Итоги Минска
1. Как и ожидалось, в Минске было принято половинчатое решение, которое с одной стороны намечает сроки прекращения огня и решение уже традиционных вопросов с пленными, а с другой целый ряд вопросов повис в воздухе, так как в рамках нормандско-минского формата эти вопросы оказались в тупике противоречивых требований сторон. Перемирие с 15 февраля (если оно состоится), будет означать, что бои продлятся еще 2 дня, где изменения линии фронта обозначат ту границу, с которой будут отводиться тяжелые вооружения хунты. Тяжелые вооружения ВСН вне зависимости от того, какие территории они отбили, будут отводится от старой сентябрьской линии. Развод тяжелых вооружений еще потребует возобновление работы структур вроде миссии Ленцова или центра контроля по соблюдению перемирия (который к примеру был в Дебальцево), а то и создание новых структур, что потребует дополнительных консультаций. Так же осталась совершенно непонятной ситуация с Дебальцевским котлом, так как Порошенко утверждает, что котла нет, а Путин, что есть и войскам надо складывать оружие. Видимо противоречие будут пытаться устранить в ходе боевых действий, где котел либо будет, либо нет, в зависимости от успеха деблокирующих действий со стороны светлодарской группировки ВСУ.
2. Вопрос обмена военнопленных и раньше с горем пополам решался, поэтому он и здесь был одним из первых вопросов, по которым удалось сразу договорится, хотя здесь Россия пошла на уступку (если верить Порошенко), согласившись освободить причастную к убийству российских журналистов Савченко, для которой возможно потребуется амнистия. В остальном же речь шла о попытка снова вернутся не к порционному обмену пленными, а к принципу "всех на всех".
3. Касательно остальных пунктов, наблюдаются скорее благие пожелания, нежели конкретные решения. Россия, Франция и Германия поддержали подписанное лишь на словах, поэтому как и в Минске подписи поставлены руководителями ДНР и ЛНР, Кучмой с непонятным статусом, представителем ОБСЕ и российским послом Зурабовым, что опять же сохраняет старую коллизию, когда именно от России, а не от Франции или Германии будут требовать выполнения подписанного - с точки зрения подписанного, Франция и Германия не несут никакой ответственности за выполнение этих соглашений, это исключительно ответственность России, ну и хунты с народными республиками. Поэтому Европа здесь сохранила полную свободу рук и возможность заявлять "да, мы пытались, но вот из-за них и в особенности из-за них, мира достичь не получилось". Сохранила эту возможность и хунта, так как пользуясь странным статусом Кучмы, можно как и осенью саботировать любые пункты этих соглашений. Меркель бывшая архитектором этой концепции и министр иностранных дел Штайнмайер достаточно сдержанно прокомментировали результаты, так как кроме ожидаемого прекращения огня и ряда гуманитарных вопросов, все остальное осталось в рамках желаемого, а не достигнутого, хотя Меркель очевидно стремилась к большему.
4. Угроза эскалации конфронтации оказалась не снята, а просто отложена и увязана с серией трудновыполнимых договоренностей. Поэтому разговора о снятии санкций против РФ и нет. Новые санкции пока отложены в ожидании результатов реализации договоренностей в Минске. Британия уже дала понять, что без изменения российской политики, санкции отменять нельзя. То есть все осталось в рамках требований выполнить минский формат и любые расхождения с ним, будут приводить к новым ультиматумам, где РФ будет априори виновата в срыве "мирного процесса". Вопрос об основных санкциях отложен до марта. При этом в руководстве ЕС открыто признали, что Польша и Литва уже открыто поставляли вооружения на Украину. Про поставки из США "почему то" умолчали.
5. По выводу иностранных наемников и техники. Документ этот вопрос не конкретизирует, так как с обеих сторон воюет масса иностранных граждан, причем значительная их часть воюет отнюдь не за деньги и формально не считаются наемниками. Вопрос "северного ветра" так же повис в воздухе, так как Россия не считает, что ее войска находятся на территории Украины и на этот счет никакой конкретики в документах так же нет. Это же касается и западного военторга. В целом тут все исключительно аморфно. Гибридный характер этой войны плохо сочетается с открытыми соглашениями.
6. Лидеры ДНР и ЛНР фактически публично открестились от декларации о государственном суверенитете народных республик и дали свое фактическое согласие на пребывание в составе Украины. Идеи федерализации и автономизации Украины были публично похоронены, что Порошенко уже успел объявить своим главным успехом. При этом была сделана оговорка, что в случае нарушения договоренностей, более переговоров не последует. Это видимо одна из требуемых Россией гарантий. Разумеется, если гипотетически допустить, что все пункты соглашения будут выполнены и Донбасс останется в составе Украины, предложения заложенные с новые соглашения, не позволяют говорить о том, что огрызок Донбасса сможет быть использован как рычаг, для коррекции Украины в желаемом Кремлю русле. При этом официальный Киев по прежнему уклоняется от попыток Кремля усадить Порошенко и руководителей ДНР и ЛНР за переговорный стол. То есть прямых контактов между хунтой и народными республики по прежнему нет, а очередное "перемирие" проталкивается под устные гарантии РФ, Германии и Франции.
7. Контроль над границей представляет из себя отложенный вопрос и увязан с целой серией маловыполнимых условий, потому что как говорилось еще летом, вопрос контроля над границей, это ключевая опция российского влияния на ситуацию на Донбассе. При утрате контроля и передачи его хунте, российское влияния в регионе будет резко снижено и возможностей поддержки народных республики станет намного меньше. Общие пожелания о реформах "с учетом интересов Донбасса" не отвечают на целый ряд ключевых вопросов по гарантиям выполнения таких законов (напомню печальную судьбу предыдущего варианта, который был дезавуирован Верховной Радой) и могут включать в себя совершенно разное понимание сторонами "интересов Донбасса". Здесь для хунты главная трудность, так как при желании заполучить контроль над границей без войны, ему придется обговаривать новый статус Донбасса напрямую с ДНР и ЛНР.
8. Вопрос прекращения экономической блокады Донбасса хунтой увязан с проведением украинских выборов на Донбассе и восстановления украинского государственного суверенитета над территориями контролируемыми ДНР и ЛНР. Фактически это будет требовать от руководства ДНР и ЛНР практических мер по признанию верховенства власти фашистской хунты над всей территорией Донбасса. Очевидно, что подобные попытки встретят сильную внутреннюю оппозицию в ДНР и ЛНР, так как подавляющее большинство ополченцев воевали отнюдь не за Донбасс в составе Украины.
В целом, мы имеем очень ограниченные решение с сомнительным обеспечением механизмов по их реализации и целым рядом неразрешенных противоречий. Это скорее временное перемирие, которое создаст оперативную паузу в боевых действиях перед весенней кампанией, к которой стороны начнут готовиться после возможного прекращения огня. Стороны так же получат ряд небольших дипломатических гешефтов - Россия отсрочила вопрос о введении новых санкций и поставках американского вооружения на Украину (хотя у США тут внезапно может оказаться другое мнение), Меркель и Олланд выступили в роли миротворцев, а хунта получила обещания от МВФ в выделении новых кредитов. Полновесного документа об урегулировании не получилось, вопрос Крыма повис в воздухе. В целом, на мой взгляд, если перемирие не будет торпедировано прямо сейчас, нас ожидает очередная мирная передышка и возобновление интенсивных боевых действий.
Из того что обсуждали и того, что подписали и что на мой взгляд может быть выполнено - перемирие, развод тяжелых вооружений и обмен пленными. Все остальное на данном этапе маловыполнимо, даже без учета ожидаемых мер со стороны США по эскалации конфликта.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии3