Хор обиженных «европейских мальчиков»
Вот уже третий день в Европе кипят страсти, вспыхнувшие после того, как выяснилось, что реальность санкционной войны имеет обоюдоострый характер.
Спикер сената Польши Богдан Борусевич выразил крайнее негодование по поводу того, что он и ещё 17 граждан Речи Посполитой оказались в числе нерукопожатных в России. По его словам, Министерство иностранных дел Польши должно не просто «спокойно, но твердо потребовать объяснений от Москвы», но и пойти дальше – продумать контрмеры со стороны Варшавы и создать свой «чёрный список», куда внести российских граждан, «работающих на пропагандистском фронте». Складывается впечатление, что пан Борусевич не в курсе того, что действия Москвы представляют лишь ответ на аналогичные персональные санкции Евросоюза, принятые ещё в марте прошлого года.
«Круглые глаза» по поводу ответных персональных мер в отношении европейских политиков изобразили не только в Варшаве, но и в Риге. Глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич выразил сожаление «что у ЕС и России столь разный подход к созданию и обнародованию «чёрных списков». При этом, не уточнив, в чем это проявляется. Кроме того, он посетовал, что в российский список «внесены персоны, которые не сделали ничего противозаконного, они просто демонстрировали свою принципиальную позицию». Как будто российские политики удостоились аналогичных рестрикций со стороны ЕС по каким-либо другим причинам.
Голос подал и Берлин, который потребовал от России объяснить включение граждан ФРГ (восемь человек) в «чёрный список».
Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте также осудил решение Москвы включить трех голландских депутатов в список лиц, которым запрещен въезд в Россию.
Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте
Само собой, в общеевропейском хоре прозвучал и голос британского Форин-офиса. Куда ж без англосаксов! Российское издание «черного списка» для евробюрократов и национальных политиков, занимающих недружественную позицию по отношению к РФ, на Туманном Альбионе восприняли, как попытку надавить на ЕС с целью отмены санкций.
А издание «Forbes» и вовсе предупреждает: предприняв зеркальные меры, Россия может накликать на себя новые санкции.
Напомним, поводом для очередного эксцесса стала история с депутатом бундестага Карлом-Георгом Велльманом, который по неизвестной причине отказался обратиться в посольство РФ в ФРГ и поинтересоваться на предмет, ждут ли его в Москве. А вместо этого приобрел авиабилет в Шереметьево, где его развернули обратно пограничники. Германский парламентарий был крайне возмущен и даже посетовал, что сотрудники погранслужбы обращались с ним «крайне неприветливо», «как с преступником».
В принципе, любой европейский политик мог обратиться в российское посольство в своей стране и осведомиться о своём въездном статусе. Однако многие из них почему-то до последнего были уверены, что их антироссийская политическая активность останется безнаказанной. И они в любом момент могут попасть в страну, которую регулярно поливают грязью с европейских трибун.
Более того, если введенные РФ ограничения лишь запрещают въезд политикам-русофобам на территорию РФ, то американские и европейские «персоналки» предполагают возможность экспроприации активов и недвижимости российских политиков, имевших неосторожность приобрести или разместить их за рубежом.
Для того, чтобы избежать подобных неприятных ситуаций в дальнейшем, Россия согласилась передать ЕС копию «чёрного списка», который был впервые опубликован в СМИ Финляндии. Всего в нем числится 89 имен чиновников Евросоюза (преимущественно представителей Европарламента). Среди фигурантов также члены законодательных органов стран ЕС, высокопоставленные военные и сотрудники иных силовых и разведывательных структур, общественные деятели. Как и следовало ожидать, наибольший удельный вес в списке занимают персоны нон-грата из европейских стран, проводящих наиболее агрессивную политику в отношении России. Это представители Балтии, Польши, Швеции и Великобритании.
Наши конкуренты считают, что только им позволено формулировать некие правила, по которым должны жить все остальные, отмечает главный редактор журнала РИСИ «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов.
– США и ЕС присвоили себе право формулировать некие принципы и ценности. Те, кто, по их мнению, эти ценности не разделяет, оказываются за «красной чертой». Европейцы утверждают, что право на жизнь - это высшая ценность. Всё правильно, но ведь они сами её нарушают. Или закрывают глаза на нарушения своих подручных на той же Украине. Главное, чтобы протеже действовали в той парадигме, которая устраивает Брюссель и Вашингтон.
– Бывший премьер Бельгии заявил, что для него честь оказаться среди фигурантов российского «чёрного списка». «Если Кремль говорит, что я опасен и нежелателен, это значит, что я делаю свою работу правильно».
– Это говорит о том, что его работа имеет антироссийскую направленность, а действия несут угрозу безопасности РФ. Европейцы сами загнали себя в патовую ситуацию. Они рассчитывали на то, что меры, которые они применяют, возымеют какой-то эффект. Но оказалось, что мы не согласны быть париями и «мальчиками для битья». То есть, стало понятно, что Москва может дать сдачи, к чему европейцы не привыкли. Теперь им нужно попытаться сохранить своё лицо.
Вот они и делают заявления о том, что для них якобы честь попасть в «чёрные списки». Хотя чести в этом никакой нет. Что касается обвинений в непубличности, волюнтаризме при составлении подобных «стоп-листов», то мы берем пример с самой евробюрократии. То же самое касается США, которые вводили санкции против российских компаний под предлогом, что их уличили в связях с Ираном. Тогда под санкции попали компании, которые никак не были связаны с иранским руководством. Европейцы действуют в том же духе. Но если они имеют право составлять такие списки, то почему другим этого делать нельзя?
– По логике Запада, он «наказывает» за принятые политические решения (в частности, по Крыму). Однако это не выдерживает критики, поскольку в числе фигурантов персональных санкций значатся и представители бизнеса.
– Ну да, можно подумать, что предприниматель Аркадий Ротенберг, акционер банка «Россия» Юрий Ковальчук или бизнесмен Константин Малофеев принимали решение по Крыму.
– Почему среди санкционированных европейских «общечеловеков» в основном представители «евроговорильни» (Европарламента), который не принимал решения по санкциям? При этом в нашем «стоп-листе» не оказалось таких топовых фигур как председатель Европейского совета Дональд Туск, представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Фредерика Могерини или, скажем, глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер? Не хотим «сжигать переговорные мосты»?
– Что уж говорить, европейский и американский санкционные списки гораздо шире. В них попали глава Совфеда РФ, спикер Госдумы, два вице-премьера, глава комитета по международным делам Госдумы, помощники президента и многие другие, действительно ведущие политики. Действия американцев и европейцев по формированию «чёрных списков» выявляют направленность и целевые установки.
Очевидно, что в их планах сменить режим Путина. Причем они мыслят устройство российского политикуума по образу и подобию того, что существует в самом Евросоюзе. Логика простая – если подорвать экономическую основу режима, создав проблемы для крупных российских предпринимателей или глав госкорпораций, то это лишит российскую власть поддержки.
Но Запад плохо знаком с российским менталитетом. Когда встает вопрос о национальном выживании, то чем больше на нас давишь, тем выше степень мобилизации и сплочения российского народа вокруг лидера. Об этом свидетельствуют все соцопросы. У европейцев другая система, поэтому они принимают неверные решения.
В конце концов, нужно понимать, что такое современные коммуникации. Конечно, санкции или запрет на въезд создают определенные проблемы для бизнеса. Но ведь можно устроить видеоконференцию и в её рамках договариваться с партнерами, есть электронная почта. Сейчас не как 200 лет назад, когда нужно было несколько дней ждать, пока гонец с известием доскачет от одной столицы до другой.
Европейцы играют на публику. Они совершили неверный ход, не могут этого признать и пытаются сделать красивую мину при плохой игре.
– В виду того, что российский МИД обнародовал ответные «чёрные списки», говорит ли это о том, что Москва готова к продолжению санкционной войны и не ждет в этом плане ничего хорошего от саммита ЕС в июне?
– Акцент нужно делать на другом. Мы поступили совершенно правильно, показав, что у нас не дрожат колени. Нас ударили по правой щеке, но мы вовсе не намерены подставлять левую. Да, мы прекрасно понимаем, что в Евросоюзе есть атлантистская партия, которая доминирует. Проще говоря, это те политики и партии, которые зависят от США. Среди которых много представителей бывшего соцлагеря. В этой ситуации Москва выбрала правильную стратегию – отвечать ударом на удар.
Западные политики, начиная с 1990 гг., весьма вольготно чувствовали себя на постсоветством пространстве, напоминает декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов.
– Всегда негласно действовал режим максимального благоприятствования. Все боялись их пальцем тронуть или как-то обидеть, чтобы не спровоцировать истерики в западных СМИ. Однако сейчас Россия оказалась в мобилизационной ситуации. Если делать вид, что мы не замечаем подрывной работы со стороны западных «партнеров», степень их агрессивности будет только нарастать.
Демонстрация ответного «чёрного списка» западных политиков означает, что мы пока не рвём отношения окончательно, но, вариант возможны.
– Судя по статусу включенных в него лиц, Москва проявила максимальную сдержанность, оставляя себе пространство для дипломатического маневра.
– Здесь мы учитываем негативный опыт Запада, который ввёл сверх жесткий список российских чиновников. Вместо того чтобы запугать нашу элиту, её лишь дополнительно сплотили вокруг Владимира Путина. Обратите внимание, под западные персональные санкции попали люди, которые не всегда разделяли державно-патриотическую линию. Или, по крайней мере, были весьма умеренны. Получив «чёрную метку» от Запада, они были вынуждены занять гораздо более жесткую позицию.
– Обращает внимание, что представители либерального лагеря российского истеблишмента оказались не затронуты санкциями. Не замечено Дворковича, Набиуллину или Улюкаева в числе персон нон грата. Чем это объясняется?
– Я не беру в расчет российских либералов, а говорю про умеренных вроде бизнесмена Тимченко, вице-премьера Козака. А Набиуллину или Дворковича будут включать в последний момент, либералов Запад не трогает.
– Это попытка внести раскол в российский правящий класс?
– Судя по всему. Но, повторюсь, Брюссель и Вашингтон получили обратную реакцию. В том плане, что умеренные и колеблющиеся были вынуждены занять более жесткую позицию. Российское руководство не отказывается от контактов с ключевыми фигурами на Западе, чтобы не спровоцировать очередной виток антироссийской истерии.
С другой стороны, мы готовы продолжать дипломатические контакты и вести переговоры с лидерами США и ЕС. То есть, Москва в большей степени демонстрирует готовность к диалогу. Для нас гибкая линия более удобна, и к ней очень сложно Западу подстроиться. По одним моментам мы занимаем жесткую позицию, по другим, наоборот. Такой «плавающий курс» не дает возможности предсказать наши действия, вводя противника в заблуждение.
– Амплитуда «маятника» (санкции, ответ со стороны России, встречные обвинения и т.д.) нарастает или уменьшается?
– Начнем с того, что санкции будут продлены. И Крым нам никто не простит. Это должны четко осознавать все представители элиты, даже либерально настроенные. Если что, Запад не пощадит и их: отберет все активы и выкинет из российского истеблишмента.
Договориться с Западом путем уступок и сдачи национальных интересов, невозможно. Нормализовать отношения с ним можно, только одержав победу на Украине. Ни в коем случае нельзя, чтобы мирное урегулирование в Донбассе проходило под диктовку Брюсселя и Вашингтона, больше напоминая капитуляцию ДНР и ЛНР. В какой-то момент, измотавшись в противостоянии с РФ, Запад может пойти на устраивающий нас компромисс. Впрочем, до этого пока далеко. В ближайшей и среднесрочной перспективе Россию будут испытывать на прочность. Думаю, что США будут это делать чужими руками, главным образом используя Украину, возможно Азербайджан, который откроет «второй фронт» в Нагорном Карабахе. Ещё одна проблема - это блокада, устроенная Киевом, ПМР...
Нам не стоит слишком обольщаться по поводу заявления госсекретаря США Джона Керри, который пообещал оказать давление на Порошенко. Это чистой воды дипломатия. Американцы не могут проиграть Украину. Потому что в такой ситуации под вопросом окажется их статус глобального регулятора. Сами понимаете, на кону слишком многое, чтобы рисковать.
Если мы будем пытаться отсидеться в берлоге, нашего медведя просто запрут в ней и уничтожат.
Читайте также:
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии6