Провокации бандеровцев против объектов генерации: атака на систему технического водоснабжения электростанций в Энергодаре
Продолжаем цикл статей о возможных провокациях киевской хунты на объектах Объединённой Энергетической Системы Украины. Напомним, нацисты могут организовать относительно небольшими затратами «блэк-аут» на значительной территории Украины.
Для этого требуется нанести повреждения нескольким линиям электропередач, обеспечивающим межсистемные перетоки. Перспективными областями для такого рода провокаций являются северный и южный энергетический районы, как дефицитные и слабо связанные с объединенной энергосистемой. Более того, сам организованный таким образом «блэк-аут» опасен не столько бытовыми проблемами, но обесточиванием опасных производств, в том числе электростанций. Так, при проведении киевскими фашистами диверсий против линий электропередач в юго-западном районе, создаются перспективы для создания аварийной ситуации на Южно-Украинской АЭС.
В настоящей же статье мы рассмотрим возможность альтернативного сценария, в котором «блэк-аут» вызывается не атакой против линий электропередач, а непосредственно выведением из строя объектов генерации. В целом, мы считаем, что реализация бандеровцами такого сценария маловероятна, поскольку украинскую энергосистему крайне сложно «раскачать» выводом из строя отдельных объектов генерации, то есть, совершать диверсии фашистам придется против нескольких единиц генерации. Однако используемые силы и степень координации при этом требуются такие, что выдать подобную акцию за действия ополченцев Юго-Востока не выйдет. С другой стороны, уровень бесноватости Порошенко и его банды таков, что едва ли они откажут себе в удовольствии обречь на смерть сотни тысяч людей просто для удовлетворения собственного садистского удовольствия, без какой-либо надежды свалить это на ополченцев Юго-Востока. Как бы то ни было, этот сценарий также нуждается в освещении, дабы сорвать планы негодяев.
В принципе, даже неспециалисту понятно, что для создания аварийной ситуации в энергосистеме атаковать нужно либо линии электропередач, либо объекты электрогенерации. Разумеется, при прочих равных гораздо проще вывести из строя объект энергопередачи, чем генерации (электростанция) или распределения (подстанция). Это связано, как с военными аспектами (от которых автор далек), так и с чисто технологическими ограничениями.
Любая электростанция имеет достаточно серьезную охрану, как специальными средствами (средства видеонаблюдения, охранной сигнализации, дверные замки различных конструкций), так и непосредственно вооруженным персоналом. То есть, для гарантированного уничтожения оборудования объектов генерации необходимо проникновение на охраняемую территорию. Причем, если небольшие электростанции, как показывает опыт диверсии на Баксанской ГРЭС, в принципе, можно захватить силами групп вооруженных людей, то те объекты, которые действительно имеет смысл выводить из строя с целью провокации системной аварии, защищены гораздо лучше. Те силы, которые придется затратить, едва ли позволят фашистам говорить об атаке ополченцев, так как придется проводить настоящую войсковую операцию. Более перспективным представляется атака снаружи с применением разного рода беспилотных аппаратов, артиллерии и тому подобных средств. Однако при этом нужно указать, что основные сооружения электростанций (реакторные и машинные здания АЭС, плотины ГЭС, главные корпуса ТЭС) рассчитаны, в том числе, на то, чтобы выдерживать прямые попадания боеприпасов.
Кроме того, имеются и чисто технологические причины, позволяющие сомневаться в достижении киевскими уголовниками успеха при провокации против генерации. Технологическое оборудование ТЭС, ГЭС и особенно АЭС имеет значительную сопротивляемость к неквалифицированному вмешательству. Чтобы вывести из работы подрывом паровую турбину, паровой котел или ядерный реактор, требуется заложить значительные массы взрывчатки, причем нужно точно знать, куда ее закладывать. Оборудование рассчитано на значительные нагрузки по температуре, давлению, расходу рабочее среды, поэтому даже успешное проведение взрыва не обязательно приведет к останову его работу. Еще одна тонкость связана с тем, что если, к примеру, пытаться вызвать остановку относительно маломощной Черниговской ТЭЦ (2´55+100 МВт) захватом и подрывом паровых турбин, то придется устанавливать, как минимум, три мощных заряда – по одному на каждую машину.
Вероятно, единственным перспективным способом остановить крупную электростанцию ограниченными силами является уничтожение артиллерийским огнем, либо управляемыми моделями самолетов, оборудования схемы выдачи мощности, насосных технического водоснабжения, бункеров сырого угля. Это оборудование никак не защищено от повреждения, но при его отказе электростанция работать не может. Наибольших успехов можно добиться при уничтожении именно систем технического водоснабжения, так как это влечет за собой безусловную остановку оборудования, несмотря на любые профессиональные действия персонала. Дополнительным аргументом в пользу выбора для атаки именно этих систем является то, что такое оборудование как градирни (при наличии) и насосные технического водоснабжения являются очевидными целями даже, если атаку ведет непрофессионал (идентифицировать человеку с улицы с ходу, например, бункер сырого угля гораздо сложнее).
Здесь необходимы определенные технологические пояснения. Любая электростанция, использующая для производства электроэнергии паросиловой цикл Ренкина, нуждается в большом количестве технической воды, предназначенной для двух целей: отвода тепла из цикла в холодном источнике согласно второму закону термодинамики, а также для охлаждения мощных механизмов, выделяющих тепло в процессе работы (через промежуточный контур охлаждения). Указанный отвод тепла осуществляется подачей в теплообменники потока технической воды, который затем в том или ином виде охлаждается воздухом (градирня один из примеров, когда нагретая вода разбрызгивается в специальной башне, отдает тепло воздуху, а, затем, собирается под башней в специальный бассейн, и направляется обратно к теплообменникам). Отключение подачи технической воды к оборудованию, приводит к его очень быстрому останову технологической защитой. Таким образом, сценарий «блэк-аута», в том виде, как его может организовать фашистская хунта, выглядит следующим образом. На одной или нескольких станциях путем артиллерийского обстрела, либо еще каким-то образом, выводится из строя оборудование системы технического водоснабжения, в результате чего происходит аварийный останов оборудования, который провоцирует дефицит мощности в энергосистеме с понижением в ней частоты, что заканчивается каскадной аварией, и обесточиванием опасных промышленных производств.
Насколько этот сценарий реален в условиях Украины? Сразу скажем, нам он кажется малореальным. И вот почему. В истории электроэнергетики известны примеры, когда «блэк-ауты» начинались с аварии на крупном объекте генерации. 18 августа 2003 г. из-за аварии на ГЭС «Ингури» отключилась энергосистема Грузии. 7 ноября того же года авария на центральной электростанции Сантьяго закончилась потерей электроснабжения города. Схожая история произошла в Греции 12 июля 2004 г. и 9 ноября 2009 г. в Таджикистане. Однако принципы работы энергосистемы таковы, что из-за потери генерации системная авария может произойти только в том случае, если выпавшая мощность, во-первых, сравнима с мощностью всей энергосистемы, а, во-вторых, не может быть подхвачена «вращающимся резервом». Под «вращающимся резервом» в энергетике обозначают оборудование, находящееся в работе, но несущее нагрузку ниже максимальной на случай отключения объектов генерации. Одним из принципов диспетчеризации в энергетике является то, что величина «вращающегося резерва» должна быть не меньше работающей в энергосистеме самой мощной единицы генерации. В этом случае, несложно понять, почему все приведенные выше примеры случались в странах, энергосистемы которых достаточно слабы, и зависят от небольшого числа источников генерации. В случае же Украины цифры говорят о другом. В одной из предыдущих статей мы оценили максимальное потребление мощности в величину 19-27 тыс. МВт, в то время, как крупнейшие единицы генерации для Украины это блоки 800 и 1000 МВт. То есть, видно, что запас по отключению генерации в Объединенной Энергосистеме Украины велик. Для того, чтобы спровоцировать каскадную аварию нужно вывести из работы, оценочно 5-7 тыс. МВт генерации, что требует одновременной атаки против множества энергообъектов, и, на первый взгляд, едва ли выгодно хунте, так как выдать подобные действия за атаку ополченцев Юго-Востока будет довольно сложно. И, тем не менее, «ахиллесова пята» генерации в ОЭС Украины имеется.
Речь идет об энергокомплексе в Энергодаре Запорожской области. В его состав входят, фактически лишь разнесенные забором, Запорожская ГРЭС, установленной мощностью 3625 МВт и Запорожская АЭС, установленной мощностью 6000 МВт. Суммарная установленная мощность энергокомплекса составляет 9625 МВт. Обе электростанции являются крупнейшими в Украине по установленной мощности, а АЭС еще и крупнейшей электростанцией в Европе и бывшем СССР.
Фактическое состояние станций различно. Если из шести блоков АЭС в работе постоянно находятся не менее четырех, обеспечивая располагаемую мощность около 4-5 тыс. МВт, то с ГРЭС ситуация иная. Вторая очередь станции может работать только на газо-мазутном топливе, что в условиях Украины не предполагает сколь-либо длительной загрузки, хотя блоки, конечно, не простаивают весь год. Для ГРЭС типична работа двух-трех блоков первой очереди с общей мощностью 600-900 МВт. Поэтому максимальную располагаемую мощность комплекса в период максимума нагрузок можно оценить снизу в 4600-6000 МВт, что, в принципе, говорит о том, что аварийное отключение комплекса способно привести к системной аварии в масштабах всей объединенной энергосистемы. Все гидросооружения расположены на берегу Каховского водохранилища неподалеку друг от друга. Интересно, что на ГРЭС уже была авария, связанная с повреждением системы технического водоснабжения: 20 декабря 2011 из-за разрыва водовода аварийно отключились блоки №№2,4 первой очереди. Ремонт был окончен только в следующем году.
Таким образом, можно утверждать, что при успешном нанесении хунтой артиллерийского или иного дистанционного удара по сооружениям системы технического водоснабжения Запорожской ГРЭС и Запорожской АЭС возникают предпосылки к отключению всей Объединенной Энергетической Системы Украины. Ввиду того, что аналогичных результатов можно добиться гораздо меньшими усилиями путем выведения из строя межсистемных линий электропередач, мы считаем, этот сценарий маловероятным. Однако, поскольку затраченные для этого силы все равно невелики, можно предполагать, что есть вероятность таких действий хунты с целью обвинить в произошедшем ополченцев Юго-Востока.
Предыдущие статьи цикла:
1. Системная авария в ОЭС Украины как провокация нацистов
2. Провокация киевской хунты: не «конец света», а полноценный апокалипсис
Продолжение цикла:
4. Нацистские провокации против объединенной энергосистемы: апокалипсис придет зимой
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии3