Отдых у воды – права и обязанности

Вот, несмотря на прокатившиеся по стране поздние заморозки сопровождаемые ветрами и снегом, все-таки, как и задумано природой наступило очередное, долгожданное лето. Температура воздуха постепенно повышается, окружающая обстановка в виде кирпича, бетона и асфальта, сформированных в городские кварталы, постепенно раскаляется, выталкивая своих обитателей поближе к природе. Как правило, такой импульс ведет городского обывателя к воде: на речку, озеро, море. И вот, собрав походную корзинку, упаковав палатку, надувной матрас и лодку, вооружившись удочками и горячительными напитками, граждане едут к неизвестным или некогда уже знакомым им водоемам, но обнаруживают там коттеджи и виллы за высокими заборами или различнейшего рода обустроенные места отдыха и развлечений, с охраной и кассой на въезде и суровой табличкой с надписью «Частная собственность». И как тут быть добропорядочному, уставшему человеку, желающему отдохнуть, который вместо общедоступного места, ежегодно им посещаемого, наткнулся вот на такой вот сюрприз? Конечно же, как законопослушному гражданину, ему придется отказаться от своего намерения расположится в данной местности, а так же от скандалов с так называемыми собственниками территории, и поискать себе в этот раз другое место для отдыха у воды. Правда вряд ли можно гарантировать, что и это новое место со временем не превратиться в частную собственность. В такой ситуации можно только посочувствовать обычным людям, желающим знойным летом освежиться в свой выходной в прохладной водице реки или озера. Кто-то скажет: для этого есть городские пляжи. И формально будет прав.  Пляжи действительно есть, но далеко не везде, и далеко не всегда ухоженные и вместительные. А концентрации различных примесей, несвойственных для природного водоема, в акваториях этих пляжей, частенько в разы превышают не только установленные, а и просто разумные пределы.
 
Так на что же мы имеем право в части пребывания у водоема и что необходимо отстаивать каждому из нас и в первую очередь общественным организациям? Отстаивать надо данное нам законом право беспрепятственно находиться у водного объекта. Именно отстаивать, так как специально на то уполномоченные государственные органы, судя по количеству нарушений этого самого права не в состоянии самостоятельно справиться с этой проблемой.
Итак, что гласит закон. Главный закон в этой области – это Водный Кодекс Российской Федерации. Именно он в шестой статье устанавливает, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования, иными словами береговая полоса, предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, а для рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров – пять метров. Эта же статья устанавливает право каждого гражданина на пользование (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. Именно исходя из этой нормы земельные участки, расположенные в пределах береговых полос, ограничены в обороте и не могут являться объектами купли-продажи, за исключением береговой полосы вокруг пруда, на чем остановимся ниже. Соответственно с момента вступления с силу Водного Кодекса, а это 2006 год, все частники, появившиеся на урезе воды, не могут считаться законными владельцами таких земель. В рамках закона, допускается лишь передача таких земель в аренду, с обязательным установлением публичного сервитута, что опять же обязывает арендатора обеспечить доступ к водному объекту всех желающих. Поэтому общественным организациям, развивающим природоохранное направление, при выявлении описанных нарушений, необходимо предпринимать действия, направленные на устранение нарушения. Что желательно в качестве таких действий выполнить? Во-первых, необходимо зафиксировать место расположения незаконно занятого участка береговой полосы (лучше адрес участка или хотя бы его географические координаты). Во-вторых, зафиксировать с использованием фото- и видеосъемки факт отсутствия возможности доступа к водному объекту. В-третьих, желательно сделать запрос в органы госрегистрации, о наличии права собственности (пользования) на данный земельный участок, сроках и основаниях его возникновения, предварительно, с использованием публичной кадастровой карты, уточнив его кадастровый номер. В-четвертых, подготовить и направить в природоохранную прокуратуру обращение о данном факте нарушения водного законодательства сопровождая его собранными материалами и просьбой о восстановлении нарушенного права неограниченного круга лиц, в том числе и в судебном порядке.
 
При этом стоит отметить, что и сам водный объект имеет собственника. И собственник этот – государство. Но, помимо федеральной собственности на водные объекты, законом установлена возможность наличия права собственности на водные объекты и у субъекта федерации, муниципального образования, а так же физического или юридического лица (частная). Однако, такое право у них может возникать только в отношении пруда или обводненного карьера и только при наличии права собственности на земельный участок на котором расположен водный объект. В таком случае ограничения права пользования водным объектом (прудом) могут быть установлены собственником, если это юридическое или физическое лицо, и будут вполне правомерны. Во всех остальных случаях, когда водные объекты находятся в государственной (федеральной либо региональной) и муниципальной собственности граждане могут бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, так как последние имеют статус объектов общего пользования, т.е. являются общедоступными.
 
Но не стоит забывать и об обязанностях отдыхающих, как водопользователей в прямом смысле этого слова. И обязанность то совсем простая – принимать меры по предотвращению загрязнения водного объекта, водоохранных и прибрежных защитных зон. А по-простому говоря – отдохнул – убери за собой мусор!
 
 
Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».
Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.