Aly Song / Reuters
27 апреля 2023 года на сайте Белого дома была размещена стенограмма программного выступления советника Байдена по национальной безопасности Джейка Салливана на тему «Восстановление экономического лидерства США», которое он сделал в Брукингском институте. Сейчас этой стенограммы на сайте БД почему-то уже нет. Хотя в WayBack Machine копии найти, конечно, можно.
Салливан жалуется, что к моменту вступления Байдена в должность, экономика США была разрушена (привет Трампу), и теперь пора что-то решать. Например, США переходят от неолиберальной парадигмы «рынок всё решит» к активной государственной промышленной политике. Цель – восстановление промышленной базы, технологического лидерства и устойчивости цепочек поставок.
Ключевые отрасли (полупроводники, чистая энергия, критические минералы, инфраструктура) получают приоритетное госфинансирование. Принятие CHIPS Act и IRA стимулирует инвестиции в производство внутри США. США стремятся не «обогнать всех», а строить устойчивые индустриальные экосистемы совместно с союзниками (ЕС, Япония, Канада, Южная Корея, Индия и др.).
Создаются новые механизмы сотрудничества по критическим минералам, чистой энергетике и цифровой инфраструктуре. США вводят точечные экспортные ограничения на передовые технологии (полупроводники и др.) для Китая. Ужесточается контроль за инвестициями в чувствительные сектора. Цель — «высокий забор на узком участке» — не блокада, а защита ключевых технологий от использования против США.
То есть, всё то же, что сейчас продвигает и Трамп. Возможно, поэтому стенограмма и исчезла. Но интересна оценка Салливаном положения дел на китайском направлении.
«КНР продолжала масштабно субсидировать как традиционные отрасли промышленности, такие как сталелитейная, так и ключевые отрасли будущего, такие как экологически чистая энергетика, цифровая инфраструктура и передовые биотехнологии. Америка не просто потеряла производство, мы утратили конкурентоспособность в важнейших технологиях, которые будут определять будущее».
Фактически признается, что уже по состоянию на 2023 год ловить США в ряде отраслей было совершенно нечего. Поэтому Салливан и предлагает, так, чтобы не покоробить частно-капиталистические уши, ввести немножечко государственного капитализма:
«В основе всей этой политики лежало одно предположение: рынки всегда распределяют капитал продуктивно и эффективно, что бы ни делали наши конкуренты, как бы ни увеличивались наши общие проблемы и сколько бы ограничений мы ни снимали.
Сейчас никто, и уж точно не я, не ставит под сомнение силу рынков. Но во имя упрощённой рыночной эффективности целые цепочки поставок стратегических товаров, вместе с отраслями и рабочими местами, которые их обеспечивали, переместились за границу. А постулат о том, что глубокая либерализация торговли поможет Америке экспортировать товары, а не рабочие места и производственные мощности, оказался невыполненным обещанием».
То есть, имеем констатацию факта: все современные правила мировой торговли, работают на гегемона. И неважно, какая у гегемона фамилия, Трамп или Си. Сейчас всё обернулось так, что в мировой экономике доминирует Китай. Поэтому вся система переключилась на него, а США грустно. Именно в этом корень желания Трампа «бороться с глобалистами». Не в силу гуманизма, а потому что это неправильный глобализм, когда зарабатывают и доминируют не США.
И если у США было на уровне советников по безопасности (Салливан вообще был одним из наиболее вменяемых среди байденовского ареопага) понимание, что уже два года назад им ловить при текущем уровне технологий нечего, и нужно совершать опережающий рывок, то можно представить нашу ситуацию. Потому что денег у нас, как ни крути, намного меньше, чем у США. Как и геополитического влияния.
Спасти нас в XXI веке может только аналогичное, опережающее, развитие. Попытки догнать Китай и США на текущем уровне технологий уже бессмысленны. А вот попытаться создать то, что пока никто не только не производит, но даже не думает в ту сторону – можно и нужно. За этим игровым столом всё уже поделено и переделено. Надо создавать свой стол, чтобы туда переходили играть по нашим правилам. Иначе придется играть по чужим, и на правах очень младшего партнера. Это первое.
Второе. Когда распался СССР, либероидные умники из каждого утюга кричали, что это, мол, произошло потому, что система проиграла – социализм проиграл капитализму. Хотя, как показывает пример современного Китая, да и СССР при Сталине, социализм на порядок экономически эффективнее капитализма, поскольку может (при желании правящей элиты) концентрировать превосходящие средства на необходимых направления развития в сжатые сроки и добиваться такого экономического ускорения, которое капитализму и не снилось. Именно поэтому мы отменили карточки после войны раньше, чем та же Британия, вывели первого человека в космос, быстро восстановили ядерный баланс и т.д.
И сейчас у нас, для того, чтобы догнать не только США, но и Китай, нет иного варианта, как переход к жесткой экономической справедливой системе с обрезанием сверхдоходов 100 тысяч наиболее богатых семей, переходом к государственному планированию, приоритетному финансированию тех отраслей, которые нам нужны для технологического доминирования, включая ИИ, выравниванием бюджетных субсидий для дотационных регионов, возвращением к нормальной процентной ставке ЦБ и т.д. и т.п. Работы – непочатый край. Иначе нас просто раздавят жернова двух других сверхдержав.
Юрий Баранчик, политолог, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»