Пять сценариев нерадужного будущего ЕС
Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер представил «Белую книгу», в которой изложено видение высших должностных лиц Брюсселя относительно перспектив развития Европейского союза до 2025 года.
По сути, документ предваряет саммит ЕС, который начнется 25 марта в Риме. На нем и будут обсуждены озвученные Юнкером варианты дальнейшего пути, из которых чиновникам крупнейшего наднационального объединения предстоит выбрать наиболее оптимальный. Необходимость разработки всеобъемлющей стратегии Евросоюза назрела не вчера, и для его руководства скрывать накопившиеся противоречия более не имеет смысла.
Благие намерения политиков, направленные на построение не разделенного границами единого пространства на европейском континенте, столкнулись с реалиями миграционного кризиса и связанной с ним серией террористических атак. В результате значительная доля населения перестала чувствовать себя в безопасности, а уровень доверия властным институтам снизился. Цифры говорят сами за себя – по последним данным агентства Eurostat, сегодня лишь треть граждан ЕС одобряют деятельность его высших органов, в то время как десять лет назад таких было около половины.
В этой непростой обстановке Юнкер, призвав к сохранению единства и решимости действовать сообща, выдвинул пять сценариев того, что будет из себя представлять Европейский союз к 2025 году.
Сценарий «Продолжение текущей политики», как следует из названия, предполагает сохранение без изменений проводимого в настоящее время курса, что в принципе не снимет с повестки дня вопрос о поддержке населением идеи углубления европейской интеграции.
Другой сценарий – «Только общий рынок» – позволит перейти к форсированному упрощению передвижения товаров и капитала между государствами-членами Союза, однако возможности Брюсселя для проведения единой внешней политики будут существенно снижены, так как многие вопросы будут регулироваться между странами на двусторонней основе.
Третий вариант – «Те, кто хотят больше, делают больше» – является расширенной версией первого и предусматривает усложнение процесса принятия решений и более тесное сотрудничество в отдельных аспектах (например, в развитии торговли или выработке общих социальных и правовых стандартов) между желающими группами стран.
Опция «Делать меньше, но более эффективно» подразумевает сосредоточение усилий на первостепенных направлениях с целью более эффективного распределения ограниченных ресурсов. Однако выбор данного варианта действий осложняется, если учесть, что сферы взаимодействия должны быть согласованы всеми 27 странами-членами Европейского союза.
Наконец, наиболее амбициозной является стратегия «Делать вместе гораздо больше». Примечательно, что в «Белой книге» не приводится каких-либо ее аспектов, которые могут негативно сказаться на работе масштабного бюрократической машины Брюсселя. Так, указывается, что граждане получат больше прав, гарантируемых напрямую законами ЕС, минуя национальный уровень. Помимо этого, механизм принятия решений, особенно в области внешней политики и политики безопасности, станет более централизованным. Фактически речь идет об увеличении объема полномочий, от которых правительства составляющих Союз государств должны будут отказаться в пользу «центра». Вероятно, призыв Юнкера к единению стоит рассматривать как намек именно на этот сценарий.
Характерно, что представители государств-локомотивов европейской интеграции – министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль и министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эйро – также недвусмысленно продемонстрировали свою позицию о том, каким им представляется будущее Европейского союза. В частности, в их совместном сообщении для прессы говорится: «Мы должны привести управление ЕС в соответствие с жесткими требованиями сегодняшнего дня: усиление роли ЕС как актора мировой политики, гарантия безопасности его граждан перед лицом нарастающих внутренних и внешних угроз, в том числе с помощью проведения общей оборонной политики, создание стабильных рамочных условий для регулирования миграции…ЕС – это намного больше, чем только общий рынок. Он основан на общих ценностях, солидарности и конституционности».
Остается заметить, что реализация подобного курса приведет к тому, что к 2025 году вместо 27 стран, составляющих интеграционное образование, появится одно сверхгосударство. Конечно, данная перспектива не может не прельщать еврочиновников, ведь это будет означать, расширение их влияния и увеличение доходов. Однако централизация управления приведет к тому, что Старый Свет станет еще более уязвим перед воздействием со стороны США, руководство которых, разумеется, будет заинтересовано прежде всего в достижении собственных целей. В связи с этим возникает вопрос – найдет ли идея превращения ЕС в одно государство широкую поддержку среди населения, которое и без того чувствует на себе нынешние кризисные явления?
По сути, документ предваряет саммит ЕС, который начнется 25 марта в Риме. На нем и будут обсуждены озвученные Юнкером варианты дальнейшего пути, из которых чиновникам крупнейшего наднационального объединения предстоит выбрать наиболее оптимальный. Необходимость разработки всеобъемлющей стратегии Евросоюза назрела не вчера, и для его руководства скрывать накопившиеся противоречия более не имеет смысла.
Благие намерения политиков, направленные на построение не разделенного границами единого пространства на европейском континенте, столкнулись с реалиями миграционного кризиса и связанной с ним серией террористических атак. В результате значительная доля населения перестала чувствовать себя в безопасности, а уровень доверия властным институтам снизился. Цифры говорят сами за себя – по последним данным агентства Eurostat, сегодня лишь треть граждан ЕС одобряют деятельность его высших органов, в то время как десять лет назад таких было около половины.
В этой непростой обстановке Юнкер, призвав к сохранению единства и решимости действовать сообща, выдвинул пять сценариев того, что будет из себя представлять Европейский союз к 2025 году.
Сценарий «Продолжение текущей политики», как следует из названия, предполагает сохранение без изменений проводимого в настоящее время курса, что в принципе не снимет с повестки дня вопрос о поддержке населением идеи углубления европейской интеграции.
Другой сценарий – «Только общий рынок» – позволит перейти к форсированному упрощению передвижения товаров и капитала между государствами-членами Союза, однако возможности Брюсселя для проведения единой внешней политики будут существенно снижены, так как многие вопросы будут регулироваться между странами на двусторонней основе.
Третий вариант – «Те, кто хотят больше, делают больше» – является расширенной версией первого и предусматривает усложнение процесса принятия решений и более тесное сотрудничество в отдельных аспектах (например, в развитии торговли или выработке общих социальных и правовых стандартов) между желающими группами стран.
Опция «Делать меньше, но более эффективно» подразумевает сосредоточение усилий на первостепенных направлениях с целью более эффективного распределения ограниченных ресурсов. Однако выбор данного варианта действий осложняется, если учесть, что сферы взаимодействия должны быть согласованы всеми 27 странами-членами Европейского союза.
Наконец, наиболее амбициозной является стратегия «Делать вместе гораздо больше». Примечательно, что в «Белой книге» не приводится каких-либо ее аспектов, которые могут негативно сказаться на работе масштабного бюрократической машины Брюсселя. Так, указывается, что граждане получат больше прав, гарантируемых напрямую законами ЕС, минуя национальный уровень. Помимо этого, механизм принятия решений, особенно в области внешней политики и политики безопасности, станет более централизованным. Фактически речь идет об увеличении объема полномочий, от которых правительства составляющих Союз государств должны будут отказаться в пользу «центра». Вероятно, призыв Юнкера к единению стоит рассматривать как намек именно на этот сценарий.
Характерно, что представители государств-локомотивов европейской интеграции – министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль и министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эйро – также недвусмысленно продемонстрировали свою позицию о том, каким им представляется будущее Европейского союза. В частности, в их совместном сообщении для прессы говорится: «Мы должны привести управление ЕС в соответствие с жесткими требованиями сегодняшнего дня: усиление роли ЕС как актора мировой политики, гарантия безопасности его граждан перед лицом нарастающих внутренних и внешних угроз, в том числе с помощью проведения общей оборонной политики, создание стабильных рамочных условий для регулирования миграции…ЕС – это намного больше, чем только общий рынок. Он основан на общих ценностях, солидарности и конституционности».
Остается заметить, что реализация подобного курса приведет к тому, что к 2025 году вместо 27 стран, составляющих интеграционное образование, появится одно сверхгосударство. Конечно, данная перспектива не может не прельщать еврочиновников, ведь это будет означать, расширение их влияния и увеличение доходов. Однако централизация управления приведет к тому, что Старый Свет станет еще более уязвим перед воздействием со стороны США, руководство которых, разумеется, будет заинтересовано прежде всего в достижении собственных целей. В связи с этим возникает вопрос – найдет ли идея превращения ЕС в одно государство широкую поддержку среди населения, которое и без того чувствует на себе нынешние кризисные явления?
Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии1