Крылья Украины или учет техники и мест дислокации ВСУ
Сообщения об угрозе начала войсковой операции 2 мая с целью недопущения проведения референдумов о суверенитете Донецкой и Луганской Народных Республик становится актуальным вопрос о возможном столкновении украинской и российских армий на Донбассе в случае начала использования армии против собственного народа. Важной компонентой этого военно-стратегического узла являются украинские военно-воздушные силы, которым при негативных сценариях развития событий предстоит решать задачи противодействия российской авиации и прикрытия собственных войск. В свете этого уместно осветить реальные возможности хунты в плане использования авиации, которая досталась ей в распоряжение после государственного переворота.
Воздушные Силы Вооруженных Сил Украины образованы в 2004 году путем объединения Военно-воздушных сил и Войск противовоздушной обороны, при этом, все последние 10 лет они постоянно сокращались в силу низкого финансирования, устаревания материально-технической части и падения квалификации личного состава. В 2007 году численность украинских Воздушных Сил составляла 45 240 человек, а на вооружении состояло 211 боевых и 49 транспортных самолетов. В 2011 году численность Воздушных Сил продолжила сокращаться и достигла 43 100 человек, а на вооружении осталось 208 боевых и 39 транспортных самолетов. На 2012 год численность Воздушных Сил состояла из личного состава — до 40 000 человек, а на вооружении было 160 боевых и 25 транспортных самолета.
Таким образом, мы видим, что тенденция к сокращению Украинских ВВС существовала и во времена Кучмы, и во времена Ющенко, и во времена Януковича. Это наглядный показатель того, как именно относились к украинским ВВС те, кто призывал с трибун любить Украину. А ведь при развале СССР Украина получила огромное наследство.
В 1992 году на территории Украины находилось четыре Воздушные армии, 10 авиационных дивизий, 49 авиаполков, 11 отдельных эскадрилий, учебные и специальные учреждения и заведения. Всего около 600 воинских частей, 2800 летательных аппаратов различного назначения, более 120 000 военнослужащих.
В состав ВВС Украины были переданы три воздушные армии (1100 боевых самолетов):
— истребители: 2 дивизии (8 полков) — 80 МиГ-23, 220 МиГ-29, 40 Су-27; — фронтовые бомбардировщики: 2 дивизии (5 полков) — 150 Су-24; — бомбардировщики (дальняя авиация): 2 дивизии (3 полка) — 30 Ту-16, 30 Ту-22, 36 Ту-22М; — разведывательная авиация: 3 полка — 30 Ту-22, 15 МиГ-25, 30 Су-17, 12 Су-24; — авиационный полк РЭБ: 35 Як-28; — 4 авиационных центра: 240 МиГ-21, 60 Су-24, 550 Л-39 «Альбатрос»/Л-29 «Дельфин».
Распад Советского союза оставил Украине одни из самых многочисленных и мощных ВВС в Европе. По количественному показателю военная авиация Украины в 1992 году уступала лишь авиации США, России и Китая, будучи самой многочисленной в Европе. Возникает резонный вопрос – почему при «незалежности» Украина превратилась в отсталую в военном отношении страну. Не Россия же в этом виновата.
Также стоит отметить, что большая часть современных военных аэродромов СССР находилась на территории Украины, включая места базирования Ту-160, МиГ-29 и Су-27. Но еще в 90-х многие аэродромы уничтожались на корню, выдирали даже бетонные плиты взлетных полос и дверные косяки в казармах. Разумеется, с таким отношением к собственному имуществу деградация украинских ВВС была запрограммирована. Ниже представлен показательный и достаточно подробный список «былой роскоши» и того, что еще осталось на вооружении Украины.
Войска ПВО Украины были созданы 5 апреля 1992 года на базе частей ПВО СССР, находившихся на территории страны. Кроме ЗРК, в их составе было семь истребительных авиаполков, вооруженных перехватчиками Су-15ТМ, МиГ-25ПДПДС и МиГ-23МЛД. Однако на вооружении эти самолеты продержались недолго — в 1993 году были сняты с вооружения МиГ-25, потом и МиГ-23, а к 1997 году на базы хранения отправили и Су-15.
Армейская авиация вошла в состав Сухопутных войск Украины, как их род, с 3 июля 1994 года и за относительно короткое время своего существования превратилась из вспомогательного в одно из основных и перспективных средств вооруженной борьбы. На ее вооружении состояло около 900 вертолетов Ми-2, Ми-6, Ми-8, Ми-26 и Ми-24 (250 ед.).
Авиация ПВО
Представлена следующими подразделениями:
— 62-й истребительный авиационный полк ПВО, место дислокации — Бельбек, техника — 35 Су-15ТМ; — 636-й истребительный авиационный полк ПВО, место дислокации- Краматорск, техника — 35 Су-15ТМ; — 894-й истребительный авиационный полк ПВО, место дислокации — Озерное, техника — 38 МиГ-23МЛД.
Расформированные подразделения:
— 146-й гвардейский истребительный авиационный полк ПВО, место дислокации – Васильков, техника — 41 МиГ-25ПД/ПДС/ПУ. Расформирован в 1993 году. — 933-й истребительный авиационный полк ПВО, место дислокации – Днепропетровск, техника — 40 МиГ-25П/ПД/ПДС. Расформирован в 1996 году. — 179-й истребительный авиационный полк ПВО, место дислокации — Стрый, техника — 43 МиГ-23МЛД. Расформирован в 1996 году. — 737-й истребительный авиационный полк ПВО, место дислокации — Арциз, техника — 36 МиГ-23МЛД. Расформирован в 1998 году.
24-я Воздушная армия ВГК (Юго-Западный ТВД), Винница
Представлена следующими подразделениями:
— 456-й отдельный гвардейский смешанный авиационный полк, место дислокации – Винница, техника — Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ил-22, Ми-6, Ми-8, на вооружении полка так же находился воздушный командный пункт Ил-22М-11; — 101-й отдельный полк связи, место дислокации – Винница; — 230-й бомбардировочный авиационный полк, место дислокации — Черляны, техника — 30 Су-24М; — 7-й бомбардировочный авиационный полк – место дислокации – Староконстантинов, техника — 29 Су-24М; — 168-й истребительный авиационный полк, место дислокации – Староконстантинов, техника — 42 МиГ-23МЛД; — 831-й истребительный авиационный полк, место дислокации – Миргород, техника — 40 Су-27; — 85-й гвардейский истребительный авиационный полк, место дислокации – Васильков, техника — 26 МиГ-29.
Расформированные подразделения:
— 511-й отдельный разведывательный авиационный полк, место дислокации – Буялык, техника — 23 Су-24МР. Расформирован в 2003 году. — 727-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк, место дислокации – Канатово, техника — 30 Су-24М. Расформирован в 2004 году. — 118-й отдельный авиационный полк радиоэлектронной борьбы, место дислокации – Чортков, техника ~30 Як-28ПП. Расформирован в 1994 году. Самолеты переданы на базу хранения и разделки авиатехники в Овруче.
14-я Воздушная армия, Прикарпатский военный округ, Львов
Представлена следующими подразделениями:
— 76-й отдельный полк связи, место дислокации — Львов; — 244-й смешанный авиационный полк, место дислокации – Львов, техника — 8 Ми-8, 1 Ми-6; — 806-й бомбардировочный авиационный полк, место дислокации — Луцк, техника — 30 Су-24; — 14-й истребительный авиационный полк, место дислокации — Ивано-Франковск, техника — 46 МиГ-29;
Расформированные подразделения:
— 69-й бомбардировочный авиационный полк, место дислокации — Овруч, техника — 30 Су-24М. В 1993 году перебазирован в Черляны. Авиабаза Овруч стала местом хранения и утилизации самолетов. — 209-я отдельная вертолетная эскадрилья РЭБ, место дислокации — Луцк, техника -11 Ми-8. В конце 1992 года вошла в состав 208-й отдельной вертолетной эскадрильи РЭБ (Буялык). — 92-й истребительный авиационный полк, место дислокации — Мукачево, техника — 39 МиГ-29, 5 МиГ-23УБ. В 1993 году перебазирован в Васильков. Расформирован в 1994 году. — 452-й отдельный штурмовой авиационный полк, место дислокации – Чортков, техника — 34 Су-25. Расформирован в 2004 году. Боеспособные самолеты перебазированы в 299-ю бригаду тактической авиации. — 48-й отдельный гвардейский разведывательный авиационный полк, место дислокации – Коломыя, техника — 16 МиГ-25РБТ/РУ, 12 Су-24МР, МиГ-25РБТ/РУ сняты с вооружения в 1995 году. После расформирования 827-го ОРАП (Лиманское) полк получил на вооружение Су-17М4Р. Расформирован в 2004 году. 12 Су-24МР переданы в Староконстантинов, а остальные самолеты поставлены на хранение или утилизированы.
5-я Воздушная армия, Одесский военный округ
Представлена следующими подразделениями:
— 43-й отдельный полк связи и автоматизированного управления, место дислокации – Одесса; — 153-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья, место дислокации -Одесса, техника — Ан-24, Ан-26, Ту-134, Ми-8, Ми-9; — 112-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья, место дислокации – Одесса, техника — 8 Ми-8, 2 Ми-6; — 827-й отдельный разведывательный авиационный полк, место дислокации – Лиманское, техника — 30 Су-17М4Р;
Расформированные подразделения:
— 642-й гвардейский истребительный авиационный полк, место дислокации – Вознесенск, техника — 53 МиГ-29, 8 МиГ-23УБ, расформирован. — 208-я отдельная вертолетная эскадрилья РЭБ, место дислокации – Буялык, техника — 14 Ми-8, Расформирована в 1998 году. — 294-я отдельная вертолетная эскадрилья РЭБ, место дислокации — Рауховка, техника — 17 Ми-8. Расформирована в конце 1992 года.
17-я Воздушная армия, Киевский военный округ
Представлена следующими подразделениями:
— 135-й отдельный полк связи, Киев; — 228-я отдельная вертолетная эскадрилья РЭБ, место дислокации –Борисполь, техника — 15 Ми-8; — 255-я отдельная смешанная авиационная эскадрилья, место дислокации – Борисполь, техника — 7 Ми-8, 2 Ми-6; — Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков (ХВВАУЛ) (В составе 443-й учебный авиационный полк, Великая Круча, 101 Л-39, 809-й учебный авиационный полк, Ахтырка, 102 Л-39, 810-й учебный авиационный полк, Чугуев, 103 МиГ-21, 812-й учебный авиационный полк, Купянск, 102 МиГ-21). Расформированные подразделения:
— Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков (ЧВВАУЛ). Расформировано в 1995 году. (В составе были 105-й учебный авиационный полк, Конотоп, 101 Л-39, 701-й учебный авиационный полк, Чернигов, 101 Л-39, 703-й учебный авиационный полк, Городня, 101 Л-39); — Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурманов (ВВВАУШ). Расформировано в 1995 году.( В составе были 46-й учебный авиационный полк, Луганск, 40 Ан-26, 130-й учебный авиационный полк, Мариуполь, Ан-12БК, 228-й учебный авиационный полк).
Дальняя авиация
Была представлена следующими подразделениями:
— 251-й гвардейский инструкторский тяжелый бомбардировочный авиационный полк, место дислокации — Белая Церковь, техника — 27 Ту-16К; — 199-й гвардейский отдельный дальний разведывательный полк, Нежин, техника ~30 Ту-22Р/РДК/П/У. Последний полк использовавший Ту-22 (до июля 1998 г.); — 1006-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк, Узин, 23 Ту-95МС; — 409-й авиационный полк самолетов-заправщиков, Узин, 21 Ил-78; — 184-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк, Прилуки, 19 Ту-160 — 185-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк, Полтава, 18 Ту-22М3, 6 Ту-16П; Однако подавляющая часть дальних бомбардировщиков давно уже распилена, передана России или же ржавеет на авиационных кладбищах. Расформированные подразделения: — 341-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк, Озерное, техника около 30 Ту-22К/КП/П/У. Расформирован в 1997 году. В 1998—1999 годах самолеты перегнали для ликвидации на аэродром Нежин. — 260-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк, Стрый, техника — 18 Ту-22М3, 23 Ту-16К. В 1993 году полк расформировали, Ту-22М3 перебазировали в Прилуки, а Ту-16 утилизировали.
Военно-транспортная авиация
Представлена следующими подразделениями:
— 7-я военно-транспортная авиационная дивизия (в состав входит 25-й гвардейский военно-транспортный авиационный полк, место дислокации — Мелитополь, техника — Ил-76М).
Расформированные подразделения:
— 6-я гвардейская военно-транспортная авиационная дивизия. Расформирована в 2001 году. (в составе 37-й военно-транспортный авиационный полк, Арциз, Ил-76МД; 338-й военно-транспортный авиационный полк, Запорожье, Ил-76МД, 363-й военно-транспортный авиационный полк, Кривой Рог, Ил-76МД); — Некоторые подразделения 7-й военно-транспортной авиационной дивизии (175-й военно-транспортный авиационный полк, Мелитополь Ил-76. Расформирован в 1994 году. 369-й военно-транспортный авиационный полк, Джанкой, Ил-76МД. Расформирован в 1997 году.
Авиационные центры
— 1270-й учебный авиационный центр переучивания летного состава; — 702-й учебный авиационный полк, Умань,136 МиГ-21; — 29-й инструкторский бомбардировочный авиационный полк, Бердянск, 60 Су-24.
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА)
Представлены подразделениями:
— 379-й отдельный полк дистанционно пилотируемых летательных аппаратов, Староконстантинов, ВР-2; — 383-й отдельный полк дистанционно пилотируемых летательных аппаратов, Хмельницкий, ВР-3; — 4-я отдельная гвардейская эскадрилья беспилотных средств разведки, Дашев, ВР-2; Расформированные: — 94-я отдельная эскадрилья беспилотных средств разведки.
В целом, как мы можем наблюдать, Украина получила при разделе ВВС СССР огромное наследство, делавшее ее одной из передовых стран мира в этом компоненте вооруженных сил. За 23 года «незалежности» это наследство было промотано и разграблено.Причем даже эти списочные остатки «былой роскоши» — лишь то, что числится по штату, к моменту начала государственного переворота украинские ВВС пребывали в плачевном состоянии, а развал государства лишь усугубил процесс деградации украинской авиации. Даже если брать данные на 2012 год, то только при захвате российскими военными аэродрома в Бельбеке Украина списочно потеряла четверть своих военно-воздушных сил.
На деле, из 45 истребителей, которые базировались на Бельбеке, только четыре были боеспособны. Такой низкий процент боеготовности так же весьма характерно говорит о том, как именно Украина обращалась со своей армией, к которой ныне апеллирует хунта, чтобы заставить воевать со своим народом. Стоит ли удивляться, что в Крыму большая часть украинских военных предпочла перейти на службу в вооруженные силы Российской Федерации, а во время «антитеррористической операции» в Донбассе солдаты отказывались выполнять преступные приказы.
Есть известная поговорка: «Тот, кто не кормит свою армию, будет кормить чужую», Украина свою армию не кормила, в результате чего мы и наблюдаем своеобразную дряблость украинских крыльев.
Борис Рожин, Севастополь, специально для Накануне.RU
Источник: http://www.nakanune.ru/articles/18963/
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.