Украина — дамоклов меч дефолта в действии
Государственный долг Украины превысил 30 миллиардов долларов и скоро, судя по всему, превысит ВВП страны. В такой ситуации единственным отчаянным средством остаться «на плаву» является технический дефолт – временный отказ платить долги по внешним обязательствам. Поможет ли это Украине и каковы неизбежные последствия такого решения?
Слово default знакомо сегодня любому человеку, и необязательно экономисту. В компьютерной сфере это означает «возвращение к исходным настройкам». Вот такое «начать сначала» примерно означает и одноименный экономический термин. Но – с рядом существенных нюансов.
Главный из них заключается в том, что дефолт может быть «суверенным» либо же «техническим». Первый из них государство объявляет по итогам банкротства национальной экономики, после чего вопрос раздела ее имущества в счет долгов принимают уже другие государства. Второй, технический – дефолт-«отсрочка», который нужен для временной приостановки своих долговых обязательств, но с перспективой их дальнейшего выполнения. В духе «сейчас у меня денег совсем нет, но есть определенные надежды, что скоро все изменится к лучшему, и тогда я снова начну выплаты долгов». Украина собирается объявить именно такой дефолт – но обоснованны ли ее потуги быть оптимистом?
Манящая бездна
Есть такое выражение «выдавать нужду за добродетель», смысл, думаю, ясен. Нужда пустой украинской казны понятна, но есть и ряд аргументов, которыми украинские чиновники пытаются прикрыть эту самую нужду, выдавая ее за добродетель, а дефолт – не за позорную долговую яму, а за новое эффективное средство оздоровить украинскую экономику.
Вкратце аргументация «за дефолт» такова: за счет высвобождения денег, уходивших на выплату долгов, экономика может получить дополнительный (кратковременный) стимул. «Долговые» деньги можно направить в самые аварийные сектора, и тем самым предотвратить их дальнейшей разрушение. Кроме того, дефолт ставит ребром вопрос назревших структурных реформ – ситуация теперь называется «сиди – не сиди, а начинать надо, дальше тянуть некуда». Есть и еще один важный момент: дефолт – это жестокий «урок» для инвесторов, которые должны были учиться до его объявления быть более сговорчивыми в отношении реструктуризации долгов.
Но давайте будем реалистами, и трезво посмотрим не на абстрактные «пункты из учебника экономики», а на реальную Украину. «Сэкономленные» деньги ни на какое оздоровление экономики не пойдут, а будут банально разворованы, как всегда случалось до этого. Реформы, надо думать, и в самом деле, прикрываясь риторикой преодоления дефолта, будут проводиться – в том числе, самые людоедские: поднятие пенсионного возраста, резкое сокращение числа льготников, прекращение социальных выплат, и много другое. Ах да, еще Яценюк прокатится на велосипеде в Раду, и это в соцсетях бурно обсудят как начало сокращения парламентского автопарка.
Позорное позорище
Но все эти сомнительные плюсы не идут ни в какое сравнение с гигантскими минусами. Основной – репутационный. Страна, накачиваемая кредитами, и несмотря на это, продолжающая валиться в пропасть вплоть до дефолта – наихудшее место для вложения инвестиций. Украине охота попасть в компанию дважды-дефолтной Аргентины (2001 и 2014 годы) и «процветающей» Северной Кореи – с соответствующим международным отношением? А это будет означать просто смерть для Украины как государства, вся экономика которой сводится к вымаливанию кредитов, займов и прочих траншей у всех возможных богатых партнеров. То Япония даст сотню миллионов «на восстановление Донбасса», то Норвегия десяток лимончиков подкинет – все нужно, копеечка к копеечке, и все равно не хватает. Так вот, давать – перестанут. Разве что гуманитарку продуктами и памперсами в Киев пришлют.
Хуже всего для Украины то, что на дефолтный уровень очень просто упасть, но очень, очень сложно с него подняться. На это могут уйти десятилетия. Может, конечно, случиться некое чудо – скажем, посреди Кировограда забьет гейзер из долларовых банкнот, но эта возможность даже украинскими экономистами как не очень вероятная.
Не будем забывать и о такой очень неприятной, но неизбежной стороне любого дефолта как отчуждение имущества. Да, немного у Украины того ценного имущества, но и то, что остается, рискует перейти по решению международного арбитража в руки кредиторов. Кстати, в Раде все буксуют с законом о продаже земли в частные руки иностранцам – скорее всего, иностранцы такой пинок дадут, что и закон примут, и землю скоренько отберут в счет долга.
И, наконец, на сладкое – неужели вы забыли про протесты населения? Да, да, того самого, которому будет нечего кушать. Не забывайте.
И, конечно, в таком неуютном положении лидерам Украины можно напрочь забыть и о перспективе еврочленства, и об амбициозных планах обойти ЛДНР в экономическом соревновании двух систем, и о многом другом. Зато придется снова вспомнить галопирующий курс доллара и евро, вечный рост тарифов и цен, а также всеобщее презрение. Это – расплата за глупость, наглость и некомпетентность.
Читайте также:
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии4