Российские танки войдут на Украину по отмашке из Кишинева
Молдавия хочет договориться с Украиной о выводе российских войск из Приднестровья через коридор по территории соседней страны. Об этом на Киевском форуме безопасности заявил глава молдавского правительства Павел Филип.
«Мы требуем и просим о выводе российских войск с территории Молдавии, а также трансформации нынешних операций в Приднестровье в гражданскую миссию с международным мандатом, будучи уверенными, что это позволит создать основу для решения приднестровского конфликта через переговоры», — рассказал он.
Премьер -министр также напомнил, что поднимал вопрос о выводе российских войск из Приднестровья на Мюнхенской конференции по безопасности в 2018 году, и что российские представители заявили ему о невозможности вывезти вооружение через Украину из-за сложной ситуации в этой стране.
«Я заверил, что у нас достаточно убедительных мощностей и возможности убедить наших украинских друзей сделать коридор, чтобы можно было вывезти и вооружение, и амуницию, которые все еще остаются в Приднестровье», — сказал Филип.
Глава правительства отметил, что Кишинев считает, что российские военные в Приднестровье являются «наиболее серьезным риском для безопасности в регионе». По его словам «незаконное военное присутствие чужих войск в стране» ведет не к решению конфликта, а к его консервации и «поощряет деструктивные силы».
Кроме того, он выступил за разработку и принятие «специального правового статуса для Приднестровья» в составе Молдавии, который при этом «послужит гарантией, что наше будущее реинтегрированное государство будет жизнеспособным и следовать по пути демократических реформ и европейской интеграции».
Оперативная группа российских войск (ОГРВ), являющаяся наследницей 14-й гвардейской армии ВС СССР и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, заключенного в 1992 году президентами России и Молдавии в присутствии главы Приднестровья. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо «по согласию сторон», либо «в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон».
В соответствии с решением Стамбульского саммита ОБСЕ в 1999-м году, Россия обязалась вывести оружие и весь личный состав с территории ПМР ещё до 2001 года. В последующие годы практически все вооружение, военная техника и боеприпасы были вывезены или уничтожены на месте.
На сегодняшний день в составе ОГ в Приднестровье остаются два отдельных мотострелковых батальона, выполняющие миротворческие функции, батальон охраны и обслуживания. Общая численность ОГРВ, включая миротворческие силы — порядка 1 700 военнослужащих. Группировка в Приднестровье не имеет ударной направленности, не имеет средств обеспечения ПРО или ПВО, средств ядерного сдерживания, испытательных полигонов, радаров, узлов связи, артиллерии, авиации, танков, которые были бы сопряжены с российской армией. Комплектование происходит в основном за счет местных жителей.
Несмотря на чисто символическое присутствие ОГРВ в Приднестровье, власти Молдовы регулярно поднимают вопрос о выводе, пытаются подвергнуть сомнению и дискредитации мандат России на выполнение миротворческой миссии. При этом Кишинев не объявлял о своем выходе из Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта.
В июле 2017 года парламент Молдавии принял заявление о выводе российских войск с территории Приднестровья. За документ проголосовал 61 депутат из 101. Президент Молдавии Игорь Додон назвал заявление парламента провокацией.
По мнению главного редактора ФОРУМа. мск Анатолия Баранова, чисто технически авторы этой идеи видят ее реализацию как вывод войск морем, через порт, который Молдавия арендует у Украины.
— Дефиле российских войск через Украину по суше, как во времена Крестовых походов, представить себе трудно.
«СП»: — Насколько Киев заинтересован в выводе ОГРВ из Молдавии? Угрожает ли она ему?
— Группа войск в Приднестровье Киеву, конечно, не угрожает. Но в рамках курса нагадить России где только можно, почему нет? К тому же не стоит забывать роль приднестровских товарищей в событиях на Донбассе. Если бы дошло до Одессы, роль Приднестровья была бы выше. Так что негативная позиция Украины объяснима.
«СП»: — Почему эта группировка, не представляющая из себя серьезной военной силы, так напрягает власти Кишинева? А какое реальное значение эта группировка имеет для России? Чисто символически обозначить присутствие?
— Линия Кишинева понятна: вся Европа против России, ну и Молдавия тоже вместе с Европой. Кишиневу выгодно изображать «российскую угрозу».
Для России значение группировки также носит не военный, а политический характер. Все же непризнанное Приднестровье чего-то, да значит. Но игра здесь немного странная. Приднестровье давно пора признать, и снять вопрос вывода войск.
«СП»: — Филип предлагает трансформацию нынешних операций в Приднестровье в гражданскую миссию с международным мандатом. Насколько это возможно? Действительно ли это поможет создать основу для решения приднестровского конфликта через переговоры? Какие страны могли бы участвовать в миссии? В Кишиневе ведь хотят, чтобы эта миссия обошлась без России?
— Без России они ничего не решат. Поднять вопрос они могут, конечно. Но оснований для пересмотра ситуации ни у ООН, ни у кого бы то ни было еще — нет. Только по беспределу.
А России зачем пересматривать формат миссии, если она одна из самых успешных в истории? Больше четверти века назад конфликт остановлен и больше не возобновлялся. От добра добра не ищут.
— Киев ещё в 2016 году сказал, что готов предоставить «зелёный коридор» для российских военнослужащих, — напоминает исполнительный директор молдавского филиала «Изборского клуба» политолог Владимир Букарский.
— Это было оговорено ещё в ноябре 2016 года, во время встречи министров обороны Анатолия Шалару и Степана Полторака. Правда, президент Игорь Додон отправил Шалару в отставку, но нынешнее правительство, назначенное в обход президента, настроено столь же воинственно.
«СП»: — Если украинские власти дадут «добро», сможет ли Кишинев реализовать это? Парламент ведь уже принимал решение о выводе. Как насчет согласия Москвы? Согласится ли она?
— А вот с реализацией и будут проблемы. Потому что Москва устами замминистра иностранных дел Григория Карасина ясно дала понять: не ставьте перед Россией такие условия. Это напрасная трата времени. Россия — уже давно не та страна, с которой можно разговаривать языком ультиматумов. Это, кажется, поняли и в Европе, и за океаном. Что говорить о лилипутах, поверивших в то, что они Гулливеры?
«СП»: — ОГРВ, по сути, выполняет, символическую функцию, обозначая российское военное присутствие. Чем она так пугает власти Молдовы?
— Сегодня во всех молдавских прозападных СМИ развёрнута оголтелая, истеричная кампания против российских военнослужащих в Приднестровье. Многие «говорящие головы» на телеэкранах постоянно, с маниакальным упорством, рассказывают басни о том, что военные склады бывшей 14-й армии в Колбасне грозят чуть ли не всей Восточной Европе вторым Чернобылем. На самом деле склады там крайне надёжно охраняются и не представляют никакой угрозы, что неоднократно подтверждалось компетентными экспертами ОБСЕ и других международных организаций. Но понятно, что многократно, в стиле Геббельса, высказанная ложь откладывается в подсознании людей.
А властям Молдовы присутствие ОГРВ, равно как и неурегулированный приднестровский конфликт, просто мешает занять свое вожделенное место в очереди в европейский предбанник.
«СП»: — В соответствии с решением Стамбульского совещания ОБСЕ, Россия обязалась вывести оружие и весь личный состав с территории ПМР ещё до 2001 года. Почему не вывела? Что эта группировка значит для Москвы?
— Россия, в полном соответствии со Стамбульскими соглашениями, вывела большую часть своих вооружённых сил и всю тяжёлую технику ещё до 2001 года. Теперь на месте легендарных «белых казарм» 14-й армии в Тирасполе — элитный жилой квартал.
Но, здесь я хочу обратить внимание на принципиальнейший момент! В 1999 году, когда Россия подписала Стамбульские обязательства, была совершенно иная реальность, чем та, которая возникла в ноябре 2003 года. В 1997 году президенты Молдовы (Лучинский) и Приднестровья (Смирнов), в присутствии президента России (Ельцин) и Украины (Кучма), а также представителя ОБСЕ, подписали Московский меморандум, подготовленный при непосредственном участии тогдашнего министра иностранных дел РФ Евгения Примакова. Меморандум предусматривал создание общего государства по оба берега Днестра, при котором Приднестровье получит право на свободную внешнеэкономическую деятельность. В 1999 году, когда проходил Стамбульский саммит, вовсю шли переговоры о создании общего государства. Но в 2003 году тогдашний президент Молдовы Воронин под давлением посольства США в последнюю минуту отказался от уже парафированного соглашения о принципах создания общего государства («Меморандум Козака»). А ещё спустя несколько лет, в марте 2006 года премьер-министры Украины и Молдовы подписали соглашение о режиме таможенного оформления грузов, чем фактически полностью, в одностороннем порядке, перечеркнули Меморандум 2006 года.
Робкая надежда на новое взаимопонимание появилась в 2009 году, когда в Москве был подписан протокол между тремя президентами, но затем последовал переворот в Кишинёве, в результате чего к власти пришла радикально-прозападная группировка. В нынешних условиях, когда парламент и правительство Молдовы фактически объявили России информационную и дипломатическую войну, говорить о возврате к договорённостям почти 20-летней давности просто наивно.
«СП»: — Как население Молдавии относится к присутствию ОГРВ? Мешает ли она кому-то? Будет ли поддержано решение о ее выводе?
— По моему убеждению, ОГРВ никому не мешает. Российские военнослужащие не пересекают зону разграничения войск 1992 года, не заходят на территории, находящиеся под юрисдикцией Молдовы. Тем более они не угрожают жителям Кишинёва и других населённых пунктов правобережной Молдовы. Они никак не мешают тем жителям Молдовы, которые регулярно посещают Приднестровье, будь то визиты к родственникам, винно-коньячные магазины «Квинт» или матчи Лиги чемпионов на стадионе «Шериф».
Вероятно, их присутствие в Приднестровье угрожает тем в Кишинёве, кто в своих мечтаниях лелеет надежду на успешный реванш за унизительное поражение в июне 1992 года. Но у них в руках подавляющее большинство телеканалов, на которых упомянутые мной «говорящие головы» с утра до вечера, в режиме нон-стоп «лепят горбатого» о якобы угрозе суверенитету и целостности Молдовы, исходящей от российских военнослужащих.
И ещё, следует добавить, что в Приднестровье около 100% населения и в 1999 году, и тем более сейчас, категорически выступает против любого вывода российских войск. Они считают себя частью России, что доказали своим референдумом 2006 года. А российская армия на Днестре присутствует непрерывно, начиная с 1791 года.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.