После военного противостояния за Дебальцево начинается политическое
Верховная рада тянет время
Верховная рада Украины должна с минуты на минуту утвердить перечень территорий, на которые, согласно договоренностям Минск-2, распространяется особый режим местного самоуправления. Об этом напоминают представители ополчения. «Верховная рада должна до 14 марта принять решение. В случае если указанное решение не будет принято (в положенный срок), всему миру по факту станет очевидно, что Киев не собирается придерживаться дорожной карты, подписанной в Минске», – заявил представитель контактной группы от ДНР Денис Пушилин в эфире телеканала «Россия-24».
Уже очевидно, что Киев не сможет принять нужное решение вовремя. Похоже, там этого делать даже не собираются. Так, первый замглавы администрации президента Украины Виталий Ковальчук заявил в четверг, что этот вопрос планируется рассмотреть после 16 марта.
Напомним, пункт 4 минских соглашений предусматривает дословно следующее: «В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона. Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 года.
Принятие закона об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей прописано в Минском протоколе от 5 сентября 2014 года». Закон действительно был принят украинским парламентом, но так и не применялся, потому что Верховная рада не определила районы его действия. Лишь в феврале 2015 года в Минске стороны конфликта условились, что Киев определит зону действия закона до 14 марта.
Кому Дебальцево?
Тем временем СНБО Украины уже подготовил для Рады соответствующий перечень районов Луганской и Донецкой областей. Территорий, которые перешли под контроль ополчения в последние несколько месяцев, например Дебальцево, Авдеевки, Краматорска, Славянска и Мариуполя, там нет. Предполагается, что там будут действовать обычные законы Украины. Территории определены в соответствии с линией разграничения, которая была установлена в Минске по состоянию на 19 сентября 2014 года, сообщил первый заместитель секретаря СНБО Михаил Коваль. При этом он не уточнил, как Киев собирается распространить на эти зоны, занятые ополчением, действие украинских законов.
Так, в Дебальцево уже есть мэр города, и это представитель ополчения – Афендиков Александр Григорьевич. На должность главы местной администрации его назначил Александр Захарченко. Афендиков занимается восстановлением города, его действия полностью координируются с представителями ДНР. Никаких представителей власти со стороны Киева на этой территории нет, а на девятиэтажном здании по улице Ленина развивается флаг Донецкой народной республики.
Председатель народного совета провозглашенной ДНР Андрей Пургин назвал заявление СНБО политическим. «По последним минским соглашениям линия соприкосновения согласовывается, то есть обсуждается двумя сторонами. Здесь категорическое заявление, что «только от 19-го числа». Это «операция прикрытия», – сказал он. Киев, по его мнению, делает все, чтобы ухудшить ситуацию в регионе. Силы это заявление не имеет, отметил он, передает РИА «Новости». «Должна голосовать Рада, потом подписывает президент. На сегодняшний день не проголосовано и не подписано. Это очередной обман Украиной мирового сообщества».
«Каким образом Киев будет управлять Дебальцево? Да никаким, – иронизирует директор киевского Центра политического маркетинга Василий Стоякин. – О каком управлении со стороны Киева всеми этими территориями, которые занимает ополчение, может идти речь? Никаких администраций – ни гражданских, ни военно-гражданских – там не будет (о намерении создать такие администрации недавно заявил Киев – прим. ВЗГЛЯД). Органы местного самоуправления там не работают, и выборы позволят их только сформировать», – напомнил он.
В Дебальцево, по мнению собеседника, пройдут такие же выборы, как, например, в Донецке. То же самое будет происходить и в других городах, которые фактически занимает ополчение. В выборы по законам Украины Стоякин не верит. «Очевидно, что общеукраинские политические партии в этих районах не действуют. Никакой Блок Петра Порошенко, или «Народный фронт», или Радикальная партия участвовать там, в выборах, например в Донецкий горсовет, не будут», – отмечает эксперт. По этой причине должны быть законодательно закреплены правила проведения выборов в этих конкретных районах, считает Стоякин. «Но Киев, скорее всего, проигнорирует необходимость уточнения законодательства в этом отношении», – добавил он.
Киев не в состоянии выполнить требования минских соглашений, которые предполагают политическое урегулирование, и то, что происходит сейчас – яркий тому пример, отмечает Стоякин. «Границы районов, на которые распространяется особый статус самоуправления, должна была обозначить Верховная рада уже давно – после Минска-1, но этого сделано не было. Было несколько изменений границ районов, но это же не определение зоны, в которой действует особый режим. Не было никакой ссылки на соответствующий закон», – напомнил он.
Минск-2, по его словам, оставил сторонам «свободное место для геополитических фантазий». «Украине и народным республикам, по сути, дали самим определить, как будет проходить линия разграничения в этих районах», – полагает эксперт.
Но вопрос о том, кому принадлежит Дебальцево, разрешился тогда, когда стало очевидным попадание украинской армии в котел, отметил Стоякин. «Порошенко заявлял, что никакого окружения нет, и даже вывел войска ради того, чтобы доказать это. В Минске ему задавали вопрос: в каком положении там находятся украинские войска? И если котел есть, то это территория народных республик. Какая в итоге сложилась ситуация? Украинских войск там нет, и никакой украинской администрации там тоже быть не может», – считает Стоякин.
«Выходит, что по минским соглашениям Дебальцево должно оставаться за ополчением, раз оно его держало, когда был котел. А если СНБО отрицает очевидные факты – это их проблемы, – делает вывод эксперт, напоминая, что есть и другие территории, принадлежность которых предстоит обсуждать. – Артемовск, Славянск, Краматорск, Мариуполь – вот это вопрос. Они находятся за линией разграничения».
Минские соглашения, по мнению Стоякина, не устраивают Порошенко, и он будет всячески увиливать от их исполнения. «Ему интересно заморозить ситуацию, закрепить экономическую блокаду, дождаться, когда народ оттуда разбежится, потому что жить там будет невозможно. А у ополчения не будет мотивации защищать эту территорию. К тому времени украинская армия, возможно, получит американское оружие, укрепится и заберет пустые территории без боя».
Несмотря на то, что все сроки, отведенные Верховной раде на принятие решения, пропущены, европейские партнеры не обратят на это внимания. «На Западе отношение к Киеву все равно лучше, чем к Донецку, и такие милые глупости им простят», – уверен Стоякин.
«Речь идет о демонтаже ДНР и ЛНР»
Украинский политолог Владимир Фесенко утверждает, что вокруг статуса территорий идет игра. «Речь идет об особом порядке местного самоуправления на этих территориях, что фактически означает необходимость демонтажа ЛНР и ДНР. В соглашениях, которые были подписаны в Минске, нет ни слова о ЛНР и ДНР. Соответственно, порядок действия такой: надо провести местные выборы на этих территориях по украинским законам, с участием украинских политических сил. Только после этого на этих территориях может быть установлен особый порядок местного самоуправления. Ни о каком признании или легализации ДНР и ЛНР не может быть и речи. На такой вариант Украина не согласится», – сказал Фесенко газете ВЗГЛЯД.
По его словам, решение СНБО о границах будет положено в основу постановления Рады. «Дебальцево туда не входит, однако входят Донецк и Луганск», – отметил он. При этом Фесенко признал, что то, как понимают будущий статус этих территорий в Киеве и ДНР и ЛНР, – неразрешимое противоречие. «Отсюда мой большой скепсис, что удастся выполнить минские договоренности в полном объеме», – добавил он.
Назначение мэра Дебальцево, как и кого бы то ни было со стороны ополчения, будет проигнорировано Киевом. «Украина не будет признавать мэров, назначенных в ЛНР и ДНР. Более того, она не будет признавать в нынешнем статусе ни Захарченко, ни Плотницкого. ДНР и ЛНР не вписываются в украинскую конституцию, и на легализацию двух этих «республик» Украина не пойдет», – подчеркнул эксперт.
Также Фесенко добавил, что в конституционной реформе могут принимать участие лишь те представители местного самоуправления Донбасса, которые признают украинские законы. Поэтому Фесенко видит два возможных варианта развития событий: либо конфликт будет заморожен на нынешнем уровне, либо начнется его эскалация.
Ополчение не устроят границы, которые сейчас пытается обозначить Киев, и оно будет бороться за их расширение. «Находящиеся под контролем Украины Станица Луганская, поселок Счастье возле Луганска, Широкино – эти пункты важны для них в стратегическом плане. Поэтому риски возобновления военных действий достаточно велики. Вопрос только в том, насколько масштабными будут эти военные действия и когда они могут начаться», – уверен Фесенко.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии8