Духовно-нравственные ценности, что это? Попытка объединить необъединимое или новое направление в аксиологии?

Факт, что современное российское общество в начале 90-х годов прошлого столетия вступило в очередной за последние сто лет переходный период, вещь неоспоримая. Страна испытала кризис национального духа и самосознания: рухнула коммунистическая система ценностей и, не успев самоутвердиться, поставлена под сомнение ее либеральная альтернатива. Общество оказалось в состоянии рассогласования и утраты ценностных ориентиров. Несоответствие желаний имеющимся возможностям, утрата смысла жизни, стали типичным состоянием для многих членов нашего общества. Фактически имеет место процесс разрушения единого поля нравственных ориентиров, сопровождаемый смешением традиционно русских и западных ценностных ориентаций.
Результаты соцопросов, да и просто жизненные наблюдения практически каждого из нас, показывают, что сегодня в «рейтинге» общечеловеческих ценностей довольно прочно обосновались ценности материального порядка. И занимают они в нем лидирующие позиции. Хорошая работа, под которой респонденты понимают, как правило высокооплачиваемую работу, карьера, хороший дом или квартира и т.д. – вот что сегодня волнует подавляющее большинство соотечественников. И чему тут удивляться. Социализм с его равноправием и гарантией на труд уже далеко позади и современный россиянин вынужден постоянно бороться за «место под солнцем», забывая о других, не менее важных потребностях человека. Человека не только как биологического организма, а человека, как создания одушевленного и одухотворенного, имеющего потребности духовного и эстетического плана.
Данный ценностный кризис, а точнее развитие в обществе односторонней ценностной ориентации в пользу материальных ценностей, вызвал реакцию государства, которое сегодня делает систематизированные попытки «перезапуска» механизма оценки значимости ряда общечеловеческих качеств и связанных с ними явлений. В связи с эти сегодня государственной властью принято к использованию и введено в документарный оборот понятие «духовно-нравственные ценности», используемые в соответствующем процессе воспитания.
Так что же такое духовно-нравственные ценности? Рассмотрим по каждую из этих составляющих.
Духовные ценности, исходя из своей сути, есть ценности принадлежащие духу. А дух есть образ Божий в человеке, его частица, данная человеку Создателем для возможности его преображения и спасения. И степенью своей развитости духовные ценности характеризуют внутреннее состояние человека – степень его просветленности. Духовные ценности не подвластны разуму и используются в отделении от него. Ведь разум подвластен чувствам, а чувства способны порождать и низменные желания. В духовных ценностях изначально заложены механизмы самодиагностики и самоконтроля, ориентированные в итоге на суд Творца, которые одновременно являются частью этих ценностей. Таким образом, духовные ценности есть ценности сугубо личностные и постоянные. Исследования современной науки и практики так же показывают, что духовную жизнь человека нельзя организовать через развитие его психофизических функций; нельзя прийти к духовному только через развитие интеллекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь и опосредствована психическим, душевным развитием.
Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Мораль и нравственность – это нормы поведения, которые считаются общепринятыми, а не установленные законом – это правила, регулирующие взаимоотношения между людьми, так называемые регулятивы. Нравственные ценности человека, прививаются ему в течение практически всей жизни. Они являются основой его мировоззрения и задают модель его поведения. При этом даже в одном социуме нравственные ценности у разных людей могут значительно различаться. Но все равно можно выделить достаточно много общих, которые принято называть общечеловеческими. Такие нравственные ценности, в основной своей массе, остаются неизменными на протяжении многих веков. В то же время, общества меняются, развиваясь, и в процессе развития формируют новые моральные нормы, заменяя ими уже существующие и устаревшие или дополняя их.
Следует отметить, что важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей. Иначе говоря – принципы нравственности самоценны, то есть цель, ради которой человек следует нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. И нет никаких других целей, которые необходимо достичь, следуя нравственным принципам. В этом и заключается одно из главных отличий нравственных ценностей от духовных. При этом сами нравственные начала, как бы предписывают нам заботиться об общем благе, так как в противном случае, когда имеет место только забота о личной нравственности, личность становится эгоистичной, то есть с точки зрения общества – безнравственной.
Итак, духовные ценности это ценности высшего порядка – идеал, данный человеку самим Создателем. Они постоянны и всегда индивидуальны (личностны). Их наличие обусловлено целями, лежащими за пределами земного бытия человека. Они направлены на спасение его бессмертной души. Нравственные ценности напротив – формируются самим человеком, переменчивы, так как находятся в зависимости от общественно-политических факторов и самонацелены. Как видим, духовность и нравственность – есть вещи разные. Причём совсем разные. Хотя при этом довольно близкие и постоянно соприкасающиеся между собой. Духовный человек, уже сам по себе нравственный. А вот нравственный человек, не всегда может быть духовным.
В результате можно сделать вывод о том, что данные ценности не могут быть объединены в одну группу.
Но именно в результате осознания человеком существенных различий между духовными и нравственными ценностями, при наличии понимания их тесной связи и внутренне соглашаясь с истинной природой духовного мира, в современном российском обществе родился термин духовно-нравственного воспитания. Надо признать, что такой подход, объединяющий в себе два процесса, которые по отдельности нередко способны поляризовать общество, в настоящее время вполне оправдан и целесообразен. Объединение двух этих компонентов в одном воспитательном процессе только повысит его результативность по формированию полноценных членов общества. Результатом такого постоянного воспитания является целостность человека, его направленность к добру, любви, состраданию, его уравновешенность, мудрость, обретение благополучия в семьях, установление уважительных отношений между родителями и детьми и другие высокие духовные и нравственные качества.
Материал создан в рамках проекта РОО «РУССКАЯ ОБЩИНА» «Деятельность некоммерческих организаций: пути достижения социально-значимой эффективности». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «ПОКРОВ».
Предыдущий пост

Посмотреть

Следующий пост

Посмотреть

Другие статьи

Оставить комментарий

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.