«Главное, что было в договоре, – признание границ Украины»
Законопроект об «отмене дружбы» был одобрен, зарегистрирован и получил порядковый номер № 0002. Его авторами выступили внефракционные депутаты Юрий Левченко, Олег Осуховский, Андрей Ильенко, Юрий Бублик, Александр Марченко и Михаил Головко, сообщается на сайте Верховной рады Украины. По не понятной пока причине доступ посетителей сайта Рады к тексту законопроекта и пояснительной записке к нему сначала был затруднен технически (при попытке открыть текст законопроекта или пояснительной записки сайт выдавал «техническую ошибку»). Позже редакция сайта парламента вообще удалила ссылки на законопроект.
Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией был подписан 31 мая 1997 года в ходе государственного визита президента России Бориса Ельцина на Украину.
Согласно договору, отношения между Украиной и Россией должны строиться на взаимном уважении и доверии. Стороны должны воздерживаться от действий, направленных друг против друга, и обязуются не подписывать с третьими странами любые договоры, направленные против другой стороны, не допускать использование своей территории во вред безопасности другой стороны.
Ничего не зависит
«От наличия или отсутствия договоров мало что зависит, поскольку политика вся формируется явочным порядком», – сказал газете ВЗГЛЯД украинский политолог Сергей Толстов, директор Украинского института политического анализа и международных исследований. По его словам, договор 1997 года, который хотят денонсировать формально, давно уже денонсирован фактически. «Его денонсировали события, которые происходят между Россией и Украиной в течение 2014 года», – говорит политолог.
По словам Толстова, сейчас необходимо заново создавать договорную базу, которая бы реально регулировала отношения между Украиной и Россией. «Есть не менее замечательный документ – договор о государственной границе между Украиной и Россией, который также реально не действует», – говорит Толстов. Помимо этих документов есть также целый ряд реально не работающих политических и экономических договоров между Украиной и Россией.
Нет сомнений, что в значительной мере украинский политолог прав – от обозначенной в этом и прочих договорах идиллической картины не осталось и следа. В то же время нынешнюю попытку денонсации российско-украинского договора вряд ли можно расценивать как простую попытку подогнать под реальность юридическую основу. Это жест символический, призванный продемонстрировать антироссийскую настроенность и верховных властей Украины, и значительной части украинского общества. Но в спешке депутаты не заметили важную деталь: денонсируя этот старый договор, Рада де-юре отменит и прежнюю территориальную целостность Украины, и конфигурацию ее границ. Сама. Без принуждения Кремля.
Договор с сюрпризом
«Главное, что было в договоре 1997 года, – это признание тех границ Украины, в которых она тогда находилась, на тот момент», – сказал газете ВЗГЛЯД российский политолог и социолог Юрий Московский, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство».
В частности, в договоре сказано: «Высокие Договаривающиеся стороны уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость существующих между ними границ». Таким образом, действительно, возможна и подобная интерпретация – отправляя этот договор в мусорную корзину, украинская сторона сама и добровольно отказывается от признания своих границ на тот период (то есть советских – с Крымом и Донбассом) и от подтверждения своей территориальной целостности.
Когда Ельцин и Кучма в 1997 году обсуждали пункты будущего договора, большинство российских политиков выступило против того, чтобы за независимой Украиной признавались те границы, в которых находилась Украинская ССР. «Но при обсуждении договора в Госдуме голоса фракции КПРФ сделали так, что парламент России ратифицировал договор», – говорит Московский.
Иначе говоря, в случае принятия законопроекта о денонсации договора «Ельцин – Кучма» Верховная рада признает тот факт, что границы Украины реально изменились. «Они признают, что идет процесс воссоединения некогда разделенного русского народа, – говорит политолог. – В этом плане и пойдет вектор развития отношений между Россией и Украиной».
«Никакой роли не играет»
Также сегодня в Верховной раде произошло еще одно событие. Фракция «Народный фронт» внесла на рассмотрение законопроект об отмене внеблокового статуса Украины, который в течение более 20 лет предохранял ее от попыток вступления в НАТО. Проект закона был внесен в парламент страны лидером фракции Александром Турчиновым и депутатами Андреем Парубием и Сергеем Пашинским.
«В отличие от других законопроектов, в нашем никаких реверансов в сторону России нет. Украина избавляется от внеблокового статуса, и перед нашей страной появляется четкая перспектива вступления в НАТО», – заявил Турчинов.
Напомним, что 30 ноября Петр Порошенко в интервью немецкой телекомпании ARD сказал, что мир нуждается в построении новой системы безопасности, поскольку возникшие после Второй мировой войны международные системы безопасности больше не эффективны и не способны защитить ни одну страну.
Как сказал президент Украины, новая система безопасности будет направлена на то, чтобы «сделать абсолютно недопустимыми нарушение границ и агрессию», а также «иметь эффективные механизмы для сохранения мира». По словам Порошенко, Украина готова принять участие в построении новой международной системы безопасности.
Порошенко добавил, что последние четыре года продемонстрировали ошибочность для Украины внеблоковой модели. «Никому извне мы не дадим давить на Украину при определении вектора и направления нашего развития», – цитировали президента Украины в конце ноября немецкие СМИ.
По мнению Сергея Толстова, отказ от внеблокового статуса не расширяет для Украины возможности обеспечения ее безопасности. «С другой стороны, никакой функциональной роли внеблоковый статус уже давно не играет», – констатирует политолог.
Заявлено давным-давно
Толстов предполагает, что внеблоковый статус Украины будет отменен законодательно, а поскольку он не прописан в нынешнем варианте конституции Украины, то его наличие или отсутствие мало что изменит с конституционной точки зрения.
«Законопроект об отмене внеблокового статуса – это законодательное оформление того, что нынешняя власть заявила давным-давно, – говорит Московский. – В этом плане интересно лишь то, какой блок захочет взять в свой состав Украину, учитывая ее нынешнее состояние».
Устав НАТО, куда намерены интегрировать Украину ее нынешние власти, прописывает запрет на прием в состав альянса тех стран, которые имеют территориальные претензии к другим странам. «Если Украина признает нынешний статус Крыма, возможно, другие территориальные статусы, то вхождение Украины в НАТО может стать делом реального будущего», – говорит Московский.
Для вхождения Украины в состав НАТО Киеву нужно пройти еще одну преграду – всеукраинский референдум. По мнению политолога, это преградой для Киева не станет, даже если большинство граждан Украины будет против. «Всеукраинский референдум в нынешнее время – это все равно что общенародный плебисцит в Германии в 1937–1938 годах», – иронизирует политолог.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии2