Кому должно быть страшнее: России или Европе?

Многие зарубежные СМИ уже отдали дань внимания заключенным российско-белорусским соглашениям, в том числе и совместной военной доктрине.

Надо сказать, что соседи (Польша и Прибалтика) выорались всласть, повествуя о том, как Россия готовится к… а к чему готовится Россия? Нет, так-то понятно, что к захвату Прибалтики, Польши, Украины и всей Европы, а потом всего мира. Совместно с Беларусью.

Насчет мира не уверен, а вот захват Европы весьма и весьма может быть полезен некоторым странам, которые давно себя выставляют как еврощит против российской угрозы. Ибо еврощит хорош тогда, когда его подпитывают полноценные евро и доллары.

Но если серьезно, то стоит разобраться, кому выгоден этот союз. И кому он несет угрозу.

Множественные комментарии на тему того, что получает Беларусь, не дают возможности трактовать это как-то иначе.

Беларусь получает защиту со стороны России вплоть до «ядерного зонтика», центры подготовки бойцов, технику и так далее.

Здесь все совершенно ясно и понятно. Учитывая, что военная доктрина союзного государства была подписана Путиным еще в 2018 году, становится несколько непонятно, чего так тянул Лукашенко.

Либо, как вариант – какие преференции он себе выговаривал. Возможны любые варианты, мы все равно их не узнаем, документы такого уровня обычно секретны и не для лишних глаз.

Для начала, что из себя представляют вооруженные силы Беларуси? Это небольшая сухопутная армия, около 45 тысяч военных и 15 тысяч лиц гражданского персонала. Вооружение преимущественно досталось от Советского Союза, исключение составляют войска ПВО. Несколько новых самолетов в ВВС. Все.

Есть еще так называемые Войска территориальной обороны, численность которых около 120 тысяч человек. Что-то вроде ополчения, которое созывается при необходимости.

Самый большой минус белорусской армии в том, что боевой опыт у нее нулевой. С момента образования, белорусские ВС не участвовали в боевых операциях, даже миротворческих. Инструкторы в некоторых африканских странах не в счет, их были единицы.

Зато армию как в старые добрые времена привлекают на уборку урожая и к операциям по подавлению недовольства в народе. Ну и вишенка на тортике – это дедовщина, существование которой признают в Минобороны Беларуси.

Необученная армия, которую зачастую используют не по назначению, старая техника советского производства и дедовщина, с которой ничего не могут поделать – прекрасный союзник, нечего сказать.

Российская армия выглядит намного предпочтительнее. И в плане подготовки, и особенно в плане вооружения.

Защищать союзника в случае наступления обстоятельств, предусмотренных договорами – это святое, но в любом случае, это напрочь одностороннее дело. Беларусь ничем не сможет помочь России, один Западный военный округ – это около 400 тысяч военнослужащих.

Так что выгода, прямо скажем, односторонняя.

Говоря о ядерном сдерживании, выражу мнение, что это более разумная вещь, нежели «российский и белорусский солдат в одной траншее».

Ядерное оружие, которое Россия может применить для защиты Беларуси – это неплохой ход. Вот только очень сложно представить ситуацию, в которой России придется применять ядерное оружие для защиты Беларуси.

Ситуация, при которой Россия может применить свои ядерные силы для защиты своего суверенитета более возможна в современных реалиях.

Однако, как только речь зашла о том, что Россия будет обязана защищать Беларусь, сразу вспомнилась недавняя ситуация в Карабахе, где в очередной раз сошлись Армения и Азербайджан. Сколько было криков и претензий с армянской стороны в адрес России, которая обязана была защищать Армению, как члена ОДКБ, помните? И я помню. Очень много.

Да, с одной стороны, Армения – член ОДКБ. С другой стороны, в условиях спорного существования НКР, лезть туда российским солдатам вместо армянских – это глупо. Сами должны разобраться. А как воевала Армения, мы уже в курсе. Как основные боевые действия почему-то проходили в парламенте.

Но это другая тема.

Испокон веков такие странные союзы были непрактичны и нежизнеспособны.

«Нам всё равно, на чьей стороне вступит в войну Румыния. Если на нашей – потребуются 10 дивизий, чтобы спасти её от разгрома. Если против нас – понадобятся те же 10 дивизий, чтобы её разгромить».

Приписывается это бесподобное изречение Хельмуту фон Мольтке, неизвестно, он ли это сказал, но в любом случае, сказано было весьма точно и справедливо.

Примерно так и с Беларусью.

Вообще союз с точки зрения стратегии весьма странный. Конечно, когда был СССР, то фактически на пути Запада/НАТО было ДВА рубежа обороны. Первый состоял из стран ОВД, второй – из прибалтийский республик и Белоруссии с Украиной. И только потом начинались российские земли.

Сегодня при настоящем уровне развития ракетного оружия и авиации, смотреть на карту глазами и опытом Второй Мировой вообще нет смысла. Американские самолеты давно базируются на аэродромах Прибалтики и увеличение их числа будет только приветствоваться властями этих русофобских образований.

Абсолютно то же самое будет и на территории Украины, где определенная часть населения (да и власть тоже) будут бросать цветы под гусеницы или колеса американских ракетных установок.

Так что как стратегический плацдарм Беларусь так себе смотрится на карте. Примерно так же, как и ее Вооруженные силы.
Могут ли случиться ситуации, после которых Россия будет обязана помогать Беларуси как союзник? Возможно. Игры, которые Лукашенко ведет с Европой, они странные. Такая, знаете ли, бесконечная «Игра престолов».

Сегодня Лукашенко решил потерроризировать Европу в стиле Эрдогана, начав переправлять туда орды мигрантов, желающих осесть в Германии. Да, за такое войны не объявляют, но к напряженности на границе с Польшей уже привело. Что будет дальше – посмотрим, но факт, что свои интересы Лукашенко как ставил выше чьих-либо, так и будет ставить дальше.

Очень большой плюс, что у Беларуси нет территориальных споров по типу Армении. Ни беларусы не претендуют на чью-то землю, ни кто-то еще на белорусскую. Это очень положительный момент.

Но факт того, что от Лукашенко, которого только недавно перестали называть «последним диктатором Европы» (да и то, не все), можно ожидать любых действий.

То, что Александр Григорьевич тихо-мирно движется к своей круглой дате, а именно в 2024 году ему стукнет 70 лет и тогда же будет 30 лет как он бессменно правит республикой. Красивые даты, да. Посмотрим, каково будет его дальнейшее правление в сфере образования союзного государства с Россией, но возраст – дело такое… Все может случиться.

И вот если это «всякое» случится, очень не хотелось бы наблюдать эту картину: российского и белорусского солдат в одной траншее. Это в любом случае будет односторонне: российский солдат будет защищать чужие интересы.

Так как мы все равно не увидим содержания заключенных соглашений между Россией и Беларусью (и, кстати, действительно, логично, что не увидим), то и точно судить о том, насколько это будут российские интересы, сказать сложно.

А вот защиту «российских» интересов за границами нашей страны я не приветствую. Где бы это ни было: в Афганистане, Сирии, где-то еще. В принципе, защита российских граждан на территории непризнанных республик скопом – это еще более-менее элемент внутренней (это наши граждане) политики, но вот участие в каких-то мероприятиях по защите союзников-беларусов на их рубежах – это уже всмотрится не очень. Хотя бы потому, что если начнется конфликт где-нибудь, скажем, на юге нашей страны, более чем сомневаюсь, что там в одной траншее окажутся беларус и россиянин.

Да, это будет обычный ход таких союзников: вы защищаете нас, а мы защищаемся вами. Мы же маленькие и слабые…

Мы вас морально поддержим.

Да, те времена, когда наши предки сражались вместе, против одного врага и за одну страну, они давно канули в историю. Это было, но это именно было.

До чего сегодня могут довести странные политические игры Лукашенко, сказать очень сложно. Его политическое поведение – вещь плохо предсказуемая. И куда его может занести в очередной раз, предсказать не берусь. Но не хотелось бы, чтобы дело дошло до траншей.

Конечно, если речь пойдет о защите интересов населения союзного государства – это дело одно. А защита интересов власти – совсем другое.

В целом, принятие совместной военной доктрины союзного государства России и Беларуси – это свершившийся момент. И, возможно, это весьма полезный документ, учитывающий многие вещи, которые могут произойти в наше очень непростое время.

Европа однозначно может спать спокойно. В самой Европе шевелений в плане перемещения, введения и размещения войск НАТО более чем достаточно. НАТО продолжает свое расширение, по факту остались только те, кто не может в него вступить типа Грузии и Украины, которых брать туда не хотят. Их ведь точно придется потом защищать, а кому это неприятное дело нужно?

Но если европейцы так хотят щекотать себе нервы возможным вторжением армии России – запретить это мы просто не в силах.

Другое дело, что в России тоже хотят спать спокойно. Особенно родственники тех, кто при стечении обстоятельств окажется в этих самых траншеях.

И ведь совсем не важно, по чьей вине придется отправлять в эти самые траншеи наших солдат. Кто сделает первый шаг в эскалации напряжения или развязывании конфликта.

Мы вообще должны быть очень внимательны в подборе союзников, которых придется защищать с помощью оружия. Но об этом, с вашего позволения, будет отдельный разговор.

И закончить хотелось бы очень своеобразно: вопросом.

И речь пойдет не о белорусском народе, а о том, кто определяет путь Беларуси. Насколько серьезным союзником может быть Александр Лукашенко для России? Именно настолько, что его можно будет защищать, силой оружия и жизнями наших солдат? Или все-таки проще вертолет пригнать, как еще одному бывшему дружественному президенту?
Интересно было бы узнать ваше мнение.
Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.