Рождение Нового мира: за что на самом деле идёт Третья мировая
Говорят, удовольствие доставляет только та музыка, в которой ты можешь предугадать мелодию на пару тактов вперед. А вот со смыслами – всё наоборот.
Если можешь предугадывать ход мысли хотя бы на шаг, возникает как минимум скука. Или тоска. Когда я слушал выступление главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной на Петербургском международном экономическом форуме, я обреченно знал, что сейчас начнется — про «частную инициативу». И понеслось.
За время короткой реплики глава Госбанка произнесла эту либеральную мантру — или, как говорит наш лидер, «трафарет», — раз пять или шесть.
Скучно. Странно. Абстрактно. Перечитал блестящую миниатюру Гегеля о том, кто мыслит абстрактно. Гений доказывал, что абстрактно мыслят только кухарки. Мда, не знаком, видимо, был философский классик с руководителями некоторых мировых банков.
Когда-то у другого замечательного мыслителя, теоретика и организатора артельного движа Михаила Ивановича Туган-Барановского, кстати говоря, первого министра финансов постреволюционной Украины и любимого оппонента Ленина, спросили: что лучше для экономики — частная инициатива или общественная?
Тот дико удивился именно абстрактной постановке вопроса. И деликатно пояснил: мол, все зависит от предмета труда. Вырастить кочан капусты лучше при помощи частной инициативы — какой-нибудь завзятой бабушки. Заложить фруктовый сад лучше, опираясь на семейную компетенцию.
Пшеничные нивы не вырастишь и не уберешь без коллективной энергии. А вот газ, нефть, руда — это уже прерогатива государственного интереса….
Сейчас бы Михаил Иванович, возможно, отнес бы к сфере «частной инициативы» и сверхновые предметы труда, в которых государство пока не разбирается вообще. Какие-нибудь запредельные направления электроники, например. Но это не меняет общей логики и методологии.
Так получилось, что я много лет знаком с совладельцем «Норникеля». Земляки мы по «малой родине». На правах земляка и советую ему добровольно и с благодарностью передать случайно доставшуюся и неподъемную частную собственность государству. А он мне всё про «частную инициативу»…
Наслушался, наверное, Набиуллиной. Или кредиты брал под это дело.
А я ему напоминаю, что под вывоз продукции комбината была некогда разработана и реализована целая концепция атомного ледокольного флота.
— А тебе слабо?
Потом добиваю: типа, про углубление всего фарватера Белого моря.
— А тебе слабо?
Молчит совладелец полярного гиганта. Может, вспоминает, как отработанную дизельку сливали прямо в девственную тундру. Частная инициатива — завсегда борьба за норму прибыли. Любой ценой, за счет любых издержек. Вопреки интересам и природной, и человеческой среды.
Тем более если она не наказуема, а священна!
Есть у меня маленькая, но способная ученица по дайвингу из распутинской Тюмени — Лера. Никак не могу научить ее проныривать хотя бы полтинник — 50 метров. Объясняю в который раз: «Организм страхуется и подает в мозг ложный аларм, когда в легких еще половина запаса воздуха. Поэтому ты не слушай его, а верь мне. Плыви и плыви дальше».
Ныряет. Опять макушка выскакивает метров через тридцать.
— В чем дело?
— Организм мне кричит, что дядя Дима тебя обманывает и ты погибаешь…
Примерно такая же картина маслом и с «частным интересом». Умелое государство напоминает частнику, что само в нем дико заинтересовано. Не разорит его излишними налогами, не оскопит нелепыми запретами. Но «частная инициатива» почти сразу, задолго до базовых проблем бизнеса, начинает кричать своему владельцу: «Государство тебя обманывает! Ты погибаешь! Снижай издержки — отработанную соляру сливай в тундру; детские садики и школы — убирай с баланса. Иначе не видать тебе, дорогой мой, ни яхт, ни джетов, ни «рыбок»».
А иногда она даже не кричит, а тихонько шепчет: «Дорогой мой, не слушай государство: маковая соломка куда выгоднее пшеничных снопов».
Я неслучайно употребил термин «умелое государство». В неумелом, конечно, всё может закончится фатально — и для «частной инициативы», и для самого государства. Но ведь вопрос ставят не об умелости второго, а о всемогуществе первого.
Напомню для тех, кто живет в «зазеркалье»: фактически идет война. Кстати, зашел к приятелю в солнечной Ялте в его апартаменты в комплексе «Зазеркалье». Там квадратный метр жилья без ремонта стоит больше, чем годовая зарплата квалифицированного строителя в Мариуполе.
Хотя, чему удивляться: комплекс-то и есть полная материализация «частной инициативы». А как говаривал один классик, за триста процентов прибыли любой «частник» и душу свою продаст.
Так вот, для всех живущих в «зазеркальях»: третья мировая — это схватка «частного» и «общественного» интересов. Уже не теоретическая, не идеологическая, даже не геополитическая, а экзистенциальная. Военная, по простому.
Украина — повод. Украина — предлог. Украина — плацдарм сражения. А суть войны — в модели будущего мира.
Наши оппоненты решили впервые в истории человечества откровенно и бескомпромиссно дойти до безусловно «частного». То есть до своего базового уровня, где незамутненной частной инициативе не мешает ни государство, ни закон, ни медиа, ни религия, ни традиция, ни семья…
Голый частный интерес.
Был когда-то великолепный журнал «Чешское фоторевью». Помнится, один из его редакторов на вопрос «почему он снимает только женские ню, но не мужские», дал исчерпывающий ответ: «Обнаженный мужчина обнажен сильнее, чем обнаженная женщина».
Мы сегодня возможно впервые в глобальном масштабе увидели полностью обнаженный от условностей и приличий частный интерес. На мировое господство, на ресурсы, на медиа, на умы и сердца миллионов. Ужас какой-то! Круче обнаженного мужчины.
На Украине уже построили своего рода «коллайдер частной инициативы». Там фактически три-четыре частных лица владеют практически всем. Подобное хотели сделать и Россией. Тогда бы мировым бенефициарам проще было бы встроить всё это в свою «инициативу».
С Украиной получилось. С Россией — нет. Причин на этот счет много. Собственно, все серьезные аналитические публикации — спор об этих причинах.
Не верьте не только своему организму под водой, но и польскому президенту на поверхности. Особенно когда он утверждает, что идет война «полутора процентов мировой экономики против шестидесяти пяти».
И проценты подсчитаны лукаво, и суть процесса не объяснена. Суть совсем в другом. В том, что Армагеддон уже начался: между теми, кто хочет превратить весь мир в свою частную лавку, и теми, кто хочет сохранить свою собственную общественную, то есть исторически традиционную среду обитания.
А это, как сказал на том же форуме президент, можно сделать, лишь вернув подлинный суверенитет своей страны. Вот главное! Вот суть! Поскольку только в рамках собственного «домашнего» суверенитета и возможно постоянно находить хрупкую гармонию и подвижный баланс между частной инициативой и общественным благом.
Поэтому, пора бы нам возвращаться Домой…
Автор — украинский политик, профессор, политолог и публицист. Советник четырёх президентов Украины, депутат Верховной рады Украины V созыва
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.