© Getty Images
В ожидании анонсированной «томагавковой встречи» президента США Трампа и полупрезидента Зеленского все задаются вопросом: даст хозяин Белого дома Киеву обещанные ракеты или не даст? Хотя на самом деле, куда важнее другой вопрос: как ответит Россия на передачу Киеву ракет, способных нести полтонны взрывчатки или тактический ядерный боезаряд? Возможные варианты ответа названы. Будь реализованы некоторые из них — не поздоровится никому.
Для Зеленского «Томагавки» — это не просто очередное опасное оружие, которым можно наносить болезненные удары по России. Для него это возможность сделать Трампа подельником своих преступлений, вывести его из статуса стороннего наблюдателя.
В оценке того, получит ли Киев того, что добивается, в данном случае «Томагавки», большинство аналитиков склоняется к тому, что получит. Это следует из логики того, как шла начатая Байденом война против России: вначале поставили на Украину «Джавелины», потом последовательно – реактивные системы залпового огня и ракеты ATACMS, танки «Абрамс», многоцелевые истребители F-16… Кстати, F-16 тоже могут нести тактические ядерные заряды. В этой линейке «Томагавк» (Tomahawk) — лишь один из шагов эскалации и еще один рыча давления на Россию, чтобы она отказалась от целей СВО.
Есть ли признаки того, что этот шаг, в отличие от предыдущих, получит должный ответ? Вроде бы, есть. Например, зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев уже предупредил, что такие поставки могут «плохо закончиться для всех», особенно для президента США Дональда Трампа.
По традиции, самая миролюбивая версия ответа на возможный провокационный шаг со стороны Вашингтона принадлежит российскому президенту. На заседании Валдайского форума Путин сказал, что «Томагавки» не изменят ход дел на фронте, где нам принадлежит стратегическая инициатива, а ответ наш будет заключаться в усилении ПВО. Будем сбивать, сказал президент.
В качестве ответной меры маловато будет, считают некоторые эксперты. Их аргумент: в полете невозможно отличить «Томагавк» с обычной боеголовкой от ракеты с ядерным зарядом или «грязной бомбой».
Так, военный эксперт, бывший офицер армии США Станислав Крапивник сказал, что образумить Вашингтон можно только жестким предупреждением. Например, по официальным каналам донести до администрации США, что в случае пуска первой же ракеты «Томагавк» в сторону Москвы, Вашингтон «прекратит существование».
Другими целями для того же «Орешника» могут стать склады тактического ядерного оружия США на территории Европы. Они расположены, например, на территории Германии и Британии.
Получается, «Томагавки» могут спровоцировать ядерную эскалацию между двумя державами с самыми крупными арсеналами ракетно-ядерного оружия. И эту мысль, считает Крапивник, надо ясно и доходчиво донести до представителей США.
Другие аналитики предлагают симметричный ответ. Раз США в нарушение всех международных норм передают воюющей стране ракетные технологии, то Россия имеет полное моральное право поделиться своими ракетными технологиями со странами, которые точно не являются друзьями США. Например, с Северной Кореей, Ираном или Венесуэлой.
Профессор МГИМО Александр Артамонов считает, что Россия в ответ на поставки ракет могла бы усилить военно-техническое сотрудничество с дружественными странами Латинской Америки, такими, как Никарагуа или Куба. Поставить им, например, гиперзвуковые ракеты «Кинжал» или «Циркон».
В конце концов, в октябре 1962 года Карибский ракетный кризис заставил Штаты пойти на попятную. А ведь тогда ядерный арсенал США многократно превосходил запасы ядерных ракет СССР. Сегодня у нас паритет, а кое в чем мы впереди. Например, у нас есть неуязвимые для любой противоракетной обороны планирующие гиперзвуковые боеголовки «Авангард», а у США ничего подобного нет.
Некоторые вообще предлагают поставить ракеты «Орешник» тем же йеменским хуситам. В этом случае целями ракет могут стать, например, американские авианосцы или базы США на Ближнем Востоке. Ну, а что? Ведь США позволяют Киеву бить по российским городам американскими ракетами ATACMS.
Словом, возможности ответить адекватно на новую угрозу у России, конечно, есть. Решение в Кремле найдут, просчитав все варианты. И затягивать с этим не надо. Лучше вообще действовать на упреждение.