Мнение: Операция "Транзит". Скрытый смысл визита Лукашенко в Китай

Визит президента Белоруссии Александра Лукашенко в Китайскую Народную Республику мог стать очередным рядовым событием в череде других, если бы не целый ряд нюансов.

 

Во-первых, председатель КНР Си Цзиньпин лично абы с кем не встречается и абы кого в Северную столицу не приглашает "на поговорить". 

Во-вторых, это уже второй за девять месяцев визит белорусского лидера в Пекин и, соответственно, вторая встреча с главой Китая. С чем связано то, что Батька так зачастил в Поднебесную? Можно подумать, ищет торгово-экономическую выгоду. Но выгодно торговать с азиатским драконом и получать многомиллиардные инвестиции хочет большинство государств мира. Разве ездят они так часто в Пекин на встречи с товарищем Си?

Белорусско-китайский товарооборот за 2022 год составил 5,8 миллиарда долларов. Это меньше, чем объём торговли между КНР и киевским режимом (7,65 миллиардов долларов), чья логистика во многом парализована войной. То есть, очевидно, для китайцев Белоруссия – совершенно рядовой торговый партнёр. Может, дело в программе "Пояса и Пути?" И тут несостыковка. На октябрьском форуме Лукашенко даже не прилетел в Пекин – вряд ли его не позвали. Скорее, тут были некие технические моменты. Да и Минск никогда не являлся проблемной точкой в планах выстраивания сухопутных торговых путей китайским руководством.

Есть большой резон в том, чтобы видеть картину вот в каком ключе. Лукашенко – это посредник между Москвой и Пекином. Уровень связей России и Китая беспрецедентно высокий. Визит Си Цзиньпина в нашу столицу и посещение Владимиром Путиным октябрьского форума в китайской столице наделали много шума в западной прессе. Вашингтон держится за сердце каждый раз, когда происходят высокоранговые российско-китайские встречи. Китай не очень заинтересован в том, чтобы изменять своему реноме "нейтральной", "внеблоковой" страны. При этом заинтересованность их в нашей победе совершенно очевидна.

Как оказать нам поддержку и в то же время "не палить щи", говоря молодёжным сленгом? Конечно же, по классике использовать посреднические услуги государств-клиентов. Мировая история богата примерами подобного поведения влиятельных игроков. Советский Союз оказывал поддержку Израилю в первой арабо-израильской войне через формально "суверенную" Чехословакию. Соединённые Штаты Америки поставляли вооружения Ираку Саддама Хусейна для противостояния Ирану через такие страны, как Иордания, Египет, Саудовская Аравия, Кувейт. Да и в годы Афганской войны 1979-1989 гг. американцы отнюдь не поставляли вооружения моджахедам напрямую. Их снабжали через пакистанские спецслужбы, прежде всего ISI (Пакистанская межведомственная разведка).

У Поднебесной всё ещё очень велики экономические связи с коллективным Западом. На США, Великобританию и Евросоюз приходится 1,7 триллиона долларов товарооборота. С нами же за прошлый год китайцы наторговали на 190 миллиардов долларов – цифры несопоставимые. И в то же время Пекин всё равно хочет оказать нам поддержку, не попав при этом под вторичные санкции. А значит, самый филигранный способ – работать через Белоруссию. Никто не будет обрубать связи с первой экономикой мира из-за того, что КНР поддерживает "нелегитимного" Лукашенко.

Даже если вскроется, что Китай поставляет Белоруссии вооружения, это ничего не значит. Минск находится под санкциями Совета Безопасности ООН, как КНДР или Иран? Нет. Поставлять вооружения белорусам запрещено какими-либо международными соглашениями? Нет, это суверенное государство, может покупать всё, что хочет по любым ценам. Белорусы потом передадут это России? Дело самих белорусов. Заплатили – могут делать с товаром всё, что посчитают нужным. "Ну, если вам так хочется, навесьте дополнительных санкций на Белоруссию, мы-то здесь при чём", как бы говорят Западу китайцы.

Напомним, ещё в апреле текущего года произошёл слив через The Washington Post неких документов, в соответствии с которыми КНР приняла решение о поставках летального вооружения для русской армии. Что примечательно: маскировать поставки планировалось под гражданскую технику. Но гораздо изящнее проводить поставки с конечным пунктом назначения Минск или Брест. Путь-то всё равно пролегает через бескрайние просторы матушки-России. На каждой станции по вагону техники и снаряжения можно разгружать. Что увидит американская спутниковая разведка? Всё тот же состав, стремительно мчащийся из Пекина через Читу, Иркутск, Красноярск к далёкой синеокой Белоруссии.

Да, я отдаю себе отчёт в том, что скептики скажут: дескать, к чему весь этот бал-маскарад? Разве и так неясно, что Китай участвует в конфликте? Чего они опасаются? Задам встречный вопрос: а чего опасался Сталин, когда не признавал участие советских лётчиков в защите корейского неба в 1950-1953 гг.? Официально СССР признал свою вовлеченность в Корейскую войну только в 1980-х. Не особо афишировал Советский Союз прямое участие во Вьетнамской войне, наличие своих специалистов в большом количестве стран Азии, Африки и Латинской Америки.

"Одержать сто побед в ста битвах – это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения – вот вершина", – написал Сунь-цзы в VI-V вв. до н.э. Для русского человека, да и в целом для многих боевитых наций вроде немцев, это звучит странновато. Нашей душе близки Сталинграды и Лейпцигские битвы. У китайских друзей философия иная. Они предпочитают не нарываться там, где нарываться не следует. И даже самые безбашенные из них действовали по такой же логике. Вспомним, что в той же Корее воевала не китайская армия, а несколько миллионов "китайских добровольцев".

Игорь Лисин

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.