» вроде бы заинтересовались и военные. Мол, сегодня инженерная разведка осуществляется на не защищенных от мин тягачах, а «Медведь» мог бы запросто решать эти вопросы, да еще и использоваться как платформа для оборудования радиоэлектронной борьбы. Вместе с тем, представитель компании Сергей Суворов тогда признался: «Медведь» — это заказ Министерства внутренних дел, но Минобороны на эту машину уже обратило внимание. Они решили так: раз есть заказ МВД, пусть машину и дорабатывают за их счет, а мы потом будем ее закупать". Правда в итоге, как говорят, Минобороны решило все же закупать не «Медведя», а более «армейский» по их мнению бронеавтомобиль «Тайфун».

Конкретная информация о начале поставок СПМ-3 «Медведь» производства Арзамасского машиностроительного завода в подразделения Росгвардии была тоже озвучена лишь в прошлом году. «В феврале был подписан приказ о принятии этой машины на снабжение МВД РФ, поставки начнутся в 2017 году», — сообщали СМИ. При этом армейский рынок сбыта «Медведя» со счетов по-прежнему тоже не сбрасывается. Хотя и без каких-то реальных подвижек.

В феврале 2017 года, накануне IDEX-2017 в упомянутом в самом начале интервью гендиректор «Военно-промышленной компании» Александр Красовицкий сообщил последние данные по ситуации с «Медведем»: «Сейчас мы ведем исследовательскую работу с нашими военными, ведем проработку, где конкретно эта машина может потребоваться. Когда это станет понятно, Минобороны направит нам конкретные технические требования. Если для Росгвардии был допустим вариант хоть какого-то наличия зарубежных комплектующих, то для Минобороны это совершенно неприемлемо. Могут военные потребовать и штатную установку какого-либо вооружения. Различается еще и применение бронеавтомобилей. Взять, к примеру, те же „Тигры“. Если Минобороны используют их как разведывательную машину для подразделений быстрого реагирования, из которой нужно быстро высадиться, получить необходимую информацию и передислоцироваться, то Росгвардии нужно выехать на открытую местность —
„обозначиться“, поэтому класс защиты будет у них больше — пятый, против третьего класса бронезащиты у „Тигров“ для военных».

Максим Головченко, "СП"


 

Помощь ополчению Донбасса! Помощь армии Новороссии!

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.