Распятая красота

Как только приближается очередная годовщина разгрома немецких войск под Москвой, какие-то нелюди вновь и вновь пытаются бросить тень на наших героев, отстоявших столицу. Чаще всего нападают на тех, кто принял мученическую смерть и стал символом стойкости советского народа. Таких, как Зоя Космодемьянская. Просчет платных глашатаев свободы состоит в том, что Зоя была не единственной, выполнявшей разведывательно-диверсионные задания в тылу прорвавшихся к Москве немцев, с невероятной жестокостью замученной этими зверьми в человеческом обличии. В тот ноябрьский морозный день 1941 года рядом с Зоей действовала другая отважная разведчица – Вера Волошина. Она была схвачена и повешена немцами в тот же день, что и Зоя. Значит, мотивы, двигавшие советскими людьми, заставлявшие их идти на смерть во имя любимой Родины, во имя Сталина – совсем не связаны с конкретными психическими особенностями того или иного человека. Тем более, что Вера Волошина была не просто спортсменкой – она была символом красоты и здоровья советской женщины.

 


Вера родилась в Кемерово в семье шахтера, училась в Институте физкультуры в Москве и стала моделью для знаменитой скульптуры «Девушка с веслом», установленной в центре фонтана на главной магистрали Парка культуры и отдыха в 1936 году. Вера дала стране новый символ: спорта, молодости и красоты.
В момент предельного напряжения сил под Москвой при разведотделе штаба Западного фронта была создана разведшкола – войсковая часть номер 9903. В школу зачислялись только добровольцы с рекомендациями от московских райкомов ВЛКСМ. Их отбор проводил лично начальник школы – Артур Карлович Спрогис, легендарный майор Артуро, прославившийся взрывом порохового завода франкистов в Испании. Именно Артур Спрогис стал героем романа Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол».
Главной задачей уходивших в тыл врага разведгрупп было выполнение приказа Ставки Верховного Главнокомандования № 0428 – разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40-60 км в глубину от переднего края и на 20 - 30 км вправо и влево от дорог, все дома, в которых располагались немцы – тем более, что жителей этих домов они обычно выселяли. Необходимо было лишить германскую армию возможности располагаться в селах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населенных пунктов на холод в поле, выкурить их из всех помещений и теплых убежищ и заставить мерзнуть под открытым небом. От решения этой задачи во многом зависел исход битвы под Москвой.
Клавдия Васильевна Сукачёва, ветеран войсковой части 9903, инвалид Великой Отечественной войны, вспоминает, что «осенью 1941 года в ЦК ВЛКСМ работала комиссия по отбору комсомольцев-добровольцев, рвавшихся на фронт. 10 октября через эту комиссию прошли около 500 комсомольцев и только 40 из них были отобраны в войсковую часть особого назначения 9903 разведотдела штаба Западного фронта. В кабинете, где работала комиссия, сидел майор в форме пограничника. Он очень внимательно всматривался в каждого входящего в кабинет. Слушая ответы юноши или девушки на вопросы членов комиссии, он вступал в разговор с такими вопросами: “А если тебе придется действовать в тылу врага, не струсишь? Можешь быть ранен, а врача рядом нет — как быть? Можешь попасть в плен, а с пленными фашисты обращаются жестоко — выдержишь? А какими военными специальностями владеешь?” Если ответы удовлетворяли майора Спрогиса, он говорил председателю комиссии, секретарю ЦК ВЛКСМ Николаю Михайлову: “Беру”».
10 октября 1941 года Вера прошла комиссию в ЦК ВЛКСМ и была зачислена в в/ч № 9903. О том, что она зачислена в часть, которая будет действовать в тылу врага, никто не должен был знать. На двух грузовых машинах их доставили на базу части, которая располагалась в подмосковном поселке Жаворонки.
Вспоминает Клавдия Сукачёва: «Стали знакомиться, и как-то все обратили внимание на одну девочку – Веру Волошину. Она была очень высокой стройной блондинкой с шикарными волосами, очень красивой девочкой, и в ней чувствовался сильный волевой характер. Мы ее избрали старостой нашей группы». Вместо «девушки с веслом» новым символом времени стала «девушка с автоматом».
На следующий день с самого утра приступили к занятиям. «Чтобы быть разведчиком-диверсантом, – продолжает Клавдия Васильевна, – люди заканчивали военную академию. А мы пришли в эту часть – школьники, студенты, не имеющие специальной военной подготовки. И нас стали обучать стрелять из винтовки и пистолета, бросать гранаты и бутылки с зажигательной смесью, минировать дороги, рвать телеграфную и телефонную связь, ориентироваться на местности, бесшумно снимать часовых и многому другому, что должен знать и уметь разведчик-диверсант».
Но учеба была короткой: на нее отводилось всего три дня… 20 октября начали формироваться первые разведывательно-диверсионные группы для переброски в тыл врага. Вера Волошина вышла на первое задание 24 октября 1941 года в составе группы Григория Павловича Соколова. Группа действовала в районах Московской и Калининской областей. После этого она еще несколько раз ходила в тыл к немцам.
Из письма Веры в Кемерово: «Мои дорогие! Вы, наверное, давно от меня не получали писем, и мама ужасно волнуется, да? Мамуш, институт мне кончить не удалось, но я его кончу после войны. Я сейчас на фронте, мамочка. Только не волнуйтесь, ничего страшного нет, и потом, смерть бывает только один раз…»
В ноябре 1941 года в войсковую часть № 9903 поступило пополнение. Среди прибывших была и Зоя Космодемьянская, ученица 10-го класса 201-й школы Москвы. Зоя поначалу держалась в коллективе несколько обособленно, но Вера вскоре смогла найти к ней подход, и девушки подружились.
Руководство части долго присматривалось к ребятам, прежде чем назначить кого-то командиром группы. Вспоминает начальник в/ч 9903 полковник Артур Карлович Спрогис: «Вера Волошина оставила на меня большое впечатление, когда, в первый раз отправляясь на задание, при возвращении потеряв командира группы, она взяла командование группой, вывела группу, вместе с группой вывела еще десяток солдат. Когда Вера Волошина второй раз шла на диверсионную партизанскую деятельность в тыл противника, она мной уже была назначена заместителем командира группы, и я был уверен, что уже в следующих боевых действиях Вера Волошина станет одним из лучших командиров разведывательно-партизанских групп».
Когда в октябре 1941 года немецкие войска заняли подмосковные села, многие жители уходили в лес, строили шалаши и землянки. Женщины и дети бродили по полям, раскапывали снег, надеясь найти неубранную свеклу или картошку. Кто-то пытался проникнуть в занятый немцами совхоз, где у каждой семьи в надежном месте были припрятаны продукты. Но это было опасно – немцы могли принять их за партизан и повесить.
21 ноября в тыл немецких войск для уничтожения пунктов обогрева противника ушли две группы разведчиков. Первой руководил 19-летний Борис Крайнов. Командиром второй был назначен 18-летний Павел Проворов, комсоргом — Вера Волошина. В этой же группе находилась и Зоя Космодемьянская.
В ходе операции пути Зои и Веры разошлись: Зоя с Крайновым и Клубковым направилась в сторону Петрищево, а Вера возглавила вторую группу, действовавшую в районе Головково.
Когда закончились боеприпасы и продукты питания, группа решила возвращаться на базу. Вера шла дозорной и была захвачена немцами. На дороге остались лишь кровь и следы от колес мотоцикла…
По словам местной жительницы Александры Фёдоровны Звонцовой, её мать в тот день ходила в лес и стала свидетелем казни девушки. Она рассказала: «Лежит она, бедняжка, в одном исподнем белье, да и то оно порвано, и вся в крови. Два немца, толстые такие, с чёрными крестами на рукавах, залезли в машину, хотели помочь ей подняться. Но девушка оттолкнула немцев и, уцепившись одной рукой за кабину, поднялась. Вторая рука у неё была, видно, перебита — висела как плеть.
— Я, — говорит, — не боюсь смерти. За меня отомстят мои товарищи. Наши всё равно победят. Вот увидите!
И девушка запела. И знаешь, какую песню? Ту самую, что каждый раз поют на собраниях и по радио играют утром и поздно вечером.
— «Интернационал»?
— Да, эту самую песню. А немцы стоят и молча слушают. Офицер, который командовал казнью, что-то крикнул солдатам. Они набросили девушке петлю на шею и соскочили с машины. Офицер подбежал к шофёру и дал команду трогать с места. А тот сидит, побелел весь, видать, не привык ещё людей вешать. Офицер выхватил револьвер и кричит что-то шофёру по-своему. Видимо, ругался очень. Тот словно проснулся, и машина тронулась с места. Девушка ещё успела крикнуть, да так громко, что у меня кровь застыла в жилах: "Прощайте, товарищи!" Когда я открыла глаза, то увидела, что она уже висит».
В тот же день, когда немцы казнили Веру, в десяти километрах от Головково, в центре деревни Петрищево, была повешена Зоя Космодемьянская, ставшая в годы войны первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза (посмертно). В «Акте опознания трупа» от 4 февраля 1942 года, проведённого комиссией в составе представителей ВЛКСМ, офицеров Красной Армии, представителя РК ВКП(б), сельсовета и жителей села было установлено, что комсомолка Космодемьянская З.А. перед казнью произнесла слова призыва: «Граждане! Не стойте, не смотрите. Надо помогать воевать Красной Армии, а за мою смерть наши товарищи отомстят немецким фашистам. Советский Союз непобедим и не будет побеждён». Обращаясь к немецким солдатам, Зоя Космодемьянская сказала: «Немецкие солдаты! Пока не поздно, сдавайтесь в плен. Сколько нас ни вешайте, но всех не перевешаете, нас 170 миллионов». Когда её вешали, Зоя выкрикнула: «Мне не страшно умирать, товарищи. Это — счастье умереть за Великого товарища Сталина!», «Прощайте, товарищи! Боритесь, и не бойтесь! С нами Сталин! Сталин придет!»
Тело Зои Космодемьянской провисело на виселице около месяца, неоднократно подвергаясь надругательствам со стороны проходивших через деревню немецких солдат. Под Новый 1942 год пьяные немцы сорвали с повешенной одежду и в очередной раз надругались над телом, исколов его ножами и отрезав грудь. На следующий день немцы отдали распоряжение убрать виселицу, и тело было похоронено местными жителями за околицей деревни.
Так же, как и тело Зои, тело Веры было снято с придорожной ивы жителями Голвково после отступления немцев и с почестями похоронено здесь же. Позднее её останки были перенесены в братскую могилу в Крюкове.
В 1957 году в газете «Комсомольская правда» появилась заметка спецкора газеты по Кузбассу Валентина Калачинского «Она сражалась рядом с Зоей». Речь шла о девушке из сибирского Кемерово, которая в ноябре 1941 года в составе разведывательно-диверсионных групп сражалась с фашистами под Москвой. При выполнении одного из заданий командования она пропала без вести. Звали ее Вера Волошина. Эта заметка с фотографией Веры попала на глаза Георгию Николаевичу Фролову, ответственному секретарю многотиражки МИНХ им. Плеханова, который решил во что бы то ни стало выяснить судьбу девушки. Он показал фотографию неизвестной партизанки, повешенной немцами 29 ноября 1941 года, местным жителям. Фото было сделано еще до войны на соревнованиях по легкой атлетике. Жители указали на девушку с номером 7 на майке. Это была Вера Волошина.
27 января 1966 года в газете «Правда» вышел очерк Георгия Фролова «Орден дочери». В сентябре, когда начались торжественные мероприятия, посвящённые битве под Москвой, секретарь Президиума Верховного Совета СССР М.П. Георгадзе вручил в Кремле матери Веры Волошиной орден Отечественной войны I степени. 6 мая 1994 года Вере Даниловне Волошиной было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
Как писала в «Повести о Зое и Шуре» Любовь Тимофеевна Космодемьянская, «ее убийцы – ничто перед нею. С нею – все высокое, прекрасное, святое, все человеческое, вся правда и чистота мира. Это не умирает, не может умереть. А они – в них нет ничего человеческого. Они не люди. Они даже не звери – они фашисты. Они заживо мертвы. Сегодня, завтра, через тысячу лет их имена, самые их могилы будут ненавистны и омерзительны людям».
В полной мере последнее относится и к тем, кто сегодня замахивается на память наших героев, ценой своей жизни защитивших Москву.

Андрей Ведяев


Наша команда обращается к нашим читателям с просьбой оказать возможную финансовую помощь нашему проекту.

 

 

Прямое пополнение:

На Яндекс-деньги: кошелек 410012273300268

Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Комментарии2

Георгич82
Георгич82 17 декабря 2016 15:32

У кого есть дети, кто любит свою страну, свой народ, помнит и чтит память своих дедов - то ничего, кроме презрения у нормального человека вызвать не может - персонажи, которые стараются очернить Героев СССР и России. В этих людях мало чего человеческого.

    
sasha55
sasha55 17 декабря 2016 17:40

Откуда новому поколению знать про наших героев ВОВ, спроси любого школьника кто такой Ленин,я уже не говорю про Зою К.,редко кто ответит.Зато всех "гэроев" дома2 где калечится подростковая психика и переворачиваются понятия любви и уважения в закон джунглей, знает практически любой школьник. Вот оппозиция и заполняет их мозг новыми понятиями о нашей истории такими подставами. От сюда вопрос,кто должен контролировать подобное?,а если есть этот кто,то каких взглядов и принципов он придерживается? Про нашу молодую золотую ВАУ типа "элиту" даже обсуждать бессмысленно.

    

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.